Стимулы и антистимулы
Тревогу руководители предприятий забили, главным образом, после 1 июля. Москва, Петербург, Саратов, Тула, Алтай — везде говорили о росте стоимости электроэнергии минимум на 30–50%. Звучали призывы вообще отменить источник неприятностей: постановление правительства № 442, которое изменило механизм расчетов за электроэнергию и потребовало от юрлиц с мощностью более 670 кВт к 1 июля установить почасовой учет потребления и оплачивать электроэнергию, исходя из ее часовой цены.
По замыслу разработчиков, такой учет даст предприятиям инструмент управления потреблением, позволяющий снижать его в пиковые часы, когда электроэнергия на рынке дорогая, и увеличивать в остальное время, тем самым уменьшая общий счет. Соответственно, будут выравниваться и графики нагрузки энергосистемы. А для тех, кто пренебрег требованием, предусмотрели антистимул: обязанность оплачивать потребление по расчетному способу, что заметно дороже.
Как пояснил президент АлтТПП Борис Чесноков, инструмент сработал, но далеко не во всех случаях. В комитете энергетики АлтТПП изучили итоги работы по новым правилам 152 клиентов "Алтайэнергосбыта", попавших под действие постановления. У 86 из них стоимость снизилась. У остальных же, наоборот, подорожала на 5–50% и более. При этом из 66 попавших в зону роста лишь восемь не выполнили требований и, можно сказать, сами выбрали свою судьбу: не установили нужные счетчики или не передавали показания, из-за чего и платили по расчетному способу.
Колоссальные усилия
А между тем часть потребителей столкнулась с той же проблемой еще в начале года. К 1 января почасовой учет обязаны были установить и предприятия, присоединенные к сетям "ФСК-ЕЭС", причем независимо от мощности. По данным АлтТПП, в Барнауле это коснулось 48 организаций, в том числе малого и среднего бизнеса.
Для некоторых из них в январе киловатт-час подорожал почти втрое, поясняет председатель комитета по энергетике АлтТПП Александр Карасев. В феврале рост составил для ряда потребителей 339% к декабрю, в марте — 399%, апреле — 332%, мае — 298%, августе — 329%. Кратный рост и здесь был нередко связан с отсутствием необходимого учета. Но, увы, он имел место и там, где все требования были выполнены, а возможности перестроиться на работу в "дешевые" часы были ограничены.
"Производственный процесс на фабрике идет круглосуточно. С момента срезания макаронины с матрицы до выхода готовой из сушилки проходит пять — восемь часов. Если остановить этот процесс, будет нарушен режим сушки, макароны потрескаются и мы получим несколько тонн брака", — пояснил технический директор "Алмака" Анатолий Чистоклетов. Стоимость электроэнергии для "Алмака" выросла примерно в полтора раза, хотя требования к учету здесь выполнили.
А в компании "Сибирь-Контракт", тоже установившей почасовой учет до 1 января, киловатт-час подорожал к апрелю более чем в два раза — до 4,80 рубля. "Мы предприняли колоссальные усилия, чтобы оптимизировать расходы, процентов 20 персонала перевели на работу в выходные дни и вечернее время. Нам удалось достигнуть снижения стоимости до 3,20 рубля. Но при этом мы увеличили расходы на оплату труда, так как за работу в выходные и сверхурочное время надо доплачивать", — сообщил руководитель предприятия Юрий Фриц. И хотя доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции компании не очень велика (10–12%), Фриц считает проблему роста энергозатрат "довольно существенной".
Сделай вчера
Впрочем, в число тех, кто к 1 января обязан был ввести почасовой учет, правительство неожиданно включило еще и субабонентов предприятий, присоединенных к "ФСК-ЕЭС". Эта обязанность предусмотрена отдельным постановлением № 1482.
В АлтТПП обращают внимание на дату его принятия: 30 декабря 2012 года — накануне новогодних праздников. Более того, опубликовано оно было лишь 7 января, вступило в силу 15-го, в свободном доступе появилось в 20-х числах. А потребители (в Барнауле их 12) должны были заменить все счетчики уже к 1 января. Естественно, требования "сделать работу вчера" они не выполнили и "нарвались" на расчетный способ и трех-четырехкратный рост стоимости электроэнергии.
Как говорит Борис Чесноков, многие компании, подключенные к "высоким" сетям (непосредственно или опосредованно), оказались на грани банкротства лишь потому, что исторически присоединены
к подстанции "ФСК ЕЭС". Электроэнергия, получаемая на высоком напряжении, для них оказалась дороже, чем для потребителей на самом низком.
При этом руководители этих предприятий скептически оценивают свои возможности сократить потребление за счет энергосбережения. В частности, по словам Анатолия Чистоклетова, на "Алмаке"
стоят итальянские линии, заменить на менее энергоемкое можно лишь вспомогательное оборудование, что даст небольшой эффект. "Думаем и о приобретении газопоршневых мини-станций, для того чтобы
часть электричества вырабатывать самим, но пока средств на это нет", — констатирует он.
Лоббистские возможности
Тема стоимости электроэнергии обсуждалась в начале октября на "круглом столе" ТПП в Москве. Многие его участники предрекали дальнейшее падение конкурентоспособности отечественного бизнеса, напоминали о вступлении страны в ВТО и требовали отменить постановление № 442. Но, по словам Бориса Чеснокова, анализ ситуации, сделанный АлтТПП, в том числе факты снижения стоимости электроэнергии у большой группы юрлиц, изменили направление дискуссии.
"Мы полагаем, что постановление № 442 в целом дает много пользы: в частности, для потребителей упростилось заключение договоров электроснабжения, для небольших предприятий полностью отменена плата за перебор и недобор потребления электроэнергии и т. д.", — говорит Борис Чесноков. Тем не менее документ нуждается в "срочном ремонте" — изменений отдельных его положений, пришли к выводам участники "круглого стола".
По итогам мероприятия они обратились в профильные федеральные ведомства с предложением, в частности, дать возможность потребителям из группы "более 670 кВт" самостоятельно выбирать
ценовую категорию — сейчас же они вправе выбирать только категории с третьей по шестую и обязаны устанавливать почасовой учет (см. "Справку"). В АлтТПП также полагают: такую же
возможность нужно дать и тем, кто непосредственно или опосредованно (как субабоненты) подключен к сетям "ФСК-ЕЭС".
Пока же потребители вынуждены жить по новым правилам. "Наверное, любому предприятию хотелось бы, как энергокомпаниям, решить свои проблемы за счет повышения цен. Но мы в отличие от энергетиков
работаем на конкурентном рынке и ограничены спросом. Вероятно, энергетики имеют более высокие лоббистские возможности, чем промышленники", — предполагает Юрий Фриц.
Справка
По правилам постановления правительства № 442 от 4 мая 2012 года "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" нерегулируемые цены потребителям-юрлицам рассчитываются по шести ценовым категориям.
С 1 июля 2013 года потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт вправе выбирать ценовую категорию самостоятельно.
Потребители с максимальной мощностью 670 кВт и выше могут выбирать только с третьей по шестую ценовые категории. Это означает, что крупные потребители обязаны обеспечить почасовой учет.
Потребитель вправе изменить ценовую категорию в рамках требований, установленных постановлением.
Самое важное - в нашем Telegram-канале