Экономика

Предприниматели оценивают работу краевого профильного ведомства

В Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в ближайшее время должна произойти смена руководителя. Действующий начальник ведомства Вадим Кузнецов в мае 2008 года достиг пенсионного возраста, и это может стать формальным поводом для его отставки. Сейчас обсуждаются как минимум две кандидатуры на пост начальника управления. Первая – из числа чиновников, вторая – из представителей бизнеса. В любом случае вновь назначенному руководителю, а им, надеемся, станет энергичный и прогрессивный человек, будет интересно ознакомиться с теми оценками и пожеланиями, которые дают в этом выпуске рубрики "Перекресток мнений" представители предпринимательского сообщества. На этом газета "Ваше дело" не закрывает тему обсуждения работы профильного управления и готово опубликовать точку зрения как представителей бизнеса, так и власти.

Серьезных провалов там не было

Управление по развитию предпринимательства с участием относится к малому бизнесу Павловского района, оказывает ему консультационную поддержку и предоставляет субсидии. Так считает Юрий Федоренко, генеральный директор местной фирмы "Блик". В недавнем прошлом он был председателем совета предпринимателей при главе района. По мнению г-на Федоренко, сотрудничество совета с управлением в последние три года было эффективным. 

– Юрий Анатольевич, предприниматели из городов и районов часто критикуют деятельность краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Вы согласны с этой критикой?

– Если критикуют, значит, замечают недостатки. Значит, знают, что есть такая структура, и хотят получить больше, чем имеют, подключив еще и этот ресурс. Следовательно, надеются, что получат. И небезосновательно. А иначе зачем критиковать?

Я с этой критикой не согласен. И в целом положительно отношусь к работе управления. У меня сложилось мнение, что главная проблема тех районов, где есть недовольство по отношению к нему, – это отсутствие тесного взаимодействия между советом предпримателей и муниципалитетом. Нужно сначала наладить это сотрудничество, а потом уже обвинять в чем-то управление. Ведь оно создано не для того, чтобы работать за предпринимательство. Его цель – действовать совместно с бизнес-сообществом при решении проблем края и конкретных предпринимателей. А недостатки есть в любом деле, в том числе и в работе различных структур краевой администрации.

– Вы часто обращаетесь в управление с какими-либо вопросами?

– В предыдущие годы, когда я был председателем совета предпринимателей при главе района, обращался неоднократно. Задавал вопросы и по собственному бизнесу, и от имени предпринимателей района по их просьбе. Многие вопросы разрешались положительно. В том числе и по получению субсидий.

Кроме этого, управление помогало районному совету предпринимателей организовывать семинары и "круглые столы", на которые приглашались представители малого бизнеса и из других муниципальных образований. Работники управления часто принимали участие в работе совета предпринимателей Павловского района.

Я считаю, что представители бизнеса нашего района и управление находили и находят общий язык. Надеюсь, что в дальнейшем мы будем так же разрешать все вопросы вне зависимости от того, кто будет следующим руководителем.

– Какие достижения и неудачи в работе управления на уровне края вы можете отметить?

– Провалов серьезных, по моему мнению, не было. Дел, которые можно было бы охарактеризовать как "большие достижения", тоже не назову, это слишком громко. Но конструктивные решения все же были. Среди них, безусловно, проведение ежегодного конкурса "Лучший предприниматель года". Я считаю, что он дает возможность представителям малого бизнеса поддержать свой имидж, убедиться в том, что они двигаются в правильном направлении и их труд важен не только для них лично, но и для края. И это в нем самое важное. Подарки приятны, но имеют второстепенное значение. Предприниматели края чувствуют себя нужными и востребованными.

Хотелось бы отметить работу с представителями бизнеса на краевых съездах и организацию работы информационно-консультационных центров. Безусловный плюс – это создание краевого Центра по поддержке предпринимательства и бизнес-инкубатора, информационного сайта и электронной базы малого бизнеса. Правда, сайт еще недостаточно насыщен информацией, в частности по проведению аукционов и тендеров по госзакупкам. Но это, я думаю, дело времени.

Нельзя не отметить работу совета по развитию предпринимательства при губернаторе, созданного в том числе и по инициативе управления Вадима Кузнецова. На заседаниях совета Александр Богданович не только оперативно откликается на возникшие вопросы, но и немедленно их решает.

– Как вы можете оценить деятельность управления в период кризиса?

– На мой взгляд, работники управления и администрации края в целом принимают адекватные меры по удержанию края на занятых позициях. Мне кажется, это мы, предприниматели из районов, ставим мало проблем перед краем и пытаемся их решать самостоятельно. Но справиться с ними можно только совместными усилиями.

Рад, что сейчас, в период так называемого кризиса, субсидии предпринимателям района выплачиваются регулярно. Чуть сложнее стало с получением кредитов, но и это решаемо.

– В настоящее время обсуждается вопрос о возможном вхождении управления по поддержке предпринимательства в структуру Главного управления экономики и инвестиций. Как вы к этому относитесь?

– Я поддерживаю любые реформы, если они приносят положительный результат. Михаила Щетинина я знаю как достаточно опытного менеджера. Полагаю, он смог бы придать новый импульс развитию предпринимательства края.

Такая система мне давно неинтересна

Александр Сеслов, директор представительства некоммерческого партнерства АСП в Мамонтовском районе, полагает, что краевая структура по развитию предпринимательства в нынешней модели вообще не нужна. И функции органов краевой власти должны заключаться только в создании комфортных условий для бизнеса. 

– В одном из пунктов положения о работе Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры говорится, что в его обязанности входит "осуществление поддержки в сфере организации и обеспечения деятельности союзов, ассоциаций и иных объединений". Какую помощь управление оказало вашему объединению?

– Я в качестве директора представительства АСП в районе с краевым управлением по развитию предпринимательства не вел никаких совместных дел. Однажды приглашал его представителя на мероприятие в Мамонтове и присутствовал на двух кустовых совещаниях, проводимых управлением. Этим, пожалуй, наше общение и ограничивается.

– А почему вы не обращались с вопросами в это ведомство?

– Раньше обращался. Когда управление создавалось, я был очень воодушевлен. Казалось, такая мощная структура будет заниматься поддержкой предпринимательства. Я, как и многие другие, возлагал на нее большие надежды. Но где вы видели, чтобы чиновники помогали предпринимателям? У них другие цели и задачи. Управление называется "по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры". Не знаю, как в Барнауле, но в Мамонтове состояние малого бизнеса скорее напоминает агонию.

Управление, как и другие отделения администрации, находится в системе, сохранившейся с советских времен. Как данное ведомство может оказывать помощь, если руководство этой системы команды "Помогать!" не давало? И сама помощь, по моему мнению, должна заключаться только в одном – в создании комфортных условий для работы и развития бизнеса. Но пока федеральные и местные структуры "кошмарят" бизнес, ждать чего-то хорошего не приходится. В идеале нам нужно свободное перемещение капиталов, независимое предпринимательство, рынок рабочей силы, и мощный и разнообразный набор финансовых инструментов. Но система не заинтересована в их создании.

– Вы следите за деятельностью управления?

– Раньше отслеживал какие-то решения. А теперь мне это стало неинтересно.

– Даже в период кризиса?

– Многие не понимают что такое кризис. Если рассматривать этот термин применительно к организации, то отсутствие способности выполнять свои обязательства, низкая кредитоспособность, недоверие со стороны партнеров и будут для нее кризисом. Теперь посмотрите, к какой структуре меньше всего доверия, какая структура чаще всего не выполняет свои обязанности, и поймете, у кого сейчас кризис. Другое дело, что это ведомство поставило предприятия в зависимость от себя, и фирмы, на мой взгляд, страдают от этого. Представьте, что деньги, полученные от продажи углеводорода, направлялись бы не на приобретение американских ценных бумаг, а вкладывались бы под низкий процент и на долгий срок в развитие сельского хозяйства и различных отраслей промышленности. У нас появились бы сильные предприятия с большим оборотным капиталом и мощное предпринимательство, способное пережить любые кризисы.

– Если следовать логике ваших рассуждений, то получается, что управление по поддержке предпринимательства вообще не нужно…

– Да, именно так я и считаю. В той системе, где оно работает, его существование бессмысленно. Ни одна структура чиновников не будет оказывать предпринимателям поддержку. Любой чиновник работает только на начальника. И если сверху никто не распорядится, то подчиненный ничего делать не станет. Поэтому только наличие предпринимательской свободы и рынка в его классическом понимании, а не того коррумпированного, который нам пытаются навязать, приведет к процветанию граждан и общества в целом. Это произойдет через осознание гражданами своих интересов, создание независимых предпринимательских объединений и в итоге гражданского общества. Известно, что влияние имеют только бизнес-союзы, которые были созданы без давления сверху. И только такие организации с четко обозначенными целями являются работоспособными. Советы при районных главах в большинстве случаев "ручные". Они находятся под контролем муниципалитетов. А существование независимых организаций, имеющих и отстаивающих свою точку зрения, в сегодняшней ситуации властям невыгодно.

Основное достижение – работа ЦПП

Борис Вольф, председатель общественного совета предпринимателей при главе Немецкого национального района (ННР), не удовлетворен отношениями между возглавляемой им организацией и Управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Он надеется, что новый руководитель будет более внимательным к малому бизнесу Немецкого района. И даже называет имя человека, который, по его мнению, мог бы эффективно работать в этой должности. 

– Борис Иванович, получали ли фирмы, работающие на территории ННР, какую-либо реальную помощь от Управления предпринимательства и рыночной инфраструктуры?

– Основываясь на своем шестилетнем опыте работы в районном совете предпринимателей, могу сказать, что, к сожалению, скорее нет. Мы регулярно получаем из управления Вадима Кузнецова объемную почту. Но зачем нам присылают эти бумаги, мне не совсем понятно. Документов накопилось уже очень много, а применения им найти мы никакого не можем.

– Но вы наверняка и сами обращались в управление по каким-то вопросам…

– Да, обращался. Я звонил туда неоднократно, но пообщаться с начальником так и не смог. Я с г-ном Кузнецовым лично не знаком. Видел его много раз на специализированных мероприятиях, слышал его выступления. Но познакомиться так и не удалось. Я звонил в управление в восемь утра. Мне секретарь говорила, что Вадим Николаевич придет к девяти. Перезванивал позже, но он уже, оказывается, занят. К нам, предпринимателям, в управлении часто относились таким образом, будто мы звоним просто так, якобы нам делать нечего. Но ведь это совершенно неправильный подход. У нас были конкретные и важные вопросы. Единственный человек, с которым я общался в управлении, – это Андрей Паньков, заместитель начальника. В нашем районе он бывал неоднократно. С ним мы связь поддерживаем.

– Можете ли вы назвать самое большое достижение и самый большой провал в работе управления?

– Самый большой провал – это отсутствие практических деловых отношений с предпринимателями на местах. Можно сказать, что этот недостаток в последнее время восполнил Центр поддержки предпринимательства (ЦПП). В адрес этой организации, кстати, я могу выразить только положительные отзывы. Она, по-моему, тоже входит в структуру управления. Но все-таки их можно условно разделить. В ЦПП подобраны грамотные сотрудники, которые оперативно оказывают помощь – и информационную, и консультационную. Директора "Алтайского бизнес-инкубатора" Маргариту Горшунову можно охарактеризовать как профессионала и неравнодушного человека. И если говорить о том, кто, по моему мнению, был бы перспективным начальником управления, то это – она. Пожалуй, основные достижения управления и заключаются в работе ЦПП. Кроме этого, можно отметить участие управления в организации краевых съездов предпринимателей.

– Сотрудничаете ли вы с ближайшим к вашему району представительством управления в Славгороде?

– На данный момент нет. Я даже не знаю, кто его сейчас возглавляет. Идея организовать представительства на местах была очень хорошей. Наш район, кстати, был в числе инициаторов создания данных подразделений. Мы надеялись, что работа с краевой структурой поддержки предпринимательства станет более оперативной и продуктивной. Когда представительство в Славгороде открылось, состоялась встреча совета предпринимателей с его специалистом. Мы обсудили наиболее актуальные для малого бизнеса района проблемы, наметили план дальнейшей работы. Но все эти начинания постепенно сошли на нет. И по какой причине это произошло, я не знаю. Мы неоднократно обращались в представительство, но, кроме обещаний, в ответ ничего не получали. И в итоге совсем перестали с ним контактировать, решив, что проживем и без него.

– Каким образом вы видите дальнейшее построение работы управления?

– Редактор вашей газеты в своей колонке высказал мнение, что, возможно, управление стоит реформировать. Но я с этим не согласен. Во-первых, потому что мы на этой реформе можем потерять года два, а то и пять лет. У нас ничего быстро не делается. Во-вторых, все-таки люди там работали и какой-то опыт у них есть. Я выступаю только за то, чтобы в дальнейшей работе управления было больше практического взаимодействия с предпринимателями.

Не думаю, что мы нуждаемся в уроках

Получить субсидии на компенсацию банковской процентной ставки Дмитрию Кошкареву, председателю союза предпринимателей Заринска, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось. Он говорит, что Управление по развитию предпринимательства щедро предоставляет только консультации, которые уже потеряли актуальность. А предпринимателям нужна реальная помощь. 

– Дмитрий Михайлович, как вы считаете, насколько эффективно работает с представителями бизнеса краевое Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры?

– Неэффективно. Его главная задача ясна из самого названия – осуществление поддержки предпринимательства. Бизнес должен был ощутить ее на себе, но в нашем городе этого не произошло. Может, где-то в другом месте ее и оказали, не знаю.

Я неоднократно пытался наладить диалог с этим ведомством и с уверенностью могу сказать: там работают обычные чиновники. Все то, что они называют поддержкой малого бизнеса – планы, программы, мероприятия, – это только словоблудие, и не более того. Предприниматели нашего города не получают никакой помощи, кроме консультаций, без которых можно обойтись. Намного проще найти нужную информацию в книгах или в Интернете. Сейчас данные консультации совсем потеряли актуальность еще и потому, что у нас в городе действует информационно-консультационный центр, где оперативно помогут найти ответы практически на все вопросы. Главная проблема заключается не в отсутствии информации, а в том, к кому обращаться, чтобы реализовать якобы имеющиеся возможности. И я думаю, тому, кто знает ответ на этот ключевой вопрос, помощь и оказывают.

Сам я неоднократно обращался в управление с намерением оформить субсидии на компенсацию банковской процентной ставки по кредитам. Но так их и не получил из-за того, что уровень заработной платы на моем предприятии не соответствует среднему показателю по городу. И у многих похожая ситуация. Все попытки добиться какой-либо финансовой помощи в управлении, как правило, сводятся к одному варианту развития событий. Сначала от предпринимателя требуют оформить нещадное количество бумаг, потом решение вопроса затягивается, и в конце концов вам говорят, что в этом году вы уже опоздали. Обезличенного подхода к распределению бюджетных средств нет. Кто ближе к власти, того и поддерживают.

– Недавно в Заринске состоялось выездное заседание МВК. Насколько оно оправдало ваши ожидания?

– По-моему, данное мероприятие проводилось, как обычно, только для галочки. Не было ни одного вопроса, по которому предприниматели получили хотя бы элементарное сочувствие. Не говоря уже об ответах. Тональность разговора, которую избрали представители краевых структур, была неуважительной. Они явно смотрели на предпринимателей в зале свысока, как на людей недалеких. Я глубоко сомневаюсь в адекватности такой оценки. Основная масса предпринимателей – это умные и образованные люди, у них серьезный бизнес. Я не думаю, что они нуждаются в уроках. А поддержку им оказывать нужно, тем более в дотационном регионе, каким является Алтайский край. Но я уверен, что, несмотря на все замечания представителей бизнеса, механизм этой самой поддержки останется прежним.

– Вы следите за тем, как реализуются решения краевого съезда предпринимателей?

– На сегодняшний день в этом нет смысла. Ведь сейчас столько объективных причин, чтобы эти решения не выполнять. По моим оценкам, к концу текущего года половина предприятий микробизнеса в нашем городе просто перестанет существовать. Уже сейчас люди их бросают и становятся наемными рабочими.

– Может быть, вы все-таки можете отметить какие-то успехи в деятельности управления?

– Наверное, самый значительный позитивный момент заключается в том, что административные барьеры в некоторой степени все-таки удалось преодолеть. Если сравнить сегодняшнее положение дел с тем, что было несколько лет назад, сейчас работать стало значительно легче.

– Какую помощь и в какой форме, по вашему мнению, управление должно и может оказывать предпринимателям?

– Без ведомства, которое оказывает содействие в организации малого и среднего бизнеса, наверное, не обойтись. И я считаю, что управление должно в полном объеме выполнять те функции, которые прописаны в положении о его деятельности, и проводить мероприятия, которые есть в программах и планах работы. Важно, чтобы предприниматель знал, куда можно обратиться за помощью. И чтобы он был уверен: если его направили в какой-то отдел, то он решит там свои проблемы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость