Экономика

Объемы производства стройматериалов сократились в крае вдвое

По предварительным оценкам, производство строительных материалов в Алтайском крае сократилось в 2009 году вдвое. Впрочем, удивляться этому не приходится, сокращение – общероссийская тенденция. Даже наступление нового строительного сезона не особенно повлияло на покупательскую активность.

Анна Зайкова

"В I квартале строительная отрасль работала в выраженных условиях финансового кризиса, – отмечает руководитель Управления Алтайского края по строительству и архитектуре Александр Мишустин. – По предварительным данным, производство стройматериалов сократилось в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Ситуация довольно серьезная и вы­звана в основном спадом в жилищном строительстве". Прогнозы на будущее эксперты делать не решаются, между тем критической точкой отсчета производители считают для себя осень 2009 года.

Две беды: зима и дороги

"Сезон начался в марте, но вот уже заканчивается апрель, а активных продаж у нас до сих пор нет, – говорит генеральный директор компании "Силикатчик" Владимир Роднов. – Если к сентябрю ситуация не изменится, то производителям стройматериалов придется сокращать сотрудников и сворачивать производство. С начала года мы были вынуждены расстаться с 40 специалистами, поскольку того объема работ, что был в прошлом году, у нас нет. В январе отработали всего восемь дней, тогда как в 2008-м запустили производство уже третьего числа. В феврале ситуация не особенно изменилась – трудились чуть больше десяти дней".

Поддерживает коллегу главный инженер предприятия "Барнаулстройматериалы" Виктор Муль: "От объемов прошлого года сейчас мы сделали чуть больше 30%, многие строительные компании закрылись или заморозили объекты". Кстати, усугубляет ситуацию в отрасли еще и тот факт, что во II квартале закрываются основные автодорожные направления в крае. "Первые три месяца мы не могли адекватно работать, потому что не было спроса на нашу продукцию, а во II квартале объемы продаж снизятся из-за плохой транспортной доступности", – считает Владимир Роднов.

Стоит отметить, что производители кирпича работают не только с компаниями-застройщиками края, но и с фирмами за его пределами. По оценкам специалистов объемы потребления кирпича в других городах также существенно снизились. В частности на наши кирпичные заводы стали реже приезжать за товаром новосибирцы. "Из Омска, Искитима и Бердска по-прежнему к нам прибывают клиенты за стройматериалами, но объемы потребления уже не те", – подтверждает Владимир Роднов.

О кризисе нужно забыть

Все эксперты убеждены в том, что основная сегодняшняя проблема рынка – отсутствие покупательского спроса на "первичке". "По существу, сократилось строительство новых объектов, – говорит Александр Мишустин. – Снизился платежеспособный спрос на уже готовые новостройки. Резко сократился приток в жилищное строительство кредитных ресурсов, привлекаемых как застройщиками, так и дольщиками". Как следствие, застройщикам уже не нужны прежние объемы стройматериалов.

"Стоит отметить, что в зимний период спрос на стройматериалы традиционно был небольшим в связи с сезонным замедлением темпов строительства, – отмечает генеральный директор "Новоалтайского завода железобетонных изделий им. Иванова" Евгений Клейнатовский. – В этом году сезонность совпала с кризисом, что и привело к столь существенному снижению спроса на стройматериалы, в том числе и на ЖБИ. Ряд небольших заводов вообще прекратили выпуск продукции, а крупные предприятия, как мы, пошли на серьезное снижение объемов. Эти обстоятельства повлияли на количество потребляемого предприятиями цемента – основного компонента для производства железобетонных изделий.

Если сравнивать объемы производства цемента в I квартале 2009 года с аналогичным показателем прошлого года, то наблюдается отрицательная динамика – снижение на 44%. "Данная тенденция характерна не только для голухинского завода, но и для всей цементной отрасли Западной Сибири, где объемы производства за первые три месяца 2009 года упали в два с половиной раза, – отмечает руководитель торгового дома "Стройгаз-цемент" Виталий Дубинкин. – Некоторые российские заводы, производящие цемент, вообще остановились. Пример этому – "Пикалевский цемент".

Между тем, говоря о прогнозах, отдельные производители не теряют оптимизма. "Я считаю, что надо забыть слово "кризис", – уверен Виталий Дубинкин. – Для нашей отрасли – производства стройматериалов – он длится уже семь месяцев. Нужно сосредоточиться на реальной деятельности. Главная задача нашей компании – сохранение трудового коллектива и выполнение обязательств перед контрагентами".

Директор компании "Жилищная инициатива" Юрий Гатилов также настроен на позитив. "Сейчас мы немного сократили объемы работ, но в будущем надеемся на то, что госзаказы в какой-то степени улучшат ситуацию, – считает он. – В пик строительного сезона у производителей стройматериалов однозначно увеличатся объемы продаж за счет выхода на рынок индивидуальных за­стройщиков и специалистов отделочных или реставрационных работ, а следовательно, повысятся объемы производства".

Фонды успели обновить

В 2008 году предприятиями стройиндустрии Алтайского края значительные средства направлялись на обновление производственной базы – реконструкцию, модернизацию и строительство новых производственных мощностей. В 2008 году государственную поддержку получили 11 инвестиционных проектов.

Наиболее крупные инвестиционные проекты реализованы по вводу новых производственных мощностей следующими предприятиями:

– "Цемент": запущена цементная мельница по помолу клинкера (300 тыс. тонн цемента);

– введены в эксплуатацию дробильно-сортировочные комплексы на "КЖБИ-1" и "Масальской дробильно-сортировочной фабрике" (с мощностями производств по 500 тыс. тонн нерудных материалов);

– НЗЖБИ им. Иванова Г.С.: пролет завода под выпуск плит пустотного настила (110 тыс. м2);

– концерн "Алтайкоксохимстрой": две технологические линии по выпуску плит пустотного настила и облицовочного кирпича (117 тыс. м3);

– "Железобетон им. В.М. Мозырского": модернизирован бетоносмесительный узел, что позволит предприятию увеличить выпуск бетонных смесей до 150 тыс. м3;

– "Барнаулстройматериалы": установлен пресс по производству силикатного кирпича мощностью производства 40 млн. штук.

Реальный объем составит 240–260 тыс. тонн

Единственным производителем цемента в Алтайском крае является одноименная компания, которая входит в состав холдинга "Стройгаз". О том, как кризис повлиял на цементную отрасль в целом и на отдельное предприятие, рассказал Виталий Дубинкин, член совета директоров компании "Цемент", директор торгового дома "Стройгаз-цемент".

В I квартале 2009 года наша компания произвела 37 тыс. тонн цемента и реализовала 42 тыс. тонн этого стройматериала с учетом прошлогодних запасов. Если сравнивать объемы производства в I квартале 2009 года с аналогичным показателем прошлого года, то мы наблюдаем их снижение на 44%. В ноябре 2008 года совет директоров "Цемента" утвердил план по выпуску на 2009 год в размере 300 тыс. тонн. При этом для достижения "точки без­убыточности" предприятию необходимо произвести 190 тыс. тонн цемента. По моим расчетам, реальный объем производства составит 240–260 тыс. тонн.

Однако в данный период большой объем не востребован рынком. Скажем, заводы ЖБИ в Алтайском крае уменьшили потребление цемента в несколько раз. Падение спроса на основной стройматериал является общероссийской тенденцией. Если в 2008 году в России было потреблено 63 млн. тонн цемента, то в 2009 году, по прогнозам Минэкономразвития, объем его потребления составит от 28 до 42 млн. тонн.

У компании "Цемент" есть своя программа действий в кризисный период. В 2009 году мы увеличили ассортиментную линейку продукции. Акцент сделан на тарированный цемент – компания планирует активно расширять свое присутствие на розничном рынке. Причина интереса к рознице в том, что в этом сегменте спрос остается стабильным. Ведь люди не прекратили строить индивидуальное жилье и хозяйственные постройки. Кроме того, в этом году предприятие стало выпускать новые виды продукции – более качественный цемент М500 и так называемые дорожные виды цемента.

Снижение спроса на цемент сопровождается падением его стоимости. Скажем, сейчас тонна голухинского цемента стоит 2,85–3,2 тыс. рублей, тогда как в прошлом году она стоила 5,4–5,6 тыс. рублей. В России цемент производит около 50 не зависящих друг от друга заводов. У них нет возможности вступить в ценовой сговор. Поэтому на снижение совокупного спроса они ответили вполне адекватным снижением цены на этот продукт. В дальнейшем можно ожидать роста стоимости цемента до 12–15% в год – в пределах инфляции. 

В начале 2009 года мы приостановили разработку технической документации для строительства второй очереди предприятия. Если все пойдет нормально, то летом возобновим эту работу. Что касается реализации самого проекта, то пока нам кажется это нецелесообразным. Ведь потребуются серьезные кредитные ресурсы, а их в нынешнее время сложно привлечь и еще сложнее обслуживать.

Необходимо стимулировать спрос

По мнению экспертов, снижение интереса к стройматериалам стало прямым следствием уменьшения спроса на строительные работы. О влиянии кризиса на стройиндустрию, в частности на производство железобетонных изделий, рассказал Евгений Клейнатовский, генеральный директор "Новоалтайского завода железобетонных изделий им. Иванова" (НЗЖБИ).

Снижение объемов производства ЖБИ связано с резким уменьшением спроса на этот вид стройматериалов. Наш завод почувствовал влияние финансового кризиса еще в ноябре 2008 года и ощущал его до марта текущего года. В связи с уменьшением объема производства заводы ЖБИ стали гораздо меньше использовать цемент – основной компонент для производства этих изделий. Скажем, наше предприятие снизило объем потребления цемента примерно в три раза. Однако связано это прежде всего с уменьшением объемов выпуска товарного бетона, который для завода не является основным видом продукции. Кризис в большей степени коснулся тех производителей стройматериалов, у которых узкий ассортимент выпускаемых товаров. Дело в том, что они не могут компенсировать потери в одном сегменте за счет другого. В свою очередь НЗЖБИ за счет достаточно широкого ассортимента способен маневрировать на рынке.

По моим расчетам, спрос на стройматериалы снизился примерно в три раза. Это характерно не только для Алтайского края, но и для других регионов. Помимо края НЗЖБИ реализует продукцию в Кемеровской и Новосибирской областях. Так, в Новосибирской области мы ощутили наибольшее падение спроса. Дело в том, что там строительные компании отягощены огромными обязательствами по кредитам, которые они успели набрать до кризиса. Известно, что застройщики в Новосибирске могли получить кредитных ресурсов в три-четыре раза больше, чем в Алтайском крае, и под более низкие проценты.

Стоит отметить, что кризис коснулся многоэтажного жилищного строительства, которое является не самым большим сегментом рынка. Ведь есть и другие – малоэтажное, промышленное, дорожное, возведение объектов инфраструктуры. Они оказались затронуты кризисными явлениями в гораздо меньшей степени. Но я считаю, что необходимо принимать меры по активизации жилищного строительства, стимулируя спрос на жилье. Кроме того, государство должно более активно инвестировать в строительную отрасль в виде госзаказов – возведение объектов социального назначения и инженерной инфраструктуры, строительство дорог, мостов и т. д. Это позволит загрузить работой строительные компании и, соответственно, вызовет рост спроса на стройматериалы. В таком случае работникам нашей отрасли будет обеспечена занятость и своевременная зарплата, компаниям – нормальная выручка, а государству – налоги и сборы.

Сейчас, конечно, существуют госзаказы в строительстве, но их недостаточно для поддержания всей отрасли. Между тем в условиях секвестра бюджетов всех уровней на это рассчитывать не приходится.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость