Экономика

Олег Махнаков рассказывает о принципах работы современной сельхозкооперации

В Алтайском крае весной и летом ежегодно происходит снижение закупочных цен на молоко. Особенно сильно эта традиция бьет по владельцам личных подсобных хозяйств, которые порой вынуждены сдавать молоко по семь-восемь рублей за литр. При этом есть распространенное мнение, что избежать подобной ситуации частники могут при помощи кооперации. Тем не менее кооперативов в крае больше не становится. Почему так происходит и как выстраивается взаимодействие внутри подобного объединения, рассказал Олег Махнаков, председатель кооператива "Колос". Это единственный кооператив в крае, сумевший выстроить цепочку производства от сырья до готовой продукции и работающий с федеральными торговыми сетями.

По словам Олега Махнакова, кооператив - это не коммерческая структура, а способ налаживания взаимоотношений, который помогает его членам получить наибольшую выгоду.
По словам Олега Махнакова, кооператив - это не коммерческая структура, а способ налаживания взаимоотношений, который помогает его членам получить наибольшую выгоду.
Олег Богданов

Плюс две деревни

— Олег Николаевич, по какой схеме строился ваш кооператив?

— "Колос" построен по принципам организации производства, которые я изучал в Германии. В этой стране небольшие сельхозпроизводители, крупные фермеры объединяются в кооперативы. В этом случае намного проще, например, закупить топливо, а потом распределять его между членами сельхозобъединения. Часть произведенной продукции фермеры также сдают в кооператив, сбивают ее в большие лоты и предлагают рынку. Мы пошли по похожей схеме. 

В настоящий момент в кооператив "Колос" входят 176 держателей ЛПХ, сельхозпредприятие "Гриф", которое занимается молочным животноводством, заготовкой кормов для членов кооператива и продажей молодняка, а также завод по выпуску сыра в селе Зимари Калманского района. Схема работы такова: кооператив принимает у хозяйств молоко, перерабатывает на заводе. А завод возвращает продукцию обратно кооперативу, который ее реализует. За счет вырученных средств рассчитывается с поставщиками.

— Какие "дивиденды" приносит людям членство в кооперативе?

— Приведу простой пример. Летом 2011 года в Тальменском районе была сильная засуха. Пастбища практически все выгорели, цена на сено доходила до 1 тыс. рублей за рулон. Это очень дорого. Многие частники стали задумываться о том, что пора резать скот. В это время кооператив выделил денег и в течение месяца заготавливал корма в Заринском районе. В итоге члены кооператива были обеспечены сеном по более низкой цене.

Все участники кооператива могут пользоваться услугами товарного кредитования. В прошлом году "Колос" закупил партию коров, передал их жителям, которые в течение года рассчитывались за животных. Это позволило увеличить объем сдаваемого на переработку молока почти на 30%.

У нас есть сдатчик, который изначально держал шесть коров, потом кооператив купил ему еще животных. Теперь в его хозяйстве более 50 голов скота. Плюс этот человек привлекает двух наемных работников. Его прибыль от ведения личного подсобного хозяйства доходит до 100 тыс. рублей в месяц. 

— Планируете ли вы увеличивать число членов кооператива или их уже достаточно?

— Помимо членов кооператива мы работаем и со сторонними сдатчиками. В общей сложности нам поставляют молоко около 500 держателей ЛПХ. В текущем году мы включаем в кооператив еще два отдаленных села Тальменского района — Загайново и Курочкино. Это тупиковые деревни, в которых кроме как ведением личных подсобных хозяйств заняться нечем. Молодежь оттуда уезжает. Сейчас мы нашли там людей, которые готовы заниматься животноводством. Помогаем им получить грант на строительство небольшой фермы. Потом кооператив передаст им коров, за которых люди будут постепенно рассчитываться.

Но есть один нюанс, который может перечеркнуть все наши планы. В текущем году "Россельхозбанк" изменил условия кредитования. Согласно финансовому плану мы должны были получить 6 млн. рублей на пополнение оборотных средств и 3 млн. рублей — на закуп КРС. Раньше кооператив мог получить заем. В течение первого года разрешалось возвращать лишь проценты, а на второй год гасить "тело" кредита. Сейчас таких условий нет.

Зима всегда убыточна

— В Алтайском крае цена на сырое молоко начала снижаться в этом году в начале марта и достигла 11 рублей за литр. Как вы считаете, это объективный процесс?

— Конечно. Наш кооператив тоже снизил закупочную цену до 11,5 рубля за литр. В зимний период, когда цена на молоко-сырье достигает своего пика, я людям объясняю, что стоимость готовой продукции в течение года меняется на 1–3%. А постоянные издержки: транспортные расходы, зарплата сотрудников — сохраняются. Представьте, например, что машина едет в отдаленное село летом за 10 литрами молока, а зимой за одним литром. Зимой кооператив терпит убытки. Нам приходится доплачивать, чтобы выдерживать цену на готовую продукцию, которую требуют оптовики. В летний период за счет увеличения объемов сдачи молока и снижения его себестоимости ситуация выравнивается. 

— Говоря о стоимости сырого молока, переработчики часто ссылаются и на его невысокое качество.

— На крупных фермах, как правило, современные доильные установки, которые исключают контактирование молока с воздухом. Ручной труд в этом случае минимальный. В личных подсобных хозяйствах ситуация иная. Один человек может быть чистоплотным, другой — нет. Мы, например, постоянно людям разъясняем, что сдавать надо качественное молоко, а не белую жидкость, разбавленную водой. Сейчас в кооперативе действует система мотивации. Сдал человек некачественное молоко — не получил за него деньги. И, напротив, тот, кто продает молоко с высокими качественными показателями, имеет более высокую цену.

— А вы ощущаете дефицит сырого молока в крае?

— Конечно, он ощутим. Объем молока в Тальменском районе небольшой, однако конкуренция на этом рынке тоже присутствует. К примеру, в летнее время сюда приезжают перекупщики из соседней Новосибирской области.

— Если говорить об общей стоимости литра молока, то какие доли в конечном итоге принадлежат сельхозпроизводителю, переработчику и рознице?

— Это рассчитать довольно сложно, все зависит от ряда факторов. Могу привести пример по нашему кооперативу. При условии, что мы продаем сыр по 145 рублей за килограмм, на полках магазина он появляется уже по 220 рублей за килограмм.

Цель — на Москву

— Какой объем сырья перерабатывает сегодня ваш завод в Калманском районе?

— До 2012 года он перерабатывал 20–25 тонн молока в сутки. В этом году мы планируем завершить модернизацию и увеличить объемы. В настоящий момент заканчивается реконструкция производственных помещений площадью 1 тыс. кв. метров. Через неделю будет сдана вторая очередь газовой котельной. После реконструкции завод станет современным предприятием, соответствующим европейским стандартам. Главным нашим продуктом являются сыры мягких сортов под торговой маркой "Зимаречье". Сейчас мы выпускаем пять видов сыров: с укропом или базиликом, с оливками и специями. Их рецептуру разрабатывали специалисты предприятия.

— Когда планируете выходить на более высокие показатели по переработке?

— Мы изначально не ставили перед собой задачи построить мегазавод. В 2001 году, когда мы основали наше предприятие в селе Зимари, на территории района работало несколько животноводческих хозяйств. Этого было вполне достаточно, чтобы обеспечить молоком небольшое сырное производство. Завод относится к сегменту малого бизнеса — это как раз то предприятие, которое обеспечивает людям на селе занятость и достойную оплату труда.

Надо сказать, что заводу-гиганту неинтересно производить мягкие и рассольные сыры, так как объем их потребления на рынке не очень высок. Но если такое предприятие ставит у себя линию по производству подобных сыров, то может страдать качество продукта. В нашем случае несомненным преимуществом является то, что фирма заточена на изготовление определенного вида продукции.

— Но все же определенные цели дальнейшего развития есть?

— Наша цель — выход на московский рынок. На Алтае мы почти не работаем. Неинтересно. Через розничные сети "Ашан", "Метро", "Холидей", "Лента" наши сыры уже поступают во Владивосток, Хабаровск, Новосибирскую, Омскую, Томскую области. В общей сложности за пределы края вывозим 95% своей продукции. В Москве брэнд "Алтайский продукт" интересен. Возможно, не всем, но какая-то часть жителей столицы покупает алтайскую продукцию. В Москве поживает более 10 млн. человек, и, если мы сможем занять там хотя бы полпроцента данного рынка, этого будет достаточно.

— Перед революцией в 1916 году в Алтайской губернии насчитывалось порядка 2 тыс. различных кооперативов. Самыми распространенными были кооперации по сбыту и переработке молока — 858 заводов и артелей по всему Алтаю. А сейчас всего 50 кооперативов. Почему так мало?

— Без государственной поддержки кооперация существовать не сможет. Пока ее объемы не столь велики, как нам хотелось бы. Другой фактор — психологический. Мне долго приходилось людям объяснять, что мы в колхоз никого загонять не собираемся и что в кооперативе их никто не будет обманывать. Ну и, конечно, должен быть человек, который сначала сам заразится идеей кооперации, а затем передаст эту идею другим.

О чем еще рассказал собеседник

О государственной поддержке

— В 2010 году на развитие кооперации в крае не было выделено ни копейки. В 2011 году — 3 млн. рублей. Их получили несколько кооперативов, в том числе наш. Государственные средства можно направить на техническое перевооружение. По программе до 80% затрат на покупку оборудования для кооперативов может быть компенсировано из бюджета. Этим можно пользоваться.

О "японском центре"

— Я проходил стажировку в "японском центре" при МГУ им. Ломоносова. Общение с японскими преподавателями дало понимание бизнес-процесса. В американской модели управления важен прежде всего специалист. И он обязан выполнять определенные функции за определенную плату. Но такой сотрудник может в любой момент уйти к другому работодателю. В Японии если ты специалист, то значит — сенсей, учитель. Вы обязаны иметь два-три ученика, которым надо передавать свои знания и опыт. Таким образом, развитие сотрудника идет внутри компании.

Кто такой Олег Махнаков

Олег Николаевич Махнаков родился 28 февраля 1975 года в Барнауле. Окончил автотракторный факультет Алтайского государственного технического университета. Одновременно учился на кафедре переподготовки кадров по специальности "Менеджмент". Также окончил президентскую программу подготовки управленческих кадров. Проходил стажировку в Москве и Берлине. "Первые свои деньги заработал, когда помогал пасти коров в деревне у бабушки в Троицком районе", — рассказал Олег Николаевич. После университета занимался предпринимательской деятельностью. В 2001 году вместе с партнерами создал предприятие по выпуску сыра "Рикон", где и в настоящее время занимает должность директора. С 2008 года Олег Махнаков является также председателем сельскохозяйственного кооператива "Колос". 

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость