Самые больные вопросы, которые задают сегодня учителя экспериментальных школ, получившие в октябре новую заработную плату (на них ответила Гульнара Тухватуллина, начальник отдела экономики образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи):
Почему установка "зарплаты будут не ниже прежних" сработала не везде?
– Ежегодно уменьшается количество учащихся, что ведет к снижению учебной нагрузки учителей. Результат – падение заработной платы. Это было и при единой тарифной сетке, есть и при новой системе оплаты туда. Раньше это проходило безболезненно, а сейчас понижение заработной платы почему-то связали только с переходом на новую систему. В 14 экспериментальных территориях есть 924 человека, у которых базовая часть зарплаты убавилась из-за того, что нагрузка стала меньше. У 164 из них после выплаты стимулирующей части зарплата получилась не меньше прежней.
Почему есть такие педагоги, которым необходимы "выравнивающие выплаты"?
– Это своеобразная гарантия. В тех случаях, когда заработная плата работника в соответствии с новой системой оплаты труда без учета премий и иных стимулирующих выплат оказывается ниже той, что действовала по единой тарифной сетке, ему выплачивается соответствующая разница – "персонифицированная доплата". Условия для ее выплаты: сохранение объема учебной нагрузки, объема должностных обязанностей и выполнение работ той же квалификации. В эксперименте участвуют 7675 учителей. 1257 потребовалось такая доплата.
Почему зарплаты директоров выросли больше, чем у рядовых учителей?
– В условиях новой системы оплаты труда изменилась роль директора и объем его работы. Их доходы просто вышли на должный уровень. Теперь они зависят от средней зарплаты учителя по школе, к которой применяется коэффициент от 1,2 до 1,8. Этот коэффициент в свою очередь зависит от группы школы по оплате труда.
Почему руководители вынуждены сокращать сотрудников?
– Во многих школах наблюдается излишняя штатная численность, которую директора школ редко приводят в соответствие. Обычная ситуация: количество учащихся падает, а штатное расписание пересматривалось пять или даже 10 лет назад. Сейчас у нас действует нормативно-подушевое финансирование, деньги выделяются на ученика. Сложность в том, что не каждый руководитель может пойти на сокращения. Отсюда уменьшение нагрузки и, как следствие, снижение доходов.
Вот как Гульнара Тухватуллина прокомментировала первые итоги эксперимента:
– Мы проводим анализ, но признавать какие-то ошибки еще рано. Прошел всего один месяц. И выплата первой заработной платы по новой системе никаких системных ошибок не выявила. Там, где были сбои, вмешался человеческий фактор – где-то не успели оценить педагогов, где-то установили неправильные коэффициенты, где-то руководитель посчитал, что стимулирующие выплаты можно произвести в конце четверти или даже в конце года! Это все неправильно. Мы разбираемся в каждом конкретном случае и исправляем ошибки. Там, где все урегулировано и штатное расписание оптимально, переход на новую систему оплаты труда прошел нормально.
Самое важное - в нашем Telegram-канале