Безработицу так не победить
Наталья Зубаревич,
директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва):
В этом антикризисном плане нет ничего нового. Пока правительство выдало то, с чем большинство экспертов несогласно. В первую очередь это касается программы борьбы с безработицей – в нынешнем виде это нереализуемо.
Миллион человек мы рассчитываем устроить на общественные работы. Но это нереально! В бюджетах всех уровней идет сокращение инвестиционных расходов. В таком случае на каких объектах вы собираетесь проводить общественные работы? Или у нас так много вакансий дворников? Действительно, большая часть предложений рассчитана на низкоквалифицированную рабочую силу с лопатой и киркой. Люди с квалификацией на это не пойдут – они будут искать какие-либо варианты подработки, но быть дворниками не согласятся.
Другая антикризисная мера – отправить 100 тысяч россиян на заработки в другие регионы. Но никаких межрегиональных переселений не будет, потому что их должны финансировать субъекты федерации. Подумайте, какие региональные власти будут приглашать людей из соседних областей и тем самым фактически лишать работы своих жителей? Это же маразм!
Теперь взгляните на федеральный банк вакансий, предлагаемых "переселенцам". Там 20% вакансий с предполагаемой зарплатой в 20 тысяч рублей. Шикарно! Но посмотрите, где эти вакансии, – в Москве и Московской области. Какое жилье вы там снимите на эти деньги? Заставить человека переселиться без гарантий жилья и внятной оплаты труда невозможно.
Наконец, последнее предложение правительства – выдать 60 тысячам безработных годовое пособие, чтобы те могли начать свое дело. Но на эти деньги мы вряд ли сможем сделать что-то серьезнее покупки коровы. Я не против этого – корова дает молоко, которое можно продать. Но вряд ли кто-то даст денег именно на покупку коровы. Поэтому вся эта программа – маниловщина в сочетании с некомпетентностью.
Что мы реально можем делать? Давайте применим субсидии на занятость. То есть государство доплачивает, чтобы предприятие не увольняло работника. Это временная мера, но в стадии острого кризиса она снижает психологические риски. Во всяком случае, она намного действеннее, чем общественные работы, которые интересны только для "распила".
Оживить производство
Александр Назарчук,
экс-спикер Законодательного собрания Алтайского края, бывший министр сельского хозяйства РФ:
Я всю жизнь боролся за то, чтобы наша страна не разбазаривала свои природные ресурсы в обмен на товары народного потребления, а производила их сама. Особенно в 90-е годы, когда открыто говорили: "Зачем сеять зерно в Сибири? Там надо добывать нефть, газ. Зерно мы купим". А коль зерна не надо, не надо и алтайского трактора, красноярского комбайна. Не надо техники – не надо и металла, мы его продадим в обмен на зерно.
Чтобы оценить антикризисные меры, нужно понять природу кризиса. Я прямо говорю: он организован Федеральной резервной системой США. Это два десятка частных банков, которые никто не контролирует, и они способны решать вопросы, связанные с эмиссией, то есть с выпуском долларов. Природа кризиса – в недопустимом объеме выпуска этой валюты. А поскольку доллар мировая валюта, значит, нужно его обвалить. Сейчас все, в том числе и Путин с Медведевым, говорят о том, что нужно вводить какую-то резервную валюту.
Я изучил программу антикризисных мер. Правительство пытается в условиях дефицита финансовых ресурсов удовлетворить прежде всего социальные проблемы. Говорят, что будут повышать пенсии, будут поддерживать здравоохранение, образование.
Но бюджет уменьшен на 4,2 триллиона рублей по доходам, а из резерва взяли 2,7 триллиона на покрытие недостатков. Если ничего не поменяется – дефицит составит 1,5 триллиона!
Покрыть его можно только оживлением производства. Но когда у нас были деньги, и то мы не смогли ничего оживить. Премьер сказал, что неэффективные предприятия поддерживать не будут. А главная отрасль нашего края – сельское хозяйство. Чтобы его оживить, нужно не просто дать деньги, придется ждать не один десяток лет.
Чтобы план был реальным, надо, чтобы денег в бюджете было хотя бы столько, сколько в прошлом году. Для этого надо заработать к тому, что прогнозируется, еще 1,5 триллиона рублей. На чем? Путин в Тольятти сказал, что конца кризису не видно. Подождем саммита двадцатки. А пока я расскажу не очень приличный анекдот: "Сын спрашивает:
– Пап, а кризис нас коснется?
– Нет, кризис коснется олигархов, а нам п..ц".
Программа – не догма
Юрий Матвейко,
председатель совета директоров компании "Октан", депутат АКЗС:
В "Программе антикризисных мер правительства Российской Федерации" все ранее озвучиваемые меры были собраны в один документ. В нем правительство четко расставляет приоритеты: кого планируется поддержать, а кого нет.
То, что социальные обязательства государства будут выполнены в полном объеме, это, безусловно, один из самых важных моментов в сегодняшнее время.
Так же четко правительство дает понять, что не собирается поддерживать неэффективные производства, а предприятия, повысившие свою эффективность и производительность труда, могут рассчитывать на государственную поддержку.
Также мы видим в этом документе, что нам необходимо перейти от "нефтяного" роста к инновационному. И в то же время мы не видим приоритетного направления в поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства.
Мы не видим и того, что необходимо заморозить на период кризиса тарифы естественных монополий и снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Но, с другой стороны, мы четко понимаем, что данная программа – это не догма, а лишь документ, который признает, что кризис в нашей стране есть и кризис серьезный.
Что нам необходимо сделать в крае? На мой взгляд, нам необходима программа, которая должна учитывать интересы крупных машиностроительных предприятий, сельхозтоваропроизводителей и предпринимателей.
Так что "Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации" – это документ, который необходимо доработать с учетом особенностей каждого субъекта Российской Федерации. У нас в регионе все для этого есть.
Самое важное - в нашем Telegram-канале