Насколько подорожало топливо
По его словам, стоимость бензина на АЗС выросла, в среднем, на 3,5%. При этом оптовые цены на разные виды нефтепродуктов в течение года увеличились на 40-55%. Вместе с тем, Юрий Матвейко отметил, что на протяжении полутора лет цена топлива на АЗС, вне зависимости от уровня инфляции, не менялась. Сейчас же на рост его стоимости влияет целый ряд факторов.
Во-первых, объем производства нефтепродуктов по сравнению с прошлым годом сократился на фоне планового ремонта нефтеперерабатывающих заводов и общей экономической ситуации в стране. К тому же, значительная доля произведенных нефтепродуктов экспортируется.
![Юрий Матвейко. Юрий Матвейко.](https://obj.altapress.ru/picture/756491/900x.webp)
Юрий Матвейко,
вице-президент РТС:
Соответственно, объемов недостаточно для того, чтобы рынок был сбалансирован. А когда возникает нервозность и недостаточное предложение нефтепродуктов на бирже, цены, как правило, растут, и растут значительно.
Он добавил, что такая тенденция наблюдается с 2011 года. За 12 лет с первого топливного кризиса всего два года прошло без потрясений. В текущем же году «тряхнуло» как никогда.
![Заправка. Бензин. Заправка. Бензин.](https://obj.altapress.ru/picture/527292/900x.webp)
Безудержный экспорт
По словам Юрия Матвейко, во всем мире в первую очередь наполняется внутренний рынок, а потом уже организуется экспорт. В России же есть компании, которые действуют без согласования с регуляторами и различными способами экспортируют топливо, не учитывая потребностей внутреннего рынка.
Он добавил, что в настоящее время Минфином РФ рассматривается вопрос о сокращении демпфера (компенсационная выплата нефтяным компаниям, покрывающая разницу между ценой на внутреннем и зарубежном рынке, призванная стимулировать поставки на отечественный рынок — прим. altapress.ru).
Юрий Матвейко,
вице-президент РТС:
С учетом роста курса доллара экспорт стал значительно привлекательнее, чем поставки на внутренний рынок. Выплаты по демпферу серьезные и значительные — исчисляются сотнями млрд рублей для каждой нефтяной компании. Если они снизятся, то доходы нефтяников сократятся, поэтому они стремятся успеть заработать на экспорте.
![Грузовая цистерна на ж/д станции. Грузовая цистерна на ж/д станции.](https://obj.altapress.ru/picture/529133/900x.webp)
Простых решений нет
Эксперт отметил, что одного простого решения для всего этого комплекса проблем не существует и выразил надежду, что Минфин с нефтяниками найдут какой-то консенсус, заводы выйдут с ремонтов, и в сентябре-октябре ситуация на рынке уже может стабилизироваться.
Пока же ситуация непростая, бензина не хватает. Биржевые и крупнооптовые цены на него находятся на очень высоком уровне. С дизельным топливом таких проблем пока не наблюдается — его страна производит достаточно, и таких скачков цен на сегодняшний день нет. Зато растут затраты самих АЗС, что сказывается на конечной цене топлива.
![Бензин в канистре. Бензин в канистре.](https://obj.altapress.ru/picture/657325/900x.webp)
Юрий Матвейко,
вице-президент РТС:
Это и налоги, и уровень зарплат поднимается, ну и, соответственно, инфляционные процессы никто не отменял. Поэтому рост цен на бензин объективен и полностью объясняется имеющимися экономическими факторами. Надеюсь, в ближайшее время все это отрегулируется и стабилизируется, а глобальных скачков не увидим. Но думаю, что назад цены вряд ли откатятся.
Самое важное - в нашем Telegram-канале