— Ирина Анатольевна, вы как-то обмолвились, что пандемия стала для Альфа-Банка своеобразным толчком к росту. В чем это выражается?
— 2020 год для Альфа-Банка действительно был непростым. В сложившихся условиях нужно было оперативно принимать решения, менять процессы, внедрять новые продукты, причем как собственные, так и транслированные государством для выполнения постановлений правительства о поддержке бизнеса.
В целом, подводя предварительные итоги года, могу сказать, что мы его завершаем с достаточно хорошими показателями. У нас выросло количество клиентов: на 16% — физические лица, на 40% — юридические.
— Нынешний год был серьезным испытанием для всех сфер предпринимательства. Альфа-Банк одним из первых разработал свою программу поддержки малого бизнеса. Как вы оцениваете ее эффективность?
— Свой проект мы внедрили в течение первой недели после оглашения перечня отраслей, чья деятельность приостанавливается в связи с пандемией. По сути, сработали на опережение: когда у малого бизнеса возникла острая потребность в кредитах, у нас уже была специальная программа.
Надо отметить, что она продолжает работать. У компаний малого бизнеса, финансовое положение которых на текущий момент не восстановилось, есть возможность обратиться в банк, попросить дополнительную реструктуризацию или изменение графика платежей. Такие заявления однозначно будут рассмотрены.
— Как в целом в кризисный год себя показало кредитование?
— Кредитная политика в период пандемии была достаточно сдержанной. Приходилось въедливо изучать особенности того или иного бизнеса, чтобы понимать, в каком направлении он движется.
При этом отказов в выдаче кредитов практически не было. Наоборот, мы прокредитовали серьезные инвестиционные проекты, в том числе в рамках программы Минсельхоза, благодаря чему компании смогли увеличить мощности и получить дополнительную выручку.
— Как изменилась работа Альфа-Банка с физлицами?
— Для физлиц была разработана программа поддержки. В апреле, в первые недели пандемии, банк предложил своим клиентам кредитные каникулы, которые предполагали послабления и по суммам платежей, и по срокам, и по предоставляемым документам.
Программа сработала чрезвычайно эффективно: большинство клиентов воспользовалось этим продуктом.
— А работа в период пандемии и тотальной изоляции изменилась?
— Тренд на цифровизацию Альфа-Банк взял еще в прошлом году, проделав серьезную работу до наступления пандемии. Ситуация нынешнего года подтолкнула нас к большей оперативности по переводу многих операций в мобильное приложение.
При этом даже в момент тотальной самоизоляции ни одно отделение Альфа-Банка в Алтайском крае не закрылось.
— В 2021 году Альфа-Банк откроет в Барнауле офис в совершенно новом формате. Что он будет собой представлять?
— Пандемия не помешала нашей работе по открытию новых отделений, так называемых phygital-офисов. В настоящий момент в Москве три подобных офиса.
Работают они и в Новосибирске. В Барнауле внедрить новый формат планируем уже в первом полугодии 2021 года.
Phygital-офис – это коллаборация цифровых технологий и физического присутствия. Объясню: клиент приходит в офис, на входе его приветствует специальный терминал с технологией Face ID. Тут же подходит менеджер с планшетом, который уже знает, новый это клиент или действующий. В зависимости от потребностей конкретного человека начинается работа.
Открытие нового офиса в Барнауле планируется совместить с запуском центра ипотечного кредитования.
Специальный вопрос
— На ваш взгляд, как в целом будет развиваться банковский сектор в 2021 году?
— На мой взгляд, банковский бизнес сам по себе в России становится неинтересным и менее доходным. Регулятор взял долгосрочный тренд на снижение ставок, что сильно давит на маржу. Небольшим банкам придется сложно. Альфа-Банк по-прежнему будет искать коллаборации в смежных отраслях, в том числе с компаниями, входящими в нашу группу. Так, в конце третьего квартала мы запустили совместный проект с «Билайном». Его цель — удешевление расчетно-кассового обслуживания и сотовой связи для бизнеса.
Самое важное - в нашем Telegram-канале