Ничто не предвещало беды
Житель Ребрихинского района Василий Валтышев и его супруга — одни из тех, кто в 2011 году заключил договоры аренды на свои паевые участки с "Боровлянским". Делали они это без всякой задней мысли. В тот момент с уговорами к людям ездила представительная делегация — инвесторы и районные чиновники в один голос твердили: все будет хорошо, подписывайте документы.
Сначала так и было. Развернувшееся в Ребрихинском районе сельхозпредприятие исправно платило людям паевые взносы. Кто хотел деньгами — получал по 6 тысяч рублей в год за участок, кто продукцией — мог брать фураж для скота или готовое продовольствие. Все шло хорошо, ничто не предвещало беды.
Проблемы начались три года назад: из-за финансовых сложностей и многочисленных кредитов перспективный инвестор начал сдуваться. Если с банками "Альтаир-Агро" еще пытался как-то договориться, то о людях конкретно "забыл". Задолженность перед пайщиками начала копиться как снежный ком. Только перед семьей Валтышевых, отдавших четыре пая земли, долг за три года составил 72 тысячи рублей. Для сельской местности это серьезная сумма.
"Я работаю в сельской школе, — рассказал Василий Валтышев. — Зарплата у нас и так небольшая. Раньше хоть плата за землю была подспорьем, сейчас и этого нет. Мы еще и скотину держим, все необходимое приходится закупать самим. Сил больше никаких нет".
Местная жительница Ирина Сигаева оказалась примерно в такой же ситуации. Только с одним отличием: хорошей жизни свинокомплекса она практически не застала. Ее семья заключила договор аренды в 2014 году, уже через год начались тревожные звоночки.
Женщина недоумевает: за последние три года она не получила за свою землю ни копейки. Зато исправно платила за нее налоги, пусть и по 750 рублей в год, но все же.
По словам Ирины Сигаевой, сейчас ее беспокоит еще один важный момент. Она, как и остальные пайщики, может быть оштрафована за неиспользование земельных участков, а в дальнейшем и вовсе их лишиться. Холдинг "Альтаир-Агро" и его предприятие "Боровлянское" не обрабатывали пашню несколько лет. По закону это серьезное нарушение, отвечать за которое должен собственник.
Теоретические шансы
Надо сказать, что во всей этой истории закон оказался совсем не на стороне местных жителей. Правда, и сами они сплоховали. Еще в 2016 году, когда "Боровлянское" оказалось в процедуре банкротства, людям надо было заявить о своих претензиях и войти в реестр кредиторов. Вовремя это не сделали.
Юрий Минеев, глава Боровлянского сельсовета, один из первых, кто начал бить тревогу по этому поводу. Тот факт, что никто из местных жителей на его призыв идти в суд не откликнулся, он объясняет просто: не хватило юридической грамотности и элементарно денег.
"Многие сельские жители с трудом представляют, что такое банкротство, — рассказал Юрий Минеев. — Для того чтобы составить заявление в суд, нужно ехать в город, нанимать юриста. Все это слишком сложно. Поэтому многие люди просто махнули рукой. Не жили хорошо, нечего и начинать".
Сейчас, когда активы "Боровлянского", включая и права аренды на землю пайщиков, проданы, шансы получить свои деньги у людей близки к нулю. Юристы объясняют: единственный путь, по которому они могут пойти, — стать кредиторами "вне очереди". При условии, что после продажи имущества и покрытия основных долгов еще останутся средства, люди смогут что-то получить.
Но это только в теории. На деле же получается так: активы "Боровлянского" проданы за 38 млн рублей, а должно оно было 1,6 млрд. Учитывая, что конкурсное производство официально завершено, с хозяйства взятки гладки.
Что же касается прав аренды на паевую землю, которые оказались в конкурсной массе и были проданы с остальным имуществом, юристы единогласны: все было сделано по закону.
Долгий судебный путь
На это указывает и краевой арбитраж. На сегодняшний день на рассмотрении суда находятся иски 110 ребрихинских пайщиков, желающих получить свои деньги и разорвать договоры аренды. По первому пункту требований шансы у них невелики.
Дело в том, что документов, подтверждающих задолженность "Боровлянского" перед жителями, нет. И вряд ли их удастся раздобыть.
"Руководитель должника не обеспечил передачу конкурсному управляющему договоров аренды земельных участков, договоров субаренды земельных участков, регистры бухгалтерского учета, в которых были бы отражены хозяйственные операции по аренде земельных участков у физических лиц (начисления, оплаты). Мероприятия по истребованию у бывшего руководителя “Альтаир-Агро” документации проводятся, но пока безрезультатно", — говорится в документах арбитража.
Относительно самих договоров ситуация иная. Юристы пайщиков утверждают: прекратить право аренды все же удастся, правда, для этого может потребоваться время. Дело в том, что в документах есть расплывчатый пункт "и прочие условия", который суд может трактовать в пользу одной или другой стороны.
Хранят молчание
Ирина Сигаева — одна из тех, кто собирается идти до конца. Женщина утверждает: условия договора на аренду паевой земли, заключенного четыре года назад, не соотносятся с нынешними реалиями. Если "Боровлянское" платило людям по 6 тысяч рублей за пай, то местные фермеры готовы выплачивать по 8–9 тысяч. Разница ощутима.
Напрямую работать с фермерами люди хотят еще по одной причине. "Они живут и работают в районе, — объясняет Ирина Сигаева. — В их порядочности я уверена, в отличие от разных холдингов, в которых руководителя днем с огнем не найдешь. Общаться с людьми они не привыкли".
Как объясняют пайщики, представители "Барнаульского пищевика", купившего помимо свинокомплекса в селе Клочки и право аренды на их паи, на контакт не выходят. Будет ли инвестор вообще обрабатывать эту землю, не известно.
В районной администрации altapress.ru рассказали: в настоящий момент компания ведет инвентаризацию земельных наделов. После того как она закончится, будет принято окончательное решение. Скорее всего, паевая земля уйдет в субаренду. Сам "Барнаульский пищевик" заниматься растениеводством в Ребрихинском районе не спешит, по крайней мере в ближайшие три-четыре года.
В планах компании — завершение строительства второй очереди свинокомплекса в селе Паново и увеличение поголовья свиней. Зерно для собственного комбикормового завода инвесторы намерены закупать у фермеров, часть — завозить из Омской области, где зарегистрированы собственники "Барнаульского пищевика".
Относительно планов размещения на паевой земле свиного навоза сами инвесторы и местные власти хранят молчание. В районной администрации лишь косвенно подтвердили данный факт, сказав, что "это очень хорошее удобрение".
На запрос altapress.ru в "Барнаульском пищевике" ответили, что жителям "все вопросы необходимо направлять конкурсному управляющему, ведущему процедуру банкротства хозяйства “Боровлянское”". О том, что сама компания будет делать с паями, — ни слова.
Как проходило банкротство
"Альтаир-Агро" — один из крупнейших свинокомплексов Алтайского края. Комбинат начали строить в 2007 году, заработал он в 2011-м. С начала 2014 года у предприятия возникли проблемы с возвратом займов.
4 мая 2016 года по заявлению строительной компании "Синергия" Арбитражным судом Алтайского края возбуждено дело о банкротстве. 22 июня было объявлено конкурсное производство.
Следом за "Альтаир-Агро" банкротным путем пошли еще две компании — "Мясная карта" и "Боровлянское", которые были аффилированы друг с другом. 23 марта 2017 года свинокомплекс в селе Клочки за 597 млн рублей выкупила фирма "Барнаульский пищевик". 5 марта 2018 года она стала победителем торгов про продаже имущества сельхозпредприятия "Боровлянское".
Цифра
Около 15 тыс. га земли в Ребрихинском районе в свое время обрабатывала компания "Альтаир-Агро".
Самое важное - в нашем Telegram-канале