Говорят, в советское время никто не знал точно, сколько в СССР чего производится. И одному Богу было известно, на основании чего наши власти принимали решения. Приписки! Они были столь распространенным явлением, что в 1961 году в Уголовный кодекс ввели особую статью, которая трактовала приписки как противогосударственное деяние, наносящее вред народному хозяйству.
Почему наши вполне достойные и горячо любимые деды и родители были вынуждены искажать отчетность, мне, в общем, понятно: план по валу – страшная сила. Не выполнишь – коллектив не получит премии, а директора на ковер к начальству вызовут, отнимут партбилет. А в иные времена запишут во вредители – и в Соловки.
В последние годы российская статистика проделала гигантский путь от старой, советской, – пользуюсь ею регулярно, и многое сомнений не вызывает. Да ведь и плана по валу уж нет. И на Соловки не ссылают. Но вот поди ж ты, иной раз такая несостыковочка выходит…
Вот пример: чтобы надоить от коровы 1 кг молока, по нормативам должно тратиться 1–1,2 кормовых единицы – так утверждают специалисты. Сколько мы в прошлом году надоили в крае? 3300 кг, официальные данные. А сколько запасли кормовых единиц? 22 центнера. Перемножим корма на нормативы. Должны были получить 2200 кг на корову. Откуда ж молоко?
Московская компания WJ ПроЗерно вообще утверждает: последние пять лет в сельском хозяйстве России "происходит устойчивое укрепление практики приписок к данным намолотов зерна в ходе уборки урожая". В рекордном урожае 2008 года, по мнению компании, около 4,2 млн. тонн, или около 4%, – приписки.
Приписки – проблемы вовсе не только сельхозотчетности. "На местах по-прежнему процветает очковтирательство и витает дух процентомании", – возмущался несколько лет назад крупный чин из Генпрокуратуры по поводу недостоверной статистики правоохранительных органов. А сколько еще у нас разных ведомств, которые тоже всеми способами приукрашивают циферки?
Удивляюсь я одному: как это в нашей стране и без достоверной отчетности все само держится?
Самое важное - в нашем Telegram-канале