О том, как компания намерена завоевывать алтайский рынок, "СК" рассказали гендиректор "Леруа Мерлен Россия" Венсан Жанти и региональный директор компании по Сибири Марк Луше.
— Расскажите, пожалуйста, про ваш формат. На открытии барнаульского магазина вы неоднократно упоминали о его уникальности на местном рынке — в чем она заключается?
Венсан Жанти (В. Ж.): —Мы работаем в формате DIY (от англ. do-it-yourself, "сделай сам"). Наши магазины представляют широкий ассортимент товаров для ремонта, строительства и обустройства дома, дачи и сада. В России наши гипермаркеты представлены в форматах 10 тыс. кв. метров и 12 тыс. кв. метров. В барнаульском магазине на 10 тыс. кв. метров 15 отделов с 33 тыс. наименований товаров. Это в два раза больше, чем у конкурентов на местном рынке.
Также наше отличие — цены, которые всегда ниже средних по рынку не менее чем на 5%. Мы не делаем скидок и специальных предложений, потому что у нас низкие цены каждый день. У нас бесплатно помогут подобрать все материалы для строительных проектов покупателя, работает система доставки от 240 рублей в пределах города (более 20% нашего товарооборота проходит через услугу "доставка"). Еще своим преимуществом мы считаем то, что в нашем магазине в течение 100 дней можно вернуть товар, который не подошел, с компенсацией полной стоимости.
Марк Луше (М. Л.): — По поводу цен: дважды в неделю мы проводим мониторинг местного рынка, чтобы быть уверенными, что наши цены ниже минимум на 5%. Такой уровень удается выдерживать за счет больших объемов закупок, поэтому у нас меньше уровень маржи, чем у конкурентов, но выше уровень продаж.
— С 2013 года ваша компания начала активно заходить в небольшие российские города с населением менее 1 млн человек. Вы это делаете, потому что во всех крупных городах уже присутствуете?
В. Ж.: — Да, мы начинали в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь перешли на города с населением, где живет не менее 400 тыс. человек.
— Насколько успешны магазины в небольших городах относительно крупных?
М. Л.: — Поначалу товарооборот в них, конечно, меньше. Но потом он растет. Когда открывался магазин в Красноярске, мы показали четвертый результат по товарообороту в стране. Причем это была цифра на уровне Москвы за счет того, что в столице очень высокий уровень конкуренции.
— Но Барнаул проигрывает Красноярску по количеству населения и главное — по уровню зарплат. На какой результат вы рассчитываете по товарообороту в Барнауле?
М. Л.: — Товарооборот — это результат. Нам также важен процесс, то, как мы будем обслуживать клиентов.
— Тогда, возможно, скажете, на какую проходимость в Барнауле вы рассчитываете?
М. Л.: — Мы предполагаем, что это будет за цифра, исходя из опыта работы в других небольших городах (там она примерно одинакова). Думаем, до 1 млн покупателей в год. Это вполне реально.
Отечественные наполовину
— На презентации вы неоднократно упоминали, что конкуренты уже начали реагировать на ваше появление. Что вы имели в виду?
М. Л.: — Вы видели в день нашего открытия, что на входе перед гипермаркетом "Аксиома" висели воздушные шарики, как будто у них тоже открытие?
— До вашего появления в Барнауле в строительном сегменте работали в основном местные компании. Как вы оцениваете нынешний уровень конкуренции здесь?
М. Л.: — Поначалу казалось, мы зайдем на рынок очень уверенно. Но сейчас мы видим, что здесь предстоит серьезно побороться за покупателя. Наши основные конкуренты — "Арсидом", "Арсенал", "Знак", "Аксиома", "Формула М2", "Прораб". Это достаточно серьезные соперники, которые просто так не будут нам уступать. С "Прорабом" мы, кстати, встречаемся уже в нескольких городах.
— Как на вашей компании отразилась нынешняя экономическая обстановка в стране?
В. Ж.: — Январь и февраль вышли вполне нормальными месяцами по продажам для нашей компании. Сейчас мы видим, что клиенты стали покупать меньше; притом что они очень много купили в декабре. Инфляция сказалась на нас, поскольку часть товаров мы покупаем в Европе за евро. Поэтому в этом году цены в наших российских магазинах поднялись на 10%. Посмотрим, как будет дальше. Думаю, когда твой концепт — "Низкие цены каждый день", он очень выигрышен в кризис.
— Какую часть сегодня занимают у вас на полках российские поставщики и собираетесь ли вы увеличивать их долю в этом году? У нас ведь в стране сейчас курс на импортозамещение, как вы знаете.
В. Ж.: — Сегодня доля российских производителей — 50%. Остальное привозим из Китая, Европы, Индии, Франции, Италии и других стран. Увеличивать число российских партнеров планируем, но это нелегко — найти таких, которые способны доставлять товар в несколько магазинов сразу. Требуются большие объемы.
М. Л.: — При этом каждый год у нас идет обновление 25% ассортимента во всех магазинах.
Автономны от "Арены"
— Барнаульская администрация активно предлагает вам сотрудничество с алтайскими производителями. На данный момент у вас уже есть какие-то договоренности с местными партнерами?
М. Л.: — Мы всегда стараемся искать локальных поставщиков, их продукция занимает 10% в ассортименте наших гипермаркетов. Но когда я говорю "локальный", в данном случае я имею в виду "из Сибири". Сейчас у нас есть договоренности с одним барнаульским производителем отделочных материалов, также мы ведем переговоры еще с несколькими. В ближайшее время планируем организацию конференции с местными поставщиками.
— Как компании попасть к вам на полку?
В. Ж.: — Разумеется, существует ряд условий: и объем производства, и время доставки, и цена, и качество. Стать нашим поставщиком — это путь, который занимает не менее полугода. Сибирский поставщик должен рассчитывать на то, что будет обеспечивать не один, а пять-шесть наших гипермаркетов в СФО. То есть объемы производства очень важны. Например, мы каждый год продаем 12 млн кв. метров только одного напольного покрытия в России.
М. Л.: — Скачок спроса, который произошел в конце декабря 2014 года, стал испытанием для многих поставщиков. При аномальном спросе они не могли поставить товар. Запрос на ламинат, к примеру, вырос на 120%, а заводы не могли столько дать. Они буквально работали круглосуточно.
— Сколько ваших гипермаркетов в итоге будет в Барнауле?
В. Ж.: — Думаем, что два. Этого вполне достаточно.
— Второй будет на территории бывшего БАМЗа?
В. Ж.: — Пока не могу сказать. Есть проект, но решение по нему пока не принято.
— Насколько количество покупателей первого "Леруа Мерлен" зависит от заполненности "Арены"?
В. Ж.: — Наш гипермаркет автономен. Для нас очень важно наличие рядом транспортного потока, дороги. Думаю, что "Арене" также выгодно наше соседство.
— Учитывая кризис и то, что в Алтайском крае средняя зарплата одна из самых низких в стране, — какой, по-вашему, у вас будет средний чек в Барнауле?
М. Л.: — Есть понимание, что уровень зарплат в Алтайском крае действительно ниже, чем в других регионах. Думаем, средний чек будет в районе 1,5–1,7 тыс. рублей. Но в первый год работы магазина достижение показателя по среднему чеку не так важно — важнее, чтобы как можно больше людей приходило в магазин и интересовалось ассортиментом. Нужно отметить, что ценовая шкала в Барнауле в данный момент рассчитана на население с уровнем дохода 17–25 тыс. рублей. Как показали наши исследования, таких в Барнауле до 70%.
О чем еще рассказали собеседники
О корпоративной культуре
— Средняя зарплата продавца-консультанта в нашем барнаульском гипермаркете —21,5 тыс. рублей, раз в квартал платим премию. Мы регулярно проводим обучающие тренинги по продажам. Также любой продавец компании может стать ее совладельцем, купив ее акции. Такое предлагают не на каждом предприятии, это сильно повышает мотивацию. А еще почти при каждом нашем сибирском гипермаркете есть тренажерный зал, который все сотрудники могут посещать бесплатно.
О разнице магазинов
— Разные страны — практически абсолютно разные товары в наших магазинах. Поскольку в разных местах продается товар от разных поставщиков, одинаковым в ассортименте остается не более 15%. Плюс разнится и спрос. Например, в наших румынских гипермаркетах не очень широко представлено декоративное направление (с обоями, краской и т. п.) — для местных жителей оно не в приоритете. В России большей популярностью также пользуются отделы строительных товаров и столярных изделий. Это связано с тем, что на первом месте у граждан надежно обустроить квартиру, а декор — потом. В Италии, Испании и Франции товары для декора представлены в более широком ассортименте.
Досье
Венсан Жанти до 2004 года занимал руководящие должности в "Леруа Мерлен Италия" и "Леруа Мерлен Франция". С 2004 по 2007 год — вице-президент Groupe Adeo, ответственный за работу компании в Бразилии, Италии, Греции. С 2007 по 2011 годы — гендиректор "Леруа Мерлен Италия". С сентября 2011 года возглавляет "Леруа Мерлен Россия".
Венсан говорит, что в свободное время "обожает кататься на коньках". Он также регулярно бегает марафоны в Москве, Париже и Нью-Йорке (средняя дистанция — 42 км). Много времени посвящает личностным тренингам, а также занимается вокалом.
Справка
"Леруа Мерлен" (Leroy Merlin) — одна из девяти марок бренда Groupe Adeo. Управляет 300 магазинами в 13 странах. Первый магазин "Леруа Мерлен" в России открыли в Мытищах в 2004 году. Один из российских магазинов компании занимает сегодня I место в мире среди всех магазинов Groupe Adeo по товарообороту и численности покупателей — это "Леруа Мерлен" в Красногорске (Московская область). По информации компании, в 2014 году открытие одного магазина в России обходилось примерно в 1 млрд рублей. Компания также заявляет, что ежегодно вкладывает в российский рынок в среднем 300 млн евро. По данным газеты "Ведомости", оборот компании в России в 2013 году составил 60 млрд рублей.
Факт
По информации официального сайта "Леруа Мерлен", сегодня в России работает 35 гипермаркетов компании.
Самое важное - в нашем Telegram-канале