Экономика

Ни копейки за обман. Бизнес-клуб "Алтапресса" обсудил модную тему: как частный бизнес может участвовать в госпроектах

Как развивать нужные государству проекты, если денег в бюджете нет? Строить новые электростанции, возводить аэропорты или модернизировать коммунальные компании, не допуская расхищения бюджета, коррупции и прочих российских бед? Ответ на эти вопросы искали 21 марта участники бизнес-клуба издательского дома "Алтапресс". Как показало обсуждение, инструмент для этого есть: "заморская" технология государственно-частного партнерства. Другой вопрос, насколько мы готовы ее использовать.

Вырыли яму и пропали

"Государство с одной стороны, ООО "Частный подрядчик" с другой…" В том, что частные компании, заключив подобный договор, построят для государства школу, аэропорт и прочее, прочее лучше, чем государственные, сомнений не возникает. Но, увы, подрядчик подрядчику рознь.

"На строительство железной дороги Санкт-Петербург - Москва были выделены бюджетные деньги, частное предприятие их освоило, вырыло в Санкт-Петербурге огромную яму, а компания то ли разорилась, то ли пропала, - говорит Андрей Макулов, председатель правления "ФорБанка", - а бюджетные деньги ушли неизвестно куда". Что называется, классика.

Можно ли получить другой результат? Можно, если использовать технологию государственно-частного партнерства, - таково мнение одного из участников бизнес-клуба Джека Ньюшлосса (британская компании CMS Cameron McKenna). Эксперт тут же пояснил: когда город просит частный бизнес построить школу, а тот за это просит участок на берегу озера, чтобы соорудить там коттеджный поселок, - "это, господа, не партнерство".

Брачный контракт

На первый взгляд, "заморская" технология "партнерства" не отличается от незамысловатого отечественного подряда. Вот госзаказ (скажем, то же строительство дороги). Вот частный подрядчик. Утром деньги из бюджета - вечером дорога. Бывает, конечно, строят "без денег" - из расчета, что заплатят когда-нибудь потом. Но во всех случаях возникают вопросы: не завысил ли подрядчик объем работ? Не затянет ли он сроки строительства? Не получат ли чиновники взятку? Как считает Андрей Макулов, все схемы подобного "партнерства" - коррупционноемкие.

Однако, как говорит британский эксперт, яма в Санкт-Петербурге не имеет к технологии государственно-частного партнерства ровно никакого отношения. "По этой технологии подрядчик не получил бы ни копейки, пока первый поезд не прошел по этой дороге, это первая преграда коррупции, - объясняет он. - Вторая преграда: "партнерство" - это своего рода брак по расчету, и в "брачном контракте" (в договоре с частником) прописаны срок завершения и стоимость проекта, а также все мыслимые исходы и несоответствия. И подрядчик не заинтересован в затягивании срока - это ему дорого обойдется".

Чем Барнаул отличается от Софии?

По технологии "партнерства" в Софии, столице Болгарии, в управление французской компании отдали водопровод. По конкурсу, конечно. Французы сами нашли деньги на модернизацию (кредит в банке), и уже через год софийцы получили более чистую воду и надежное водоснабжение. В Барнауле коммунальное хозяйство также передали частному бизнесу. Однако не довольны ни бизнес (не хватает денег), ни потребители (не устраивает качество услуг). Почему? Этот вопрос задал эксперту корреспондент "СК".

"А какие требования были высказаны по отношению к частным подрядчикам? - вопросом на вопрос ответил эксперт. - Какие санкции были предусмотрены договором, в случае если требования не выполнялись? По схеме государственно-частного партнерства компания-оператор отвечает за эксплуатацию водопровода, а муниципалитет - за сбор средств. Нарушил условия - получишь меньше или не получишь ничего, в этом суть соглашения с частным бизнесом".

Построим себе тюрьму

Итак, у нас есть потребность: построить электростанцию, аэропорт или что-то еще, но нет на это денег. У частной компании - готовность - реализовать эту потребность и возможность найти деньги. "В этом "браке по расчету" какая сторона должна быть первична - власть или частные лица?" - поинтересовался Юрий Шамков, депутат крайсовета.

"Инициатива должна происходить от государственного сектора или инициативных групп граждан, которые говорят: здесь нам нужна больница, школа, дорога. Ведь частный подрядчик не вправе утверждать, что в таком-то месте нужна школа, это прерогатива муниципалитета, - ответил эксперт. - Как-то на байкальском экономическом форуме в Иркутске я упомянул, что и тюрьмы можно строить на этой основе. Многие из присутствовавших сказали: "Какая замечательная идея: мы ж в конечном итоге тоже где-нибудь будем сидеть, давайте же построим себе тюрьму".

Не наш метод?

О государственно-частном партнерстве в последние полтора года говорили и президент страны, и премьер-министр - тема становится модной. И первые попытки грамотно выстроить взаимоотношения с частным бизнесом по этой схеме в России уже делаются: по технологии "партнерства" планируют, например, развивать промышленный узел в Красноярском крае - в Нижнем Приангарье. "Технология может быть актуальна при строительстве и обустройстве туристической и игорной зон", - полагает Юрий Пургин, гендиректор "Алтапресса".

Другой вопрос, насколько к нему готовы мы? "Не скоро мы к этому придем", - считает и Сергей Белоусов, гендиректор "СтройГАЗа". В самом деле, проект договора для РАО "ЕЭС России", который готовили в компании CMS Cameron McKenna, состоял из 178 страниц не считая таблиц. "Когда этот договор пришел в органы власти, они рассмеялись: "Такой договор никто не подпишет", - говорит г-н Ньюшлосс. - Его переписали, и стало совершенно непонятно, что происходит в случае если… И я убежден, что ни одна серьезная компания, занимающаяся строительством и эксплуатацией электростанций, такой вариант договора не подпишет".

178 страниц не считая таблиц содержал договор по схеме государственно-частного партнерства для РАО "ЕЭС России"

Чем отличается традиционный госзаказ от государственно-частного партнерства

Проблема

Государственный заказ на проведение работ

Государственно-частное партнерство

Договор с подрядчиком

Договор содержит общие требования о правах и обязанностях сторон

Договор содержит все возможные требования к качеству работ и результату, что позволяет контролировать его исполнение, конечную цену и сроки исполнения

Ответственность подрядчика за отклонение от договора

По российскому законодательству

Прописана в договоре: в случае невыполнения требований договора подрядчику уменьшатся выплаты

Источник финансирования проекта

Деньги на строительство объектов выделяются из бюджета: нет денег, нет строительства.

Подрядчик сам находит деньги на строительство, а затраты возвращает:

- либо после сдачи объекта (от государства);

- либо в процессе его эксплуатации: построил ЛЭП, эксплуатируешь - деньги платят потребители, собирает их госсектор и переводит частной компании

Давайте строить ГЭС

"Ничего не мешает Алтайскому краю строить на речках края малые ГЭС и заключить договор с двумя соседними деревнями о покупке электричества", - говорит Джек Ньюшлосс. По его словам, все генерирующие мощности в энергетике, которые введены в эксплуатацию после 2007 года, никакому тарифному регулированию не подлежат. Владельцы этих ГЭС вправе либо участвовать в оптовом рынке электроэнергии, либо договариваться с конкретными потребителями о продаже электричества.

Справка "СК"

Джек Ньюшлосс – аналитик британской компании CMS Cameron McKenna, работает в российском представительстве компании в Москве. С 2000 года по сей день консультант РАО "ЕЭС России", один из авторов идеи конкурентного рынка электроэнергии. Компания CMS Cameron McKenna реализует в России проекты достройки Богучанской ГЭС, обоснования инвестиций в проект постройки ЦКАД и другие.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость