Промышленность Алтая

Экономика

Пионеры инженерии. Барнаульский вуз создал уникальное ПО по заказу алтайского шинного гиганта

Алтайский государственный технический университет разработал специальное программное обеспечение для Алтайского шинного комбината. Эта CAD-система, у которой, что примечательно, нет аналогов в России, в разы ускоряет процесс конструирования новых шин, включая критически важную для страны авиационную продукцию.

На предприятии «Алтайский шинный комбинат».
На предприятии «Алтайский шинный комбинат».
Пресс-служба АлтГТУ

Задача без аналогов

Проект стартовал, как это обычно бывает, когда специалисты предприятия обратились с наболевшим к ученым. А у инженеров АШК просто не бывает — задачей оказалась система автоматизированного проектирования (CAD).

Как объяснила заведующая кафедрой информационных технологий АлтГТУ Анастасия Зрюмова, речь шла о разработке с нуля сложного программного комплекса, а не просто об автоматизации рутинных операций. Это был новый уровень, новые компетенции, хотя у команды вуза и были опасения из-за сложности и долгосрочности проекта.

«На первом этапе мы разработали программный модуль для построения контура радиальной и диагональной шины. Нам пришлось глубоко погрузиться в технологический процесс, изучить тысячи параметров, и в этом помогли даже студенты на практике. Аналогов полного цикла расчета с построением контура в России сейчас нет, мы здесь первопроходцы», — рассказала Анастасия Зрюмова.

Впереди — еще несколько модулей. Примерный срок окончательной реализации проекта со всеми этапами составит 2-3 года.

Первый модуль программы, отвечающий за построение геометрии шины, уже внедрили и активно используют на АШК. По словам ведущего инженера-конструктора Антона Морозова, программа кардинально изменила скорость работы, избавив специалистов от огромного пласта рутинных расчетов и чертежей.

«Программа очень ускорила нашу работу. Раньше на построение геометрии шины уходило от одного до четырех дней, а сейчас это занимает буквально несколько минут, — отметил специалист. — Можно быстро все пересчитать, если где-то ошибка или нужно внести изменение. Раньше была огромная бумажная работа: интерполяция, замеры, масштабирование. Сейчас это все делается автоматически в нужном масштабе. Мы уже используем этот модуль, а следующие этапы позволят уйти от ошибок на конечном продукте и моделировать испытания виртуально».

На предприятии «Алтайский шинный комбинат». Ведущий инженер-конструктор АШК Антон Морозов.
Пресс-служба АлтГТУ

Стратегическое значение

Разработка приобретает особую значимость в контексте риторики импортозамещения. Алтайский шинный комбинат — единственное в России предприятие, выпускающее авиационные шины для гражданских и военных самолетов. Генеральный директор АШК Владимир Балабанов подчеркивает, что современное ПО — необходимое условие для работы над новыми перспективными проектами.

«Это программное обеспечение важно потому, что никто больше в Российской Федерации авиационные шины не делает. Нужно быть современными, обновлять оборудование и программное обеспечение, — отметил Владимир Балабанов. — Сейчас мы участвуем в программах по новым воздушным судам, включая МС-21 и "Суперджет". Чтобы отвечать на вызовы времени и обеспечивать будущие заказы, нам критически нужны такие цифровые инструменты. Мы с надеждой смотрим на восстановление российского авиапарка и готовы его обеспечивать».

Сегодня завод производит порядка 350 позиций различных шин, выпуская около 1 млн шин и 1 млн покрышек в год. По словам руководства предприятия, АШК готов ответить на будущий рост спроса рынка уже сейчас.

На предприятии «Алтайский шинный комбинат». Ректор АлтГТУ АНдрей Марков (слева) и генеральный директор АШК Владимир Балабанов (справа).
Пресс-служба АлтГТУ

Ректор АлтГТУ Андрей Марков отмечает, что проект закономерно продолжает многолетнее плодотворное сотрудничество вуза и комбината. Такие реальные задачи — лучший стимул для обучения студентов и подготовки востребованных кадров, которые приходят на предприятие уже с готовым опытом.

«Шина — это сложная инженерная конструкция, и опыт, накопленный вузом, позволил взяться за эту пионерскую разработку. Когда студенты участвуют в решении реальных, а не учебных задач, они видят результат своего труда — это лучший стимул. Мы вместе готовим специалистов, и я горжусь, что наши выпускники решают задачи мирового уровня, конкурируя с продукцией для "Боингов" и "Аэробусов". Впереди у нас создание центра инженерных разработок для новых амбициозных проектов», — поделился глава АлтГТУ.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость