Экономика

Надоело быть сырьевым придатком

Всю вторую половину февраля губернатор Александр Карлин делал громкие заявления относительно подъема агропромышленного комплекса (АПК). Он надеется, что к 2008 году в АПК рост производства составит 15%. При этом прогнозируется «уход от положения края как сырьевого придатка». Для этого в администрации намерены создавать «цепочки» товарных потоков и участвовать в продвижении местных товаров. Однако подробные механизмы этой помощи пока неизвестны.

В то же время некоторые производители из других регионов жалуются, что администрация края оказывает давление на розницу с целью увеличить на торговых полках долю алтайских товаров. В самой рознице это отрицают, но признают, что подобные подходы уже имели место ранее по крепкому алкоголю. Такая политика может привести только к одному - ухудшению инвестиционного климата в регионе. Жесткие меры защиты местных производителей не принесут успеха в долгосрочной перспективе, утверждают эксперты «ВД».

Заявления власти

Первые свои заявления относительно поддержки алтайского сельского хозяйства Александр Карлин начал делать 17 февраля на подписании соглашения о сотрудничестве между администрацией края и Алтайским государственным аграрным университетом.

«К сожалению, значительная часть продукции растениеводства и особенно животноводства вывозится за пределы Алтайского края, где перерабатывается и возвращается в качестве готового продукта в наши же города и села», - заявил губернатор. По его словам, это недопустимо позорное явление, но не для крестьянина, а для тех, кто занимается управлением социально-экономических процессов в крае. «Это явление разорительное с экономической точки зрения: мы вывозим из края весь прибавочный продукт, который создается тяжелым крестьянским трудом. Мы самую тяжелую ношу взвалили на наших крестьян, а то, что дает финансовые результаты, повышает экономику сельского хозяйства, мы отдаем в чужие руки. Это недопустимая близорукость», - цитировали Карлина информагентства. «Я считаю, что современные торговые сети края должны продвигать алтайскую продукцию. Предстоит серьезная работа краевой администрации в этой сфере. Мы должны развивать сеть торговых домов, торгово-выставочных центров, которые будут позиционировать наш региональный продукт. Он признан не только в стране, но и за ее пределами как продукт высочайшего качества, отвечающий высоким экологическим требованиям», - резюмировал губернатор.

27 февраля на расширенной коллегии главного управления сельского хозяйства Александр Карлин развил свою мысль. «К 1 июля мы дадим оценку того, насколько эффективно мы управляем АПК. Если результатов я не увижу, решения буду приниматься кардинальным образом. Структура будет пересмотрена, множественность органов ликвидирована», - сообщил губернатор, критикуя своих подчиненных, управляющих сельским хозяйством.

По мнению Карлина, одной из стратегических установок администрации должен стать «уход от положения края как сырьевого придатка, источника сырья для перерабатывающей и пищевой промышленности других регионов. Мы должны обеспечить максимально высокий уровень переработки сельхозпродукции». «Мы завозим в аграрный край молочные, крупяные и мясные изделия, низкосортное пиво из Приволжского федерального округа, кондитерские изделия с Урала. Имея самые большие площади под подсолнечником в Сибири, мы завозим даже подсолнечное масло. Эта ситуация нетерпима. Дальше ее сохранять нельзя. Она бьет по самолюбию, она убивает экономику региона. Как следствие имеем проблемы безработицы, в том числе в сельской местности», - говорил губернатор. А буквально на следующий день, выступая на расширенном совещании налоговых органов края, Александр Карлин заявил, что в аграрно-промышленном комплексе «при условии исполнения всех направлений развития» ожидается рост производства к 2008 году на 15% к уровню 2005 года с увеличением доли продукции, реализуемой в переработанном виде».

«Уберите контролеров»

В пресс-службе краевой администрации «ВД» расшифровали основные тезисы губернатора. Причем расшифровали достаточно просто - чиновники теперь должны задуматься о выстраивании «цепочек» по продвижению алтайских товаров. «Не так давно губернатор был в компании «РИКИ» и, узнав, что там собираются производить блинчики, сразу поинтересовался, где компания будет покупать джем для них», - иллюстрируют примером эту идею в пресс-службе.

Второе направление, которое отметили в администрации края, - это помощь местным производителям в продвижении и брэндировании продукции. Однако сообщить, как будет выглядеть конкретный механизм этой помощи, в краевой администрации пока не готовы. Такой механизм пока попросту не разработан. Зато сейчас, как подчеркнули в пресс-службе, проводится тщательное исследование мясного рынка края. В администрации хотят знать, как этот рынок устроен и почему большая часть мяса у нас вывозится за пределы региона.

В местных компаниях в целом поддерживают инициативы губернатора. Но в большинстве случаев уходят от обсуждения реальности предполагаемых цифр роста АПК. «Сейчас власть, скорее всего, не поддерживает, а ставит подножки, она породила огромное количество чиновников, которые чаще всего выдают свою деятельность за помощь производителям. Получается следующая ситуация - беспрерывные проверки различных ведомств отнимают рабочее время и деньги у предприятий, которые потом другие чиновники предлагают этим же предприятиям в виде кредитов и помощи», - говорит глава КФХ «Гончаренко» Сергей Гончаренко. По его словам, для поддержки АПК не требуется денежная помощь и кредиты. «Если бы убрали действительно, а не на словах хотя бы половину чиновников-контролеров, то это была бы достаточная помощь власти производственникам», - считает Гончаренко.

По словам председателя совета директоров компании «Пава» Андрея Игошина, цифра в 15% роста выглядит вполне реально. «Сельское хозяйство может вырасти на 15% и даже раньше, чем к 2008 году. Достаточно собрать урожай зерновых на 600-700 тыс. тонн больше, чем в 2005 году, и край получит желаемый рост», - сообщил госоподин Игошин. Он отмечает, что, действуя не только в зерновом, но и мясомолочном направлении, добиться желаемого результата будет еще проще. По мнению Игошина, чтобы развивать отрасль, нужно поощрять фермерские хозяйства и другие сельхозпредприятия, которые работают эффективно в действующих правовых формах. «С хозяйствами, близкими к банкротству, нужно определяться, смогут ли они работать дальше. Если деятельность проводилась неэффективно, лучше ускорить процедуру их банкротства и искать других, более грамотных собственников», - советует Игошин. По его мнению, «нужно отладить уже созданные программы поддержки сельхозтоваропроизводителей и разъяснить конкретный алгоритм действий предоставления бизнес-планов по селу в рамках национального проекта». «Разъяснять шаг за шагом - что сделать селянам, чтобы попасть в национальный проект по селу», - комментирует Игошин.

Давит ли торговля?

«Помощь в продвижении» и создание «цепочек» являются, по оценке «ВД», идеями, конечно, благими. Однако ряд косвенных фактов свидетельствует о том, что конкретные исполнители воли губернатора не гнушаются использованием уже знакомых им методов. Речь идет о жестком давлении на торговлю с целью увеличения доли местной продукции в ее ассортименте. Как уже сообщало «ВД», «Кузбасский пищекомбинат» остался недоволен результатами недавнего визита губернатора на барнаульский рынок «Центральный». В других неместных компаниях на условиях анонимности сообщают, что это далеко не единственный случай. В частности, один из источников утверждает, что недавно комиссия из чиновников имела беседу с предпринимателями на рынке на проспекте Космонавтов. «Работа начинается с местных ларечников, поскольку гораздо сложнее влиять на крупные торговые сети», - рассказал наш источник.

По данным, которые «ВД» получило в ряде бесед с представителями неалтайских торговых сетей, доля местной продукции в ассортименте - это всегда предмет переговоров. И зачастую власти требуют, чтобы эта доля не была ниже 30%. Впрочем, в местных торговых сетях эту информацию не подтверждают. «Подобные примеры имели место по водочной продукции», - говорит заместитель директора торговой сети «Раздолье» Александр Балушкин. Информацию о давлении по другим продовольственным направлениям он не подтвердил. По словам заместителя директора по связям с общественностью компании «Мария-Ра» Евгения Соколова, «мы с такими случаями не сталкивались». «Но подобные разговоры связаны с тем, что своя продукция всегда должна быть на первом месте», - утверждает Евгений Соколов. По его словам, в «Марии-Ра» сегодня самый большой процент алтайских товаров - 34,5%. Случаи появления в магазинах компании «указателей» «Произведено на Алтае» Евгений Соколов связывает с требованиями покупателей. «Эта идея возникла потому, что многие бабушки и дедушки спрашивают, где находится алтайская мука, крупы и так далее», - сообщил Соколов.

По словам генерального директора «Торгового двора «Аникс» Юрия Никитина, по итогам февраля товарооборот алтайских товаров в розничной сети компании составил 30%. «Долю в товарообороте определяет в конечном итоге покупатель наших магазинов на основании своих личных предпочтений и привычек. С давлением местных властей с целью лоббировать интересы местных производителей пока не сталкивались», - утверждает Юрий Никитин.

Не испортите климат

По словам Андрея Игошина, который через систему «ПАВА РОС» занимается розничной торговлей в 25 регионах России, «практически в каждом регионе администрация стремится, чтобы товары местных производителей увеличивали свою долю в ассортименте». «Я считаю, что это правильная тактика - каждый регион должен выживать самостоятельно и именно от властей зависит, как развивается местная промышленность, и какие предпосылки для этого созданы», - говорит Андрей Игошин.

Однако, несмотря на всю правильность такой тактики, позволим частично не согласиться с этой точкой зрения. Если местным производителям создадут такие же «тепличные» условия, как это было с водкой, качество алтайских товаров будет только падать. А компании-производители из других регионов могут отказаться от инвестиционных проектов в Алтайском крае. Очень хорошо, что мы пока не можем назвать подобных примеров. Например, несмотря на недовольство, тот же «Кузбасский пищекомбинат» заявляет о том, что он по-прежнему намерен открыть в крае производственную площадку и свинокомплекс. «Мы уверены в том, что администрация Алтайского края будет последовательна в своих действиях и оставит за потребителем право выбора. Не стоит забывать, что создание барьеров, ограничивающих свободную конкуренцию, препятствует развитию и насыщению товарных рынков и удовлетворению потребностей населения», - сообщил «ВД» генеральный директор «Кузбасского пищекомбината» Михаил Васильев.

Несмотря на полный паритет мнений, «ВД» уверено, что испортить инвестиционный климат в крае можно одним неосторожным словом. А исправлять ситуацию придется десяткам людей. Если благая по сути цель поддержки местных производителей руками исполнителей превратиться в банальное давление на торговлю, лучше никому не будет. В этом и заключается главная опасность.

«С теоретической точки зрения эта мера (давление на торговлю. - Прим. ред.) могла бы поддержать местных производителей на начальном этапе, но в долгосрочной перспективе успеха она не принесет. Местные производители должны «наращивать мускулы» в честной конкурентной борьбе», - высказывает мнение Юрий Никитин. Представители местных розничных сетей действительно неоднократно заявляли о неспособности многих алтайских товаропроизводителей выдерживать сроки поставки и стабильное качество своей продукции. И именно эта причина зачастую не пускает на полки местных производителей. Потому что ее мало кто покупает.

Матвей ЭРГАРДТ,

Наталья ПЬЯНЗИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость