Ручное управление экономикой в очередной раз обернулось государственным спасением крупного бизнеса. В начале февраля премьер-министр Владимир Путин дал поручение банку ВТБ выдать кредит туристической компании "Ланта тур", которая оказалась на грани банкротства "в связи с невозможностью надлежащим образом обеспечить финансирование заказанных услуг". 6 февраля попало уже самому ВТБ. На встрече с лауреатами нобелевской премии по экономике Путин заявил, что банк обязан компенсировать миноритариям затраты на покупку акций в ходе "народного IPO". Сумма может составить порядка 15 млрд. рублей. В 2007 году ВТБ провел первичное размещение своих акций на фондовом рынке. В итоге частные инвесторы уже четыре года терпят убытки. Они покупали акции по цене 14 копеек за штуку, а сейчас она составляет около 7 копеек.
Обязано ли государство спасать тонущий бизнес?
Евгений Рыжак,
гендиректор компании "Алтайкровля":
Если государство и должно спасать бизнес, то только социально значимый, который обеспечивает рабочими местами значительное количество людей и спасение которого даст социальный эффект. К этому вопросу подходить нужно дифференцированно. Для одного населенного пункта значимо предприятие с численностью работающих 100 человек, для другого — 10 тыс. На мой взгляд, если государство делает финансовые вливания в какую-то компанию, то нужно не просто давать деньги, а брать ее под контроль. Если акционеры не могут справиться — кто помогает, тот и руководит.
Иван Томашевич,
генеральный директор "Алтайтрансмаш-сервис":
Если бизнес идет ко дну, то помогать ему не нужно — пусть тонет. Но если предприятие перспективное и у него возникли временные трудности, власть должна протянуть руку помощи. В первую очередь это может стать сильным толчком для развития бизнеса, что принесет пользу государству — пополнение казны за счет налогов, большее количество рабочих мест и т. д. В целом нужно к каждому случаю подходить отдельно, анализировать и суммировать все факторы. Могу сказать точно: оказывать поддержку молодому предприятию, даже с очень большими перспективами, не нужно. Чаще всего они не выдерживают конкуренцию больше нескольких лет. А если они вечно будут дотационными, то это уже не бизнес.
Сергей Соколов,
директор компании "Сокол", председатель общественного совета предпринимателей г. Яровое:
Здесь необходимо разделять: либо бизнес сам утонул, либо его утопили. Так что однозначно ответить на вопрос я не могу. Нужно смотреть по ситуации. Сегодня никто не откажется от помощи, все в ней нуждаются. Но это не значит, что государство должно всем помогать.
Юрий Проскурин,
заместитель главы администрации Павловского района:
С одной стороны, государство не обязано помогать бизнесу, с другой — в России есть свои особенности. Социальная сторона важна в любом вопросе, и если много людей пострадало, то нельзя говорить: сами ошиблись — сами и спасайтесь. Нужно изучить все обстоятельства произошедшего, выяснить количество пострадавших. Если у государства есть рычаги воздействия, нужно их применять, но все зависит от конкретной ситуации. Например, за рубежом после разлива нефтепродуктов в Мексиканском заливе государство тоже подставило плечо. Это нормально.
Елена Чупина,
директор компании "СкайВэй":
Вопрос нужно ставить несколько иначе. Государство помогает не бизнесу, а спасает граждан, то есть выполняет свои прямые обязанности в данном случае. Что касается "Ланта тур", то эта компания хорошо зарекомендовала себя на рынке, не была замечена в махинациях. И тогда возникает вопрос: если мы дадим утонуть такому большому "кораблю", то не придут ли на его место более мелкие и гораздо менее надежные? Так что помогать и поддерживать нужно, и государство должно это понимать. Ведь любой бизнес, хоть услуги, хоть производство, — это прежде всего люди.
Сергей Хачатурян,
президент "Алтай Инвест Групп":
Государство вообще не должно бизнес спасать. И прежде всего оно не должно спасать банки. А то получается так, что в бизнесе наступает коллапс, а это сделали не производители, а банк. За банком стоит государство. И получается, что человек, взявший кредит, отвечает за то, что сделали государство и банки. Во время кризиса все должны нести ответственность в равной степени. Что вообще такое — помощь бизнесу? Сегодня нагрузка на производство в виде кредитов огромна. В условиях кризиса процентная ставка должна не повышаться, а понижаться, чтобы поддержать производителей. Наведите порядок в банковской сфере — это и будет помощь.
Александр Терентьев,
депутат Госдумы ("Справедливая Россия"):
Государство должно выстроить равные условия для бизнеса и четкие критерии того, кому помогать и как обеспечить неангажированность ведомств, госбанков. Пакет акций при этом должен переходить в руки государства, чтобы оно получало прибыль от той помощи, которую оказывает. А у нас за государственный счет спасают избранных бизнесменов, создаются условия для поглощения бизнеса. Государство должно контролировать эти процессы — бесконтрольность приводит к новым виткам экономического кризиса.
Самое важное - в нашем Telegram-канале