Экономика

Надежный индикатор общества

В России ужесточение контроля государства за производством и торговлей алкоголем почти всегда начинается на краю экономической пропасти, но в период укрепления политической власти.

С момента изобретения в России гонки хлебного спирта (а это середина XV века) государство взяло винокурение в свои крепкие объятья и держит его в них по сей день, время от времени усиливая или ослабляя хватку.

Лента времени

Первый указ о единоличном владении производством и продажей алкоголя был подписан в 1474 году. Эта первая монополия была самой продолжительной в российской истории — 80 лет. Два Ивана (третий и четвертый) боролись с винными привилегиями церкви и бояр, отдавая право производства и реализации водки своей администрации. Финал этой истории печален: в любые времена государство, не обладающее реальной властью на своих перифериях, не может доверять само себе. Боярская смута всего лишь смела винно-водочную монополию государства, которая и без того продемонстрировала свою несостоятельность.

Но отмена монополии не всегда связана с безвластием. Часто сильные правители на пороге активных экономических реформ отдавали производство и продажу алкоголя на откуп энергичным дельцам. Так поступали Петр I, Екатерина II, Николай I. Свобода предпринимательства в этой отрасли сулила им большую прибыль, ибо откупные суммы часто были оговорены заранее.

Герой новейшей истории Борис Ельцин — один из немногих, кто успел в короткий период и отменить, и снова возродить право государства на алкоголь. Нам «посчастливилось» стать свидетелями самых кошмарных проявлений наличия и отсутствия монополии. Горбачевская реформа с ее неуемным пылом на долгие годы поставила в тяжелое положение спиртоводочную промышленность и в унизительное — покупателей. В то же время в 1992 году, когда государство сняло с себя ответственность за производство, ввоз, продажу водки, Россия была наводнена импортным алкоголем сомнительного качества, псевдоводками и попросту опасной продукцией. Бюджет терял деньги, а народ — здоровье.

Из огня да в полымя

Единоличное государственное право на алкоголь всегда начинается как благое дело, но, обрастая коррупцией и взяточничеством, демонстрирует свою неэффективность. В конце концов каждая монополия вызывает недовольство всех участников этой истории: и тех, кто пьет, и тех, кто льет, и тех, кто ждет прибыли в казну. Как правило, кризис монополий на водку совпадает с каким-нибудь экономическим и политическим (чего в нашей стране всегда было в достатке), и на смену жесткому госконтролю приходит система откупов. Спустя столетия она трансформируется в акциз. Но и здесь в ситуации свободной экономической конкуренции русский человек найдет, обо что запнуться: отсутствие монополии оборачивается резким ростом цен, снижением качества водки, пьянством, недоимками в государственной казне. Эта траектория постоянного колебания из огня да в полымя имеет точки подъемов и спадов, катастроф и удачных решений.

Возможно, сегодня мы находимся в самом низу лестницы, ведущей вверх: когда народ все еще много пьет, но пьянством своим не гордится, а им ужасается. Когда отечественный производитель снова умеет делать качественную водку и дорожит своей репутацией, а государство вертит в руках экономико-политический гаечный ключ, все сильнее подкручивая расшатавшиеся механизмы.

Взгляд современника

С января 2010 года вступило в силу постановление правительства, согласно которому был установлен ценовой минимум на водку. Его основная цель — сократить объемы нелегальной продукции в розничной сети и тем самым упрочить положение легальных производителей и контролирующую роль государства. Прошло полгода, и уже можно сделать некоторые выводы о том, насколько действенным на практике оказалось это решение.

Максим Байкалов,
президент Алтайской алкогольной ассоциации:

Выравнивание цен сработало в пользу легальных производителей. Сегодня мы не видим в магазинах продукцию ниже 89 рублей, что существенно затруднило реализацию нелегального товара. Правда, наши предприимчивые, но недобросовестные участники рынка и здесь нашли лазейки: дорогая нелегальная водка переместилась в низкий ценовой сегмент. Также сразу после вступления закона в силу на прилавках появилось большое количество некачественных настоек по 50−55 рублей, фактически являющихся аналогом контрафактной водки. Но, надо отметить, на этот раз государство среагировало очень оперативно: Росалкогольрегулирование уже в начале года высказало намерение установить общий ценовой минимум на весь алкоголь больше 28 градусов. И вот с июня новое постановление вступило в силу.

В целом же пока рано говорить о заметном влиянии нового закона на состояние рынка, так как объемы реализации у легальных производителей не увеличились. Но важно другое: мы видим попытку государства навести порядок в отрасли. Об этом говорит введение акцизных марок, системы контроля оптовых продаж ЕГАИС, ужесточение условий лицензирования и правил торговли, повышение требований к отчетности легальных производителей. Более того, создана специальная Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

На мой взгляд, лучшая альтернатива монополии — это именно контроль государства за качеством продукта, объемами его легального производства и предотвращение нелегального оборота алкоголя и появления суррогата.

Борьба с контрафактом

Кроме установления ценового минимума, с 1 января 2010 года была повышена стоимость лицензии на пять лет на производство водки. И сегодня она составляет 6 млн. рублей. По данным Росалкогольрегулирования, это только первые шаги в борьбе с контрафактным алкоголем.

Справка

89 рублей — минимальная цена на водку объемом 0,5 литра с января 2010 года.

Ведро — первая емкость, которой в 1819 году регулировалась твердая (установленная государством) цена на водку (по 7 рублей за ведро).

Некоммерческое партнерство «Алтайская алкогольная ассоциация» (ААА) создано в феврале 2009 года, в его состав входят производители и оптовые предприятия края. Цель его работы —  объединить усилия участников рынка для защиты их интересов на региональном уровне. Борьба с нелегальной продукцией — также одно из основных направлений деятельности ассоциации.

В 2009 году участниками ААА были предприняты шаги по ограничению ввоза на территорию Алтайского края контрафактной продукции низкого качества. В результате их деятельности в крупных райцентрах и городах было сокращено ее количество, также поднялся минимум самого дешевого спиртного: с 55 до 74−78 рублей. Ассоциация активно взаимодействует с органами власти, также заинтересованными в решении проблем рынка. В 2010 году одно из приоритетных направлений деятельности ассоциации — работа с властью по расширению присутствия продукции местных производителей в торговых сетях края.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость