Экономика

Неожиданный долг возник у потребителей "Алтайкрайэнерго". Как быть?

Более девяти тысяч потребителей "Алтайкрайэнерго" (юрлица и предприниматели) имели полное право спать спокойно весь 2009 год. Ведь у них на руках было самое действенное "успокоительное" – акт сверки расчетов, в котором их добросовестность при оплате электроэнергии была подтверждена печатями и подписями.

Теперь многие из них озадачены: энергетики прислали им новые документы, в которых числится долг за "сожженное" и оплаченное полтора года назад электричество.

В энергокомпании объясняют, что в тот момент ошиблись, недоначислив клиентам определенные суммы. Однако не все потребители готовы платить за чужую ошибку. "Мы что, теперь должны в свою очередь найти своих покупателей и потребовать от них доплатить за колбасу, которую они в то время у нас купили?" – недоумевает один из предпринимателей.

Нечаянно нагрянул

– Нам выдали акт сверки, в котором у нашей фирмы долг девять тысяч рублей за ноябрь 2007–сентябрь 2008 года, у других предпринимателей в среднем примерно такой же долг, – объясняет Александр Стороженко, директор компании "Универсал-сервис" и председатель правления представительства Алтайского союза предпринимателей (АСП) в Рубцовске. – Но у нас за этот период все было по нулям, есть акты сверки, а тут вдруг такая штука выходит.

У Лидии Некрасовой, предпринимателя из Поспелихинского района, "нечаянно нагрянувший" долг примерно 40 тысяч – у нее пекарня. Автозаправке "Октан" в Алейске выставили счет-фактуру на 11 тысяч. Сумма несмертельная, но как ее провести по бухгалтерии, когда вся отчетность за прошлые годы закрыта?

По данным АСП, неожиданные долги энергетикам доходят до 40–60 тыс. рублей.

– Это тяжелая нагрузка для тех, у кого месячный объем оплаты достигает 100–120 тысяч рублей, – считает Елена Кайгородова, исполнительный директор АСП.

Почувствуйте разницу

Что же все-таки произошло? С ноября 2007-го по сентябрь 2008 года компания "Алтай­край­энерго" ошибочно предъявляла потребителям к оплате электроэнергию только по тарифу без учета нерегулируемых цен, пояснил на сайте компании Станислав Набоко, гендиректор "Алтайкрайэнерго".

В самом деле, у всех, кроме населения, плата за электричество складывается из двух частей: плата по "твердой" цене (тарифу) и плюс по "свободной" (нерегулируемой). Таковы правила, и никто против них не возражает.

Однако и сама компания "Алтайкрайэнерго", покупая в этот спорный период электричество у "Алтайэнергосбыта" (чтобы перепродать ее клиентам), тоже расплачивалась только по тарифу – без учета нерегулируемой цены. И все было бы ничего, если бы в конце 2009 года "Алтайэнергосбыт" через суд не доказал, что покупатель ему недоплачивал.

Разница, как пояснили в этой сбытовой компании, вылилась в 65 млн. рублей. В октябре-ноябре 2009 года эту сумму "Алтайкрайэнерго" уже перечислила. Соответственно, свои убытки последняя раскидала на всех клиентов (кроме граждан).

За что купил, за то продаю

Вообще, история эта весьма противоречивая. С одной стороны, решение "Алтайкрайэнерго" "раскидать" платеж на клиентов правомерное: за что купила компания электричество, за то и должна продать (с учетом, понятно, надбавки за передачу электричества по сетям). И Станислав Набоко, призывая клиентов оплатить вновь выставленные счета-фактуры, ссылается, в частности, на решение Высшего арбитражного суда да и на многие правовые нормы.

С другой же стороны, был бы у потребителей долг больше двух месяцев – большинство бы давно отключили.

– То есть, если я кому-то продавал товар, а потом оказывается, что менеджеры выставили не те фактуры, я должен своему покупателю сказать: "Слушай, ты мне доплати"? – возмущается г-н Стороженко. – Не понимаю, почему не вмешаются многочисленные структуры поддержки предпринимательства?

Намерены судиться

Стороженко считает, что многие, опасаясь отключений, скорее всего, все оплатят – что называется, дешевле заплатить, чем обжаловать. И те, у кого суммы небольшие, уже поторопились – по крайне мере, в Поспелихинском районе. Но Лидия Некрасова настроена по-боевому:

– Мы объединяемся и намерены судиться, я слышала, что решения судов принимаются в пользу предпринимателей, – говорит она.

Алла Сысоева, юрист Бийской консалтинговой группы, рекомендует не принимать новые счета-фактуры, оформив отказ в виде протокола разногласий. Мотивировка понятная: за указанный период оплата произведена в полном объеме. Тогда энергетики будут доказывать свою правоту через суд, а свои убытки компания могла бы включить при защите тарифов на следующий год, полагает г-жа Сысоева. Хотя и в этом случае заплатить за ошибку компании все равно бы пришлось потребителям.

Справка

После оплаты счетов-фактур за период с ноября 2007 года по сентябрь 2008-го частным предпринимателям необходимо подать в управления ФНС уточненную декларацию по налогу на доходы за соответствующий период, ООО-шкам – уточненную декларацию по налогу на прибыль. Упрощенки подача уточненных деклараций не касается.

Что делать?

1. Оплатить все сразу, поскольку требования "Алтайкрайэнерго" правомерны.

2. Оплатить в рассрочку. Для этого необходимо обратиться в "Алтай­крайэнерго" с соответствующей заявкой. Как пояснил "СК" Сергей Кулипанов, заместитель гендиректора  "Алтайкрайэнерго", компания готова пойти навстречу клиентам, в случае если период рассрочки будет разумным.

3. Не платить: оплата вновь выставленного счета-фактуры означает, что вы признали задолженность.
В этом случае "Алтайкрайэнерго" придется доказывать свою правоту через суд. При этом энергетики не вправе вводить ограничения потребления, поскольку оплата подтверждена актами сверки расчетов, поясняет Алла Сысоева, юрист Бийской консалтинговой группы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость