Экономика

Почему простаивают модернизированные предприятия "Изумрудной страны"?

Утром 26 июля у проходной "Бийского сахарного завода" тишина. Не видно рабочих, нет толкотни. Только в тени деревьев лежат две собачонки. Встретили редакционную бригаду в ранний час лишь три "богатыря", взирающие с большого плаката. На нем улыбающиеся Евгений Роговский, теперь уже бывший руководитель местного филиала "Россельхозбанка", Александр Антипин, совладелец холдинга "Изумрудная страна", и глава региона Александр Карлин. А рядом подпись: "Поднимем завод вместе". Судя по тому, что предприятие готовится к консервации и уже точно не будет работать в этом году, миссия оказалась трудновыполнимой.  

"Бийский сахарный завод". 26 июля, 2012г.
"Бийский сахарный завод". 26 июля, 2012г.
Олег Богданов

История крупнейшего агрохолдинга Алтайского края, занявшего у "Россельхозбанка" более 20 млрд. рублей, продолжает быть одной из самых обсуждаемых. Кто-то называет "Изумрудную страну" жертвой рейдерства со стороны банка и силовых структур. Кто-то уверен, что ассоциация создавалась с единственной целью — для отмывания денег. При этом реальная ситуация на самих предприятиях ассоциации до последнего времени оставалась за кадром.

В прошлом месяце мы впервые побывали на трех сельскохозяйственных предприятиях холдинга. Вышедшая после этого статья о невыплатах заработной платы работникам ассоциации, тощих коровах и разломанных фермах вызвала резонанс.

Пресс-служба "Изумрудной страны" в своем релизе, вышедшем вслед за публикацией, в целом согласилась со сделанными выводами. Однако позже в приватной беседе представители ассоциации обвинили редакцию в предвзятости, сказав, что газета публикует только негатив. А у "Изумрудной страны" есть и модернизированные предприятия, которые она готова показать.

В конце июля мы их посетили. На всем пути следования редакционную бригаду сопровождали представители ассоциации. Они выступали гарантом того, что нас пропустят на заводы. Право выбора предприятий оставалось за нами.

Несладкие времена

"Бийский сахарный завод" ("БСЗ"), ставший первым пунктом поездки, достался "Изумрудной стране" в апреле 2010 года. Компания "Сибэнергопром", впоследствии вошедшая в ассоциацию, выкупила предприятие на торгах шестью лотами, общая начальная цена которых была 57 млн. рублей. Новые владельцы завода заявили, что работать он будет уже в первый сезон. Однако этого не произошло.

Алексей Дорохов,
и. о. генерального директора "БСЗ":

Как только мы пришли на предприятие и оценили его состояние, стало понятно, что на том оборудовании, которое здесь было, работать невозможно.

Он стал нашим гидом по предприятию.

"На заводе мы перекрыли все крыши, старые были слишком изношены. Вставили окна. В прошлом году закончили газификацию. Заново отстроили одно из зданий, где разместили два новых жомовых пресса. Здесь же должен был встать еще один пресс. Это оборудование было рассчитано на то, что в сезон предприятие будет перерабатывать 4,5 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки", — продолжает Алексей Дорохов.

Наша небольшая делегация вошла внутрь завода. Алексей Дорохов показывает то оборудование, которое было приобретено в прошлом году. "Преддефекатор, необходимый для обработки свекловичного сока, был куплен в европейской части страны. Когда его доставили железнодорожным транспортом, он был похож на огромный корабль", — вспоминает гендиректор.

По его словам, в общей сложности на закупку нового оборудования было потрачено порядка 800 млн. рублей.

Евгений Виноградов,
зампредседателя ассоциации по переработке:

На первый взгляд оно кажется непрезентабельным, но это видимость.  На самом деле здесь все сделано на высоком уровне. Мировом.

Рядом с громоздким оборудованием размещается пульт компьютерного управления. "Мы хотели, чтобы работа завода была максимально автоматизирована", — добавляет гендиректор.   

Выходим на прилегающую территорию. В стороне стоят грузовики. Алексей Дорохов объясняет: в прошлом году перед запуском завода был сформирован парк необходимого автотранспорта. Предполагалось, что новенькие Isuzu будут возить сахарную свеклу из хозяйств на переработку.

Чуть дальше виднеются огромные погрузчики — бурто­укладочные машины. По словам Алексея Дорохова, их закупили на Украине. Каждая — стоимостью более 2 млн. рублей. Но сейчас они простаивают в полуразобранном состоянии. Уже точно известно, что "Бийский сахарный завод" в текущем году работать не будет. Поэтому монтировать громоздкую технику нет смысла.

По пути руководитель предприятия объясняет: еще в 2010 году был разработан комплексный план реконструкции завода, включающий три этапа. Первый завершили в октябре 2011 года, к моменту пуска "БСЗ". Зимой нынешнего года здесь начали демонтировать часть производственной линии. Планировалось, что на это место встанет новое оборудование. Но не получилось. Из-за проблем с "Россельхозбанком" финансирование прекратилось. Проект по реконструкции повис. Сам завод готовится к консервации. Работников предприятия, которых насчитывается более 200 человек, распускают.

Безалкогольный спиртзавод

Следующим пунктом нашей поездки стал "Бийский спиртзавод", 51% акций которого в 2010 году выкупила "Изумрудная страна". Оставшаяся часть принадлежит администрации Алтайского края.

Запуск предприятия напоминал эпопею. В августе 2010 года здесь была установлена новая производственная линия. В тот момент завод был готов разливать водку. Но возникла проблема: "Изумрудная страна" не могла получить акцизные марки. Лишь в апреле 2011 года эту ситуацию удалось исправить. Марки были на руках, горячительная продукция потекла в бутылки.

Завод вновь встал 19 октября того же года. Причина — истек срок лицензии. В течение полугода "Изумрудная страна" измором брала Росалкогольрегулирование, пять раз подавая заявку на получение необходимых документов.

В первом же складском помещении завода, куда мы зашли, стоят упаковки с лимонадом и питьевой водой. Александр Горбань, директор предприятия, поясняет: лицензия до сих пор не получена, безалкогольная продукция — это единственное, что может производить завод в нынешней ситуации.

В следующем помещении располагается та самая линия по розливу водки. Сейчас она простаивает. На вопрос о возможных сроках получения лицензии и возобновлении производства Горбань только разводит руками.

Директор показывает нам котельную, цех по утилизации послеспиртовой барды, на реконструкцию которого, как он утверждает, "Изумрудная страна" потратила 42 млн. рублей. Здесь мы и останавливаемся.

Евгений Виноградов:

Проблема в том, что некоторые здания завода приходится, по сути, перестраивать заново. Предприятие старое, многим современным требованиям уже не отвечает. Поэтому его модернизация требует серьезных вложений. 

На наш вопрос, почему это обстоятельство не было учтено в тот момент, когда приобретались акции спиртзавода, Виноградов вновь начинает говорить об инвестиционных проектах.

По его словам, как и на сахарном заводе, здесь был разработан план реконструкции, включающий несколько этапов. Часть работ сделана. Но сейчас все остановилось. Чтобы довести предприятие до ума, требуется еще порядка 100 млн. рублей. Свободных денег у "Изумрудной страны" нет, кредитные средства не поступают. "Неужели не рассматривался риск того, что рано или поздно финансирование со стороны "Россельхозбанка" может прекратиться?", — спрашиваем у Евгения Виноградова. "Я лишь наемный менеджер. Знать всего не могу", — уклончиво отвечает он.

Почти в конце нашего осмотра спирзавода Александр Горбань рассказал интересный факт. Даже если у ассоциации появятся деньги и будут завершены необходимые работы для получения лицензии, запускать завод без его газификации бессмысленно. Себестоимость продукции "Бийского спиртзавода" может оказаться почти на треть выше, чем у того же "Иткульского спиртзавода". На рынке она будет неконкурентоспособной. 

И вырисовывается грустная картина: деньги в завод вложены, а выхлопа пока никакого.

В ожидании молока

Далее направляемся на "Красногорский маслосырозавод". Это небольшое предприятие в последнее время стало предметом жарких споров в Интернете. Кто-то настойчиво твердит, что завод "разбомблен", рассказывает в форумах о разбитых сыродельных ваннах и бесчинствах руководства. Есть противоположные заявления, что "Изумрудная страна" отстроила предприятие буквально с нуля.

Приезжаем. С внешней стороны завод смотрится как картинка: прилегающая территория ухожена, здания предприятия обшиты свежим сайдингом. 

Внутри следов "бомбежки" не видно. Сыродельные ванны в полном порядке. По словам Евгения Виноградова, в прошлом году их реконструировали.

"В 2011 году завод начал работать, но уже в первые месяцы были обнаружены технологические ошибки. Тогда мы приняли решение в течение зимы многое здесь изменить", — рассказывает Евгений Виноградов, проводя нас по закоулкам маслосырозавода.

По его словам, в модернизацию оборудования ассоциация вложила более 10 млн. рублей. "В принципе, завод готов к работе. Он ждет только молока", — добавляет Виноградов.

По планам "Красногорский маслосырозавод" должен был перерабатывать 30 тонн сырья в сутки. Объемы даже по меркам районных предприятий небольшие. Но это не главное. Здесь ассоциация намеревалась производить твердые элитные сыры и продавать их не только в Алтайском крае, но и за его пределами. По словам Евгения Виноградова, спрос на такой продукт в европейской части страны имеется.

Но, как и на двух предыдущих предприятиях, планы руководства холдинга разошлись с реальностью. "Красногорский маслосырозавод" стоит без дела. Оборотных средств для закупки молока нет. Сырья, производимого в холдинге, с трудом хватает, чтобы загрузить другие молочные предприятия "Изумрудной страны". Точно говорить о сроках возобновления работы завода в нынешней ситуации не приходится.

От редакции

В настоящий момент "Изумрудную страну" кормят несколько предприятий, приносящих прибыль и не имеющих долгов перед "Россельхозбанком". Часть заводов, в том числе модернизированных, представляют собой балласт. Сложилось впечатление, что бизнес предпринимателей Антипиных разрастался уж очень стремительно. И в итоге стал своеобразной Римской империей, огромной, плохо управляемой. Интересно, думали ли собственники этой "страны", что в один прекрасный момент их "старый партнер" прекратит финансирование всех имеющихся проектов?

Сейчас "Россельхозбанк" настроен по-серьезному. Уже подано более 80 исков о взыскании денежных средств с предприятий. Очевидно, если отношения банка и ассоциации в ближайшем будущем кардинальным образом не изменятся, последним придется попрощаться с частью своих активов. В этом случае "Изумрудная страна" будет уже не столь масштабной. Зато есть шанс, что в ней останутся предприятия, способные жить за счет собственных средств, а не кормиться только кредитами.

"Брошенных полей у нас не останется"

Недавно назначенный президент "Изумрудной страны" Михаил Колесников рассказал о текущей ситуации в агрохолдинге.

— Михаил Владимирович, каким образом следственные действия, связанные с уголовным преследованием Евгения Роговского, Ольги Антипиной и Ирины Виноградовой, влияют на жизнедеятельность холдинга?

— Влияет не столько факт преследования этих людей, сколько развернутая силовиками информационная шумиха вокруг данных дел. В некоторых хозяйствах увеличилась статистика по кражам, поскольку людей пытаются убедить, что ассоциации скоро не станет, а это неизбежно приведет к разорению сельхозпредприятий. Некоторые из наших партнеров отказываются работать с рассрочкой платежей, требуя только полной предоплаты. Есть случаи попыток отключить от электроснабжения фермы. Сильно настораживает тот факт, что в организованную по указанию губернатора Александра Карлина рабочую группу по спасению предприятий "Изум­рудной страны" до сих пор не пригласили хотя бы в качестве консультантов самих представителей ассоциации. Там есть налоговики, судебные приставы, представители ветеринарии и "Россельхозбанка", а также главы администраций.

— Вы, как президент ассоциации, имеете полный контроль над ситуацией в целом?

— Я вынужден контролировать ситуацию полностью, несмотря на все имеющиеся сложности. К счастью, у нас есть специалисты, отвечающие за все сферы и зоны деятельности. Опираюсь на них.

— На какие средства существует ассоциация, учитывая, что счета многих предприятий арестованы, некоторые перерабатывающие заводы стоят?

— У нас работает несколько перерабатывающих предприятий, включая мясомолочный комбинат "УгриничЪ", которые, по сути, кормят все остальные хозяйства. Что до перерабатывающих заводов, которые стоят, то их совсем немного. Кредиты у нас имеет не более трети юрлиц ассоциации. И наиболее успешно работающие предприятия как раз практически не используют кредитных ресурсов.

— На какие средства планируется проводить уборочную кампанию? Какие результаты вы планируете получить?

— Уборка кормовых уже завершается. Кормов заготовлено более чем достаточно для поголовья, которое содержится в хозяйствах. Засуха, которая в этом году накрыла более половины посевов в регионе, естественно, отразилась и на наших предприятиях. Но благодаря тому, что мы расположены в 20 районах края — у нас есть возможность переброски кормов из более благополучных хозяйств в менее благополучные. Таким образом мы сможем полностью сохранить все поголовье. Что касается уборки зерновых, то эта кампания будет проводиться на оборотные средства. Мы, конечно, столкнемся с серьезными проблемами по обеспеченности ГСМ, но брошенных полей у нас не останется.

— Поясните, является ли Ирина Виноградова заместителем председателя совета директоров  "Изумрудной страны"? В буклетах ассоциации, которые раздавались 21 мая во время пресс-конференции, она именно так и обозначена.

— Данные буклеты предназначались для представления нашей ассоциации в Государственной Думе. В должности Ирины Виноградовой типография допустила ошибку. В суде имеется справка, подтверждающая данный факт.

 — Как вы можете прокомментировать иски против физлиц, которые были поручителями по кредитам "Изумрудной страны"?

— Во всех случаях поручителями по кредитам выступали исключительно руководители, некоторые из них позже сменились. У этих людей (а их около 50) и залогов-то нет: вся залоговая масса у предприятий "Изумрудной страны". На сегодняшний день ее более чем достаточно. Мы уверены, что следственные органы пытаются оказать давление на простых людей, чтобы они решились на оговор.

У представителей банка, несмотря на официальные заявления о стремлении к реструктуризации задолженности "Изумрудной страны", совсем другая задача. И в личных разговорах с "безопасником" банка г-ном Грипановым, и в "информационных передачках", которые начались сразу после ареста Ирины Виноградовой, звучали одни и те же требования: подписать в дополнительный залог по имеющимся кредитам шесть заводов, которые в "Россельхозбанке" не кредитовались. Оставить прежние залоги и все акции передать банкирам. При этом банк ограничивается лишь обещанием "рассмотреть возможность реструктуризации". А это значит, что на следующий день после того, как мы все им подпишем, у нас не останется ничего, кроме долгов. 

Цифра

587 млн. рублей взыскивает "Россельхозбанк" с "Агропромышленной фирмы Угренево", входящей в "Изумрудную страну".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость