Попытки спасти предприятия, находившиеся под контролем Ольги Антипиной и ее родственников, были предприняты в середине 2013 года. То есть спустя больше года после того, как «Россельхозбанк» остановил выдачу новых кредитов предприятиям «Изумрудной страны», а на саму Антипину и ряд других связанных с делом людей возбудили уголовное дело.
Дело было резонансным — ведь в состав «империи» входили предприятия в 31 районе края, а работали на них тысячи людей. Уже в 2013 году поступали сообщения, что на предприятиях агрохолдинга люди не получают зарплату, падеж скота увеличился в 2−4 раза, надои рухнули, районные администрации расторгают договоры аренды земли.
В «Россельхозбанке» тема «Изумрудной страны» была закрытой для комментирования, и до сих пор неясно, какие договоренности лежали в основе попыток спасти ситуацию, предпринятых в 2013 году. Одной из сторон переговоров была озвучена позиция банка: он заинтересован в том, чтобы кредиты (около 20 млрд рублей) были возвращены.
Известно, что банк договорился с предприятиями о реструктуризации большей части старой ссудной задолженности этих предприятий и заключили со многими из них мировые соглашения. Начать гасить ссудную задолженность предприятия должны были в 2015 году.
Кроме того, банк пообещал выдать новые кредиты. Кредитовать предполагалось через платежеспособные предприятия этой бизнес-группы, которые в свою очередь будут давать ссуды хозяйствам. Те смогут начать работать и со временем погасят долги по мировым соглашениям. Каким путем пошли стороны, пытаясь урегулировать проблемы, долгое время оставалось неясным.
Из решения суда о признании банкротом Ольги Антипиной, опубликованного 24 марта, видно, что в 2013 году банк выдал два новых крупных кредита «Бийскому комбинату хлебопродуктов» (на 35 и 130 млн рублей), а в начале 2014 года еще один кредит (на 400 млн рублей) совхозу «Краснознаменский» (Курьинский район). В залог оформили имущество этих предприятий, а поручителями была Ольга Антипина и несколько юрлиц.
Но почти ничего эти заемщики не вернули. Вероятно, более полумиллиарда рублей не спасли ситуацию.
На «Бийском комбинате хлебопродуктов» сейчас идет внешнее управление. Идет непросто: в январе СМИ сообщали, что предприятие не работает. Только с начала 2017 года в Бийский горсуд работники комбината подали 80 заявлений о погашении долгов по зарплате.
В совхозе «Краснознаменский» сначала тоже ввели внешнее управление. Но его план не выполнялся. С ноября 2015 года, по данным арбитража, производственная деятельность там не велась, рабочие были уволены, сельхозживотные отсутствовали, посев зерновых и других культур в 2016 году не проводился. Сдать в аренду имущество тоже не удалось.
И хотя «Россельхозбанк» и заявил, что ищет потенциального инвестора для совхоза, суд не счел возможным восстановление платежеспособности сельхозпредприятия и в октябре ввел конкурсное производство.
Судя по недавно начатому судебному разбирательству, реструктуризация тоже не дала результатов, по крайней мере, на части предприятий. На сегодня совокупный долг предприятий как по старым, так и по новым кредитам «Россельхозбанк» оценивает суммой в 26 млрд рублей. Банк требует эту сумму от поручителей-юрлиц, сейчас дело рассматривает кассационная инстанция.
Добавим, что в начале января мэр Бийска Николая Нонко высказал суждение, что бийские активы «Изумрудной страны» — комбинат хлебопродуктов, элеватор и сахарный завод — все же сохраняют потенциал. Но не только они. На «Линевском племзаводе», проходящем конкурсное производство, еще находятся более 700 голов КРС и 32 лошади.
По данным арбитража, принято решение о замещении активов и создании нового акционерного общества на базе «Павловской птицефабрики», где еще работают 242 человека. На этом настаивает «Россельхозбанк». Иначе говоря, попытки спасти то, что осталось от «империи», продолжаются.