Экономика

Один мотор заглох, другой не завели

Проходившая 25-26 февраля в Белокурихе международная конференция "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции" в очередной раз обозначила болевые точки в российской и алтайской экономике. Участники форума обсуждали, анализировали прогнозы развития страны и края на ближайшее десятилетие, сопоставляли различные точки зрения на происходящее в России.

Главный виновник - нефть

Сегодня преобладают позитивные оценки российской экономики. Народ год от года живет богаче. Правда, доходы граждан растут в полтора раза быстрее, чем производительность труда. Инфляция в 2005 году хоть оказалось и выше запланированной, но правительство твердо обещает загнать ее ниже отметки в 10%.

На этом фоне рост ВВП замедляется, структура экономики ухудшается, растет доля сырьевого экспорта.

Помочь разобраться, где истина, присутствовавшим помогли два эксперта - Андрей Илларионов и Андрей Клепач. Оба ученые-экономисты, но первый только недавно ушел с должности советника президента РФ в президенты Института экономического анализа. Второй не имел возможности говорить все, что думает, так как еще занимает высокий пост в Минэкономразвития РФ: директор Департамента макроэкономического прогнозирования МРЭТ. Тем не менее оба эксперта отметили много негативных тенденций, происходящих в экономике страны. В своем докладе г-н Илларионов сделал вывод, что главный виновник выдающихся результатов российской экономики последних лет - это благоприятная экономическая конъюнктура на внешних рынках энергоносителей, а не действия правительства. С ним отчасти согласен и г-н Клепач, добавляя, что нефть перестала быть ключевым мотором экономического роста в стране, а в промышленности не успели создать второй мотор.

"Наш рост не инвестиционный, а потребительский, и покрывается он в большей степени импортом", - считает министерский чиновник. Чем это плохо? По его словам, правительство не удовлетворяет ситуация в промышленности: идет падение в ее основных отраслях, прогнозируется к 2007 году резкое падение мировых цен на металл, а значит, возможности роста за счет внешних рынков существенно ограничены. Производителям придется бороться за внутренний спрос.

Для этого надо создать новый облик машиностроения, развивать те сферы, которые позволили бы зарабатывать на новых технологиях, на интеллекте. И государство пытается участвовать в этом процессе, медленно поворачиваясь в сторону политики развития. Г-н Клепач заявил, что ключевой фактор развития - сам бизнес, а государство лишь помогает инвестиционному процессу через целевые федеральные программы, особые экономические зоны, формируя институты развития типа инвестиционного фонда и банка развития, призванного поддерживать проекты с большими коммерческими рисками.

"В общем, идей много, - заметил в конце доклада представитель МЭРТ, - но главное - их осуществить, как задумано. У нас низкая дееспособность при доработке". Не случайно Андрей Николаевич так сказал. Как показывает практика, хорошо придуманный закон, выйдя из стен Госдумы и облеченный министерскими чиновниками в инструкции по исполнению, изменяется до неузнаваемости.

В свою очередь тезка Клепача - Илларионов критиковал и промышленную политику государства, подверженную "аргентинской болезни", и политику массовой национализации частной собственности ("венесуэльская болезнь"), и стремление ко всеобщему контролю за общественной жизнью в стране ("зимбабвийская болезнь"), и использование энергетического шантажа в отношении Украины ("саудовская болезнь").

Бывший экономический советник Путина считает, что центральным элементом политического процесса в стране становится не создание новой собственности, а распределение и перераспределение монопольной ренты. В рентоориентированном обществе неэффективные субъекты требуют помощи у государства, а предприимчивые стремятся к перераспределению свалившихся с неба денег. Илларионов предсказывает России дальнейшее снижение ВВП, опираясь на горький опыт Голландии, Аргентины, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Зимбабве. Однако, поставив диагноз - гарсавензимит, - "врач" на белокурихинской встрече лечение не назначил. Можно лишь предположить, что оно заключается в действиях, противоположных тем, которые реализует власть.

В глубинке знают, что делать

На конференции Александр Идрисов, управляющий партнер московской компании "Strategica", рассказывал, как его команда создает стратегии развития регионов.

Одна из последних их работ - перспективный план действий для Томской областной администрации. Одним из выводов этого плана является совет о нецелесообразности вложений в сельское хозяйство региона, чем сильно огорчили губернатора Виктора Кресса, агрария по происхождению и образу мыслей. Но он внял голосу разума, так как против цифр и здравого смысла не попрешь.

Как известно, у администрации Алтайского края тоже существует документ под названием "стратегия". И один из ее авторов Владимир Бородин, директор барнаульского Института проблем промышленного развития, высказал несогласие с прогнозами Илларионова: "Сегодня мы в глубинке четко осознали, где находимся и что делать". Владимир Андреевич все же надеется на толковую промышленную политику государства. Одновременно с этим он предлагает заняться глубокой переработкой сельхозпродукции и другого растительного сырья на базе новейших технологий. Последний фактор может сгладить негатив от высоких транспортных тарифов. Крупным промышленным предприятиям следует отказываться от неконкурентных производств, реструктурировать долги, сливаться с крупными национальными компаниями.

Приоритеты развития экономики края, выработанные группой алтайских предпринимателей ("Алтай-2020"), озвучил гендиректор издательского дома "Алтапресс" Юрий Пургин. Группа пришла к выводу, что следует сделать упор на использование интеллектуального и рекреационного потенциала края, то есть на создание новых технологий и товаров, развитие индустрии отдыха и туризма.

В целом конференция получилась очень насыщенной. Участники обменивались информацией, спорили, в форме деловой игры искали возможные решения по выводу экономики края из кризиса. Выясняли, в каких реформах нуждаются малый бизнес и сельское хозяйство, можно ли обуздать коррупцию, как политические свободы влияют на эффективность экономики. Никто не навязывал свою точку зрения, все желающие могли задать вопросы экспертам и высказать свое мнение. В обсуждении участвовали экономисты и политики из Германии. Их аргументы помогли понять причины негативной реакции Евросоюза на происходящее в России.

Думается, многое из прозвучавшего на форуме было бы весьма полезно послушать представителям краевой власти. Но почему-то впервые за шесть лет проведения этого форума она демонстративно проигнорировала мероприятие. Может, стоило отбросить все запреты и сомнения только ради того, чтобы пообщаться с чиновником МРЭТа и потом не говорить: "Мы все документы оформили правильно, но особая экономическая зона почему-то досталась другому региону".

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации ОПОРА России:

- Если не поменять налоговую систему, то ни о какой политике государства, направленной на экономический рост, не может быть речи. Зарубежные производители не платят налогов с инвестиций, мы же вынуждены отдавать 24%.

Александр Логинов, гендиректор компании "Энерголизинг":

- Причины, по которым экономика края переживает не лучшие времена, - в низком уровне менеджмента (за последние 10 лет он не улучшился) и в отсутствии управленческой школы.

Юрий Пургин, гендиректор ИД "Алтапресс":

- Государство, где нет конкуренции идей, а есть одна идея, спускаемая сверху, рискует оказаться в коллапсе.

Справка СК

Конференция была организована Фондом им. Ф. Науманна, Фондом социальной поддержки и гражданских инициатив по инициативе депутата Госдумы Владимира Рыжкова. На форуме присутствовали около 200 человек: бизнесмены, политики, чиновники, журналисты из Алтайского края, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Нижегородской областей, Москвы, а также гости из Германии.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость