— Василий Иванович, после покупки барнаульского рынка вы сразу сказали, что не намерены менять профиль объекта. Но зачем химической компании такой торговый объект?
— Наше предприятие многопрофильное — в его структуре, помимо нескольких производственных площадок, есть, например, учебный центр по подготовке специалистов, гостиничный комплекс, автодром для обучения водителей. Поэтому нет ничего удивительного в покупке нашей компанией рынка в краевом центре. Надеюсь, что приобретение данного объекта позволит организовать там дополнительные рабочие места, усовершенствовать сервис, улучшить условия обслуживания. В конечном итоге, я уверен, эта сделка совершена в интересах жителей края.
Вообще, слегка удивляет, что пресса заинтересовалась предприятием "Бия-Хим" только ввиду этой сделки. Мы существуем с 1999 года, стабильно растем, изготавливаем наукоемкую и импортозамещающую продукцию. У нас занято около 200 человек, основная часть которых — высококвалифицированные специалисты. Что неудивительно с учетом специфики нашего производства.
Нередко бывает, что и у нас в городе, и вообще в крае словосочетание "Бийск — наукоград" вызывает скептические усмешки. Мол, да какой он наукоград, одни торговые центры кругом. Так вот, "Бия-Хим" — одно из тех предприятий, благодаря которым Бийск действительно соответствует статусу наукограда. К сожалению, деятельность подобных предприятий нередко остается вне интереса СМИ. Я понимаю, приобретение социально значимого объекта привлекает внимание прессы, хотя, если честно, считаю введение в строй второй очереди производства полианионной целлюлозы более важным и достойным внимания событием.
Своими руками
— Предприятие находится на территории бывшего "Полиэкса". Означает ли это, что оно в чем-то является его наследником?
— В наследство, если можно так сказать, достались нашему предприятию только замечательные люди, специалисты своего дела, составляющие вместе с учеными Бийского технологического института научный и технический потенциал нашего завода.
На той части зданий и сооружений "Полиэкса", которые нам удалось приобрести и сохранить, нами было организовано несколько производств. На сегодняшний день разрабатываются новые технологии по выпуску ингибитора коррозии, деэмульгатора, антитурбулентных депрессантов, и в скором времени мы планируем их запуск.
Все наши производства оснащены оборудованием, часть из которого была приобретена у "Полиэкса", но это единицы. В основном все оборудование проектировалось, изготавливалось и монтировалось собственными силами. Для этого у нас в структуре компании существует механический цех. Это наша особая гордость! Не каждое предприятие имеет механическую базу, полностью оснащенную всем необходимым для изготовления нестандартного оборудования.
С одной стороны, создание оборудования собственными силами отвлекает определенную часть ресурсов, с другой — потом экономит время на его техническое обслуживание. Также мы способны "на ходу" менять характеристики выпускаемой продукции по требованию заказчика.
— Вы сказали, что завод выпускает наукоемкую продукцию. Значит, вы должны плотно сотрудничать с профильными институтами.
— Мы сотрудничаем с ведущими НИИ, с учеными Института химии и нефти Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирским инженерно-строительным институтом, ФНПЦ "Алтай" и другими. Но основное научное сотрудничество у нашего предприятия налажено с АлтГТУ им. Ползунова и Бийским технологическим институтом.
Мы предоставляем свою производственную базу для прохождения практики студентам, а также для реализации своих разработок и идей научным сотрудникам института. Даем им возможность не вариться в собственном соку, а реализовывать свои научные разработки на практике. Ведь в чем сейчас дефицит по стране — нет тесной связи науки и производства. Можно придумать массу полезного, но если оно не внедрено, не нашло своего применения в промышленных масштабах, можно считать, что его и нет.
Редкие люди
— Слова "кадры решают все" в нашей сфере, как нигде, отражают действительность, — продолжает Василий Лебедев. — Как я уже говорил, в наследство от химического комбината нашему предприятию достались высококвалифицированные специалисты. Но в сложившейся на тот момент ситуации их знания и опыт были невостребованы. Для меня было главное — объединить их, сохранить весь этот научно-технический потенциал для решения поставленных задач.
Сотрудничество с Бийским технологическим институтом, а в особенности с заведующим кафедрой машин и аппаратов химических и пищевых производств профессором Владимиром Куничаном позволило нам за короткий срок создать не имеющее аналогов в России производство полианионной целлюлозы. Нам здорово повезло, что с нами сотрудничает этот удивительный человек! С его помощью в нашем городе создано не одно производство, функционирующее и в настоящее время. Команда Куничана, состоящая из кандидатов технических наук Александра Легаева, Дмитрия Чещилова, а также выпускника технологического института, а ныне сотрудника компании "Бия-Синтез" Андрея Кащеева, является мозговым центром нашего предприятия.
Добавлю, что сейчас нами намечена программа стажировки молодых специалистов на предприятиях, являющихся потенциальными потребителями нашей продукции. На данный момент уже есть договоренность с компаний "Форес" о том, что на ее производственной базе наши сотрудники смогут ознакомиться с механизмом работы химреагентов на объектах добычи нефти и газа, чтобы в дальнейшем в случае необходимости внести коррективы в качество продукции.
Тонкости тендеров
— Вы вводите вторую линию полианионной целлюлозы, наращиваете объемы производства, значит, рынок сбыта это позволяет?
— В принципе — да. Хотя за тот или иной тендер иногда приходится серьезно побороться с конкурентами. На сегодняшний день сервисные компании зачастую используют продукцию иностранных производителей. В России помимо нашего завода существует только одно производство полианионной целлюлозы. И запуск второй очереди линии по выпуску данной продукции позволит в значительной мере обеспечить отечественные компании реагентами, которые по своему качеству ничуть не уступают, а зачастую и превосходят по своим показателям аналогичную продукцию зарубежных компаний. В чем мы не раз убеждались, проводя сравнительный анализ в собственной лаборатории. Мы работаем с такими крупными заказчиками, как "Сургутнефтегаз", "Норильский никель" Eriell corp. и другими. Там особо жесткие требования к качеству продукции. Там умеют считать деньги и, проводя тендер, делают все возможное, чтобы получить продукцию максимально высокого качества по минимальной стоимости.
— Считается, что на таких тендерах устанавливаются едва ли не кабальные условия.
— Если сделка не приносит прибыли, но при этом затраты не превышают себестоимости продукции, то в этом есть смысл. Поскольку это обеспечивает работу производства, позволяет платить налоги, зарплату рабочим и т. п.
Участвуя в тендере, мы всегда просчитываем минимальный уровень цены, ниже которого нет смысла опускаться. Некоторые компании предлагают продукцию явно ниже себестоимости, в основном китайского производства, но трудно обойти законы рынка. Чем дешевле продукция, тем ниже ее качество.
В результате лабораторное исследование на предприятии-заказчике выявит несоответствие предъявляемым требованиям, поставщик будет оштрафован. В конечном итоге все может свестись к тому, что заказ перейдет к другим участникам тендера.
Справка
Компания "Бия-Хим" выпускает продукцию, используемую в нефтегазодобывающей, металлургической, строительной и пищевой промышленности. В числе производимых продуктов — натрий-карбоксиметилцеллюлоза техническая, Нетрол (азотная кислота в кристаллическом виде), Na МХУК (натрий монохлоруксуснокислый), Бийтрон (система материалов проникающей гидроизоляции для бетона), микрокристаллическая целлюлоза и полианионная целлюлоза.
Досье
Василий Иванович Лебедев родился 19 октября 1956 года. В 1973 году окончил школу в Быстроистокском районе. С 1973 по 1975 год служил в армии, в Северодвинске, на рембазе атомных подводных лодок. В 1982 году окончил Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. С 1999 года — руководитель предприятия "Бия-Хим".
Имеет благодарность губернатора Александра Карлина и архиерейскую грамоту от епископа Барнаульского и Алтайского Максима за весомый вклад в строительство храма Великомученицы Екатерины в Сростках.
Женат, имеет двоих детей. Старший сын Евгений работает также на производстве. Младший, Роман, после окончания Новосибирского железнодорожного института проходит срочную службу в армии.
Хобби — рыбалка.
Самое важное - в нашем Telegram-канале