Экономика

Николай Николаев рассказал о работе Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе края

В 2011 году состав Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе края заметно обновился. Кроме того, в прошлом году в управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, с которым взаимодействует совет, пришел новый руководитель. Николай Николаев, председатель Общественного совета, рассказал о том, повлияли ли изменения на работу этого объединения, какие темы обсуждались членами совета в уходящем году и какие идеи были реализованы.

Александр Карлин (на фото - слева) и Николай Николаев считают, что Общественный совет по развитию предпринимательства - это не место для давления на власть
Александр Карлин (на фото - слева) и Николай Николаев считают, что Общественный совет по развитию предпринимательства - это не место для давления на власть
Дмитрий Кудрявцев

— Николай Николаевич, появились ли в работе Общественного совета новые акценты, новые направления?

— В 2011 году акцент был поставлен, в  частности, на поддержке молодых предпринимателей. Вы знаете, что активность молодежи в создании своего бизнеса в последние годы снижается.  А те молодые люди, которые начали свое дело, практически ничего не знают о формах и механизмах господдержки, имеют смутное представление о бизнес-планировании.

Совет поддержал инициативудвух управлений (по образованию и делам молодежи и по поддержке предпринимательства), "Алтайского фонда микрозаймов", "Алтайского гарантийного фонда" и "Алтайского банковского союза", разработавших в связи с этим новый проект в рамках краевой программы"О господдержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на2011–2013 годы", а также федеральной программы "Ты — предприниматель".

Сформированы восемь групп, которые отправились по городам и районам края. Это преподаватели-практики, задача которых — провести восьмичасовые семинары с молодыми предпринимателями. К работе этого  "бизнес-экспресса" подключены и руководители общественных советов при главах муниципалитетов — ведь и они тоже зачастую не знают всех возможностей развития бизнеса.

— В подготовке этой акции участвовали несколько управлений. Такие горизонтальные связи между ведомствами — вещь хорошая: они могут дать эффект синергии. Это тоже новое веяние в работе?

— Развитие и поддержка бизнеса касается всех ведомств, и в крае все больше это понимают. Кроме того, межведомственное взаимодействие предусматривает и программа развития предпринимательства. В ней, в частности, есть большой блок по поддержке инновационного бизнеса — его администрирует Главное управление экономики и инвестиций. За блок молодежного предпринимательства отвечает управление по образованию. За все остальное — управление по развитию предпринимательства.

В идеале к реализации программы нужно подключить и ГУСХ (с учетом аграрной специфики края), и управление по труду. Тогда работа по развитию предпринимательства в крае будет носить по-настоящему системный характер.

— Инфраструктура поддержки предпринимательства в крае формировалась много лет, и она весьма развита. А есть ли в ней какие-то пробелы?

— Вы знаете, наверное, о программе содействия безработным в организации собственного дела, реализуемой управлением по труду и занятости.  Безработным помогают составить бизнес-план, дают небольшой стартовый капитал, консультируют в течение года. А кто их сопровождает дальше? Тут есть проблема: вряд ли за год человек освоит все тонкости. Я считаю, что этим должны заниматься муниципалитеты, но это пока не прописано нигде.

Второй пробел. Когда в ноябре мы провели выездное заседание совета в Алейском районе, то столкнулись вот с чем. Человек начинает дело, например, создает ферму. Он разбирается в том, как содержать сельхозживотных, но не умеет грамотно вести бухгалтерию, не знает, как выполнять требования надзорных ведомств. А в районах нет структуры, которая на условиях аутсорсинга могла бы оказать такие услуги. По этому поводу у меня и коллег по Общественному совету возникла такая мысль.

В 2012 году мы хотим инициировать создание некоммерческих партнерств, новых центров поддержки предпринимательства на базе "Алтайского фонда микрозаймов" и гарантийного фонда. С тем чтобы данные центры взяли на себя эти функции. Никакой дополнительной нагрузки на бюджет это не потребует.

— На заседании в Алейске был презентован проект кооперации предпринимателя, который содержит индеек, "Алейскзернопродукта", поставляющего корма, и фермера, который предоставил площадку для выращивания и продает мясо через свои магазины. Совет предложил его тиражировать. А почему вы думаете, что на других территориях эта модель будет работать?

— Свободные руки в селах есть, есть и люди, желающие работать. Есть села, в которых вообще отсутствует частный работодатель — по данным управления по труду, на сегодня таких 74. И когда мы провели заседание "круглого стола" с председателями сельских советов, они этим проектом очень заинтересовались.

По итогам выездного заседания мы предложили рассмотреть возможность создания пилотной площадки агробизнес-инкубатора в Алейском районе на основе этого опыта,  с тем чтобы с ним могли познакомиться все желающие. Я написал обращение на имя губернатора края, в котором предложил изучить возможность тиражирования этого опыта. Знаю, что губернатор эту идею поддержал и дал соответствующие поручения.

— Известно, что Общественный совет — площадка для диалога бизнеса и власти. Как в уходящем году строился этот диалог?

— Безусловно, заседания Общественного совета дают возможность встречаться с губернатором, его заместителями, начальниками соответствующих управлений, выслушивать позицию власти. Но мы хотим, чтобы наши площадки стали еще и местом для диалога бизнеса с бизнесом. Как ни странно, при наличии в крае сильных бизнес-объединений мы редко обсуждаем общие для делового сообщества вопросы с тем, чтобы транслировать их власти.

Поэтому в 2011 году мы сосредоточились на программах, в которых предусмотрено взаимодействие бизнеса друг с другом: речь идет о программах "100+100" и "75х5". В обеих программах большую часть подрядных и субподрядных работ выполнял малый и средний бизнес. И мы создали рабочую группу, проехались по объектам, увидели немало примеров, когда бизнес за свой счет выполнял дополнительные работы, апример, по благоустройству. А когда провели выездное заседание совета в Бийске, то все проблемы были четко обозначены непосредственно губернатору.

— Диалог будет более результативным для экономики, если члены совета будут представлять широкие круги бизнеса, а не только самих себя. Как удается это решить?

— Общественный совет имеет, так сказать, "двухпалатное представительство": кроме руководителей предприятий в его состав включены и представители бизнес-объединений. А руководителей объединений, не вошедших в совет, мы постоянно приглашаем. Но, несмотря на такое представительство, я все же считаю, что совет не полностью владеет ситуацией. В этом году у нас было два выездных заседания — такой формат в этом смысле более эффективен, поэтому в следующем году планируем провести как минимум три выездных заседания. Конечная наша цель — совместно со всеми ведомствами создать путеводители, "коробочные продукты", легко воспринимающиеся модели развития бизнеса. Чтобы люди на местах понимали, куда они могут двигаться.

— Какие еще вопросы совет намерен обсудить в 2012 году?

— Одно из следствий модернизации экономики — высвобождение больших масс работников. Этих людей надо переучитывать, и не в формате трех-, пятилетнего обучения. Поэтому мы на 2012 год ставим тему подготовки и переподготовки кадров.

Принципиально важным я считаю и развитие кооперации. В Алтайском крае с его рассредоточенным населением небольшие молочные и мясные фермы имеют отличные перспективы. Но сопровождать их должна система снабженческо-сбытовой кооперации — это должно стать одной из тем заседания совета в 2012 году.

— На заседании в Алейске обсуждалась тема продвижения нашей продукции. Но эта тема обсуждается много лет, а проблемы остаются. Не означает ли это, что Общественный совет — не тот инструмент, который в данном случае эффективен?

— Мы часто ставим на обсуждение вопросы, возникшие не сегодня, но ставим их с новой интонацией. Не так давно предприниматели из других регионов скупали практически все продовольствие, которое у нас производили. Сегодня ситуация изменилась, многие территории Сибири стали самодостаточными. Трудности начинают испытывать даже те корифеи, которые давно работают на зарубежном рынке. Поэтому вопрос продвижения алтайской продукции появился неслучайно. И мы, представители бизнеса, должны четко понять, что за продукция и какого качества должна быть произведена, какие инструменты должны стимулировать ее вывоз. Если бизнес не будет об этом говорить, как власть узнает о том, что проблема есть? Поэтому на заседании в Алейске руководитель рабочей группы Андрей Олишевский предложил создание нового инструмента — совета экспортеров при губернаторе.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость