Интервью с победителем конкурса "Менеджер года-2005" Анатолием Банных
- Анатолий Николаевич, каким получился для вас и для группы "Сибма" минувший 2005 год?
- Прошедший год для меня оказался очень сложным. Из жизни ушли люди, которые мне были очень близки. Это Олег Мордовин, Олег Клещин и Вениамин Мазырский. Для нашей команды это была очень тяжелая потеря.
Что касается работы "Сибмы", то для нашей компании 2005 год получился неплохим. Мы сохранили плановые финансовые показатели. Кроме того, у нас укрепилось понимание, что в Алтайском крае "Сибме" стало тесно и пора двигаться в другие регионы. Конкретные шаги были нами сделаны, о чем я в принципе готов рассказать.
О гостинице
- В конце прошлого года наш холдинг совместно с новосибирским партнером приобрел здание Совнархоза на Красном проспекте в Новосибирске, где мы будем строить пятизвездочную гостиницу. Этот проект суммарно оценивается в $ 25 млн. К декабрю этого года мы должны его завершить и открыть гостиницу. Я думаю, что у нас получится одна из лучших гостиниц в Сибирском регионе. Возможно, это будет "Мариотт-Алтай".
- Почему именно в гостиничный бизнес и почему именно в Новосибирске вы решили инвестировать капитал?
- Потому что гостиничный бизнес в Сибири является очень перспективным, а рынок в Новосибирске намного больше, чем в других сибирских городах. Новосибирск является узловым пунктом с точки зрения логистики, транспорта, распределения по региону людей, ресурсов, товаров и финансов. И там элитная гостиничная ниша оказалась незаполненной.
О наружной рекламе
- Для многих уже не секрет, что "Сибма" уходит в этом году из наружной рекламы. Сама сделка еще не состоялась, но есть конкретные договоренности и четкое понимание того, когда все произойдет.
- Что значит "уходим из наружной рекламы"? Вы продаете "Проспект" и "Город"?
- Не только их. Мы продаем все наши агентства, которые работают на рынке наружной рекламы. Это "Гамма", "ADV-технология", "Проспект", "Город" и несколько других. Все агентства продаем единым пулом.
- С кем ведете переговоры?
- Потенциальных покупателей четверо. Среди них всемирно известная компания Руперта Мердока News Outdoor, а также кемеровская группа инвесторов, компания Gallery, а также местные предприниматели. Но не думаю, что переговоры как-то затянутся. Скорее всего, до конца января сделка будет завершена.
- Можете пояснить, почему продаете "наружку"?
- Я не хотел бы подробно комментировать эту тему. Скажу только, что на мое решение повлияло множество различных факторов. Причем финансовый не являются главным среди них. Наружная реклама по-прежнему остается рентабельным бизнесом с высокой степенью окупаемости инвестиций - примерно за два с половиной года. Тогда как, например, в гостиничном бизнесе окупаемость нашего проекта рассчитана на пять лет. Хочу отметить, что потенциальным покупателям очень интересен наш рынок наружной рекламы, они оценивают его перспективы достаточно высоко.
- Говоря о финансовом факторе, вы имели в виду, что продаете часть бизнеса вовсе не потому, что вам срочно понадобились инвестиции на какой-то другой проект?
- В том числе.
- Не лучше было бы продать "наружку" после проведения мартовских довыборов в крайсовет, в которых вы принимаете участие в качестве кандидата?
- Не думаю, что наружная реклама сыграет в них какую-то значительную роль. Многое будет зависеть от того, придет ли избиратель на эти выборы и насколько программы кандидатов окажутся ему близки. На мой взгляд, наружная реклама за оставшееся до выборов время не сумеет серьезно изменить мнение электората.
О приобретении КХВ
- В настоящее время группа омских кемеровских и барнаульских инвесторов, в числе которых есть и "Сибма", ведет переговоры о приобретении комбината химических волокон (КХВ) у московской компании "Грандцентрос". Для совершения сделки нам
надо привлечь 470 млн. рублей. Но пока могу лишь сказать, что решение будет принято нами после 20 января, когда пройдет оценка всех рисков.
- Но несколько месяцев назад в интервью нашей газете вы говорили, что нет никакой возможности запустить КХВ в прежнем виде. Что-то изменилось за это время?:
- Изменилась конъюнктура рынка. Но давайте не будем забегать вперед. Мы не начнем этот проект, если его окупаемость превысит пятилетний срок. Там есть масса нюансов, связанных с приобретением оборудования, включением комбината в технологическую цепочку, расчетов с кредиторами и т.д. Если мы запустим КХВ, тогда все и расскажем, а если нет, то и говорить будет не о чем.
О промышленной цепочке
- Зато вы приобрели в Челябинской области Кусинский литейный завод. Он будет работать в одной связке с Бийским котельным заводом?
- Он уже работает. Дело в том, что Кусинский литейный завод является одним из крупнейших предприятий, специализирующихся на производстве чугунного литья для котельного оборудования. Мы купили завод после того, как он прошел процедуру банкротства. Свои действия мы предварительно согласовали с администрацией Челябинской области, которая очень положительно отнеслась к нам как к инвесторам. В итоге сейчас мы уже установили на заводе новое оборудование для мелкоконтурного литья - индукционные печи с объемом производства до 6 млн. тонн. Кстати, именно Бийским котельным заводом были изготовлены чугунные фонари, украшающие сегодня улицы Барнаула.
К концу года объем производства продукции на Кусинском литейном заводе составлял около 20 млн. рублей в месяц. Я думаю, в этом году он увеличит объемы производства до 50 млн. рублей. Завод будет работать не только под заказы бийских котельщиков. Мы сохранили на нем и другие производственные направления. В частности, производство товаров народного потребления - бытовых котлов, казанов и печного оборудования.
- Производственно-технологическая цепочка, состоящая сегодня из Бийского и Кусинского литейного заводов, будет еще увеличиваться?
- Такой план существует. В частности, мы ведем переговоры по приобретению еще одного машиностроительного предприятия, расположенного за пределами края. Но пока я не готов это комментировать.
О телепроектах
- Помимо сектора наружной рекламы, мы в настоящее время ведем переговоры по продаже двух телеканалов. Это "Вега ТВ" и "Вечер". Есть уже и потенциальные покупатели. Я думаю, что вопрос решится в феврале.
- Телепроект "Наши новости" сохранится?
- Сохранится, от него мы даже не думаем отказываться. В январе проект приблизился к точке безубыточности. Такой результат был достигнут всего после нескольких месяцев работы. Это означает, что информационный проект оказался успешным, хотя в него поначалу мало кто верил.
- У нас есть сведения, что "Сибма" намерена расширить границы вещания данной информационной телепрограммы.
- Да, у нас есть для этого две приграчные телекомпании. Одна из них находится в Кулунде, вторая - в Горно-Алтайске ("Планета-Сервис"). Они тоже подключаются к сбору информации и эфирному вещанию программы "Наши новости". Думаю, что после этого проект получит дополнительные силы и еще более серьезное развитие. К тому же у нас есть договоренность с компанией "Газпром-медиа" о том, что в сетке вещания десятого канала "Наши новости" будут выходить вместе с программами НТВ, а не РЕН-ТВ. 1 февраля вы сами все увидите. Есть у нас и план дальнейшего развития сети вещания в Алтайском крае. В Частности, мы рассматриваем выход на Белокуриху, Змеиногорск, Шипуново.
Об энергетическом комплексе
- Из энергетики "Сибма" не собирается уходить?
- Вовсе нет. Наоборот, мы выходим на ФОРЭМ. Думаю, что до конца июня такую возможность "Барнаульская горэлектросеть" получит. Кроме того, мы планируем активно заниматься альтернативной энергетикой, в частности - производством газотурбинных станций. Я считаю, что развитие альтернативной энергетики является единственным вариантом для нашего края, при котором удастся сохранить собственную промышленность. Энергетика не должна быть монополизированной отраслью. К сожалению, в нашем крае будущее крупных и средних предприятий сильно зависит от тарифов на электроэнергию, которые пока в два раза выше, чем, к примеру, в Кемеровской области, а по тепловой энергии – в Омской и Кемеровской областях.
- Как вы оцениваете договор, подписанный губернатором Александром Карлиным с РАО "ЕЭС России" по реформе энергосистемы края?
- Мне кажется, что этот договор безвыходный.
- Почему?
- Потому что реформа идет, она согласована на уровне правительства. Я счиаю, что пока рано воспринимать этот договор как победу, потому как РАО "ЕЭС России" еще не приняло окончательного решения по этому вопросу и на самом деле еще не факт, что новое энергетическое предприятие в рамках проводимой реформы будет зарегистрировано в Алтайском крае. Но даже если оно будет зарегистрировано у нас в крае, то что это даст? Место регистрации этого предприятия будет иметь стратегически минимальное значения, хотя, безусловно, положительное с точки зрения налогообложения. Но если у нас в Барнауле не будет в полной мере работать региональная энергетическая комиссия (РЭК) или если РЭК будет находиться в Кемерово, то для нашей промышленности это будет катастрофа. Мы сейчас-то не можем разобраться, какие издержки в алтайской энергосистеме имеются, как формируются энерготарифы и т.д. А кто нам даст разбираться с этим в Кемерово? В такой ситуации мы точно никогда не узнаем всю правду о тарифах. Я считаю, что сохранение собственной энергетической самостоятельности - это основная задача исполнительной власти Алтайского края. Иначе мы так и останемся отсталым регионом по всем макроэкономическим показателям.
Пятерка главных экономических и политических событий 2005 года по мнению Анатолия Банных
1. Трагическая гибель Михаила Евдокимова и вступление в должность нового главы администрации Алтайского края Александра Карлина.
2. Смена политической элиты в РО партии "Единая Россия"
3. Смена энергетической стратегии развития компании "Алтайэнерго": умышленное надутие кредиторской задолженности.
4. Закрытие барнаульского Комбината химических волокон.
5. Активный выход ряда алтайских предприятий, таких как "Пава", "АЛТАН", ФПГ "Сибма", ОАО "Алтайкрайгазсервис", ООО "Барнаулэнерго" и др. за пределы края с целью реализации крупных инвестиционных проектов.
Какие предприятия входят в "Сибму"
История финансово-промышленной группы "Сибма" началась с создания одноименной компании "Сибирские мастера", занимающейся производством и реализацией предметов художественного творчества, а позднее продажей бытовой техники. Постепенное развитие компании привело к тому, что сегодня в структуру "Сибмы" входят более 45 предприятий и организаций, расположенных на территории Алтайского края, а также соседних областей.
Основные направления бизнеса ФПГ "Сибма":
1) пищевая промышленность представлена комбинатом "Русский хлеб", обеспечивающим хлебом большую часть населения города Барнаула и Новоалтайска;
2) машиностроительное направление представлено Бийским котельным заводом, изготавливающим паровые и водогрейные котлы средней и малой мощности, а также Кусинским литейно-машиностроительным заводом (Челябинская область);
3) рекламно-медийное направление представлено газетами, радиостанциями, телекомпаниями и рекламными агентствами Барнаула, Бийска, Рубцовска, Славгорода и других городов Алтайского края. Все компании объединены в созданную в 2001 г. крупнейшую в регионе медиагруппу - Ассоциацию рекламных компаний Алтая "АРКА". Доля вещания собственных телекомпаний составляет порядка 65% от всего коммерческого вещания СМИ г. Барнаула. Доля влияния на рынке наружной рекламы г. Барнаула - 95-98%, в г. Бийске - 50%;
4) телекоммуникационный бизнес представлен компанией "Интел-телеком", в которую входят: интернет-провайдеры ("Баррт", "Амител" и "Импэкс-телеком"), информационно-вычислительный центр ЖКХ, компания "Единый расчетно-кассовый центр", сеть кабельного телевидения "Тэвис", а также антенно-кабельное хозяйство Барнаула;
5) торговое направление представлена торговым домом "Айсберг", который успешно развивает розничную сеть в Барнауле, Бийске, Новосибирске, Новокузнецке и Кемерове, а также Торговым домом "Ультра";
6) инвестиционное направление представлено компанией "Сибирская земля" (75 тысяч акционеров-инвесторов), которой принадлежат несколько объектов коммерческой недвижимости, в том числе - проектные институты;
7) энергетическое направление представлено "Барнаульской горэлектросетью".
Первая десятка конкурса "Менеджер года-2005"
1. Анатолий Банных ("Сибма") – 27.баллов.
2. Александр Ракшин ("Мария-Ра") – 25.баллов.
3. Сергей Локтев (БПЗ) - 21,5 балла.
4. Игорь Козлов ("РИКИ") - 16,5 балла.
5. Юрий Пургин ("Алтапресс") - 15,5 балла.
6. Юрий Гатилов ("Жилищная инициатива") – 15 баллов.
7. Сергей Еремеев ("Алтайвагон") – 13 баллов.
8. Лариса Останина (АЖИК) – 10 баллов.
9. Алексей Мельников (СЭУС) – 9 баллов.
10. Сергей Хачатурян ("Алтайвагон") – 8 баллов.
Все победители конкурса "Менеджер года"
2002 год – Александр Ракшин ("Мария-Ра")
2003 год – Сергей Локтев (БПЗ) и Сергей Хачатурян ("Алтайвагон")
2004 год – Сергей Локтев (БПЗ)
2005 год – Анатолий Банных ("Сибма")
Самое важное - в нашем Telegram-канале