Экономика

«Россия может позволить себе освободить малый бизнес от налогов на 10 лет»

Депутат Госдумы по Барнаульскому округу Владимир РЫЖКОВ побывал на прошлой неделе в редакции «ВД» и рассказал, какие законодательные новшества ожидают предпринимателей в следующем году. Разговор получился откровенным. Оказывается, в некоторых вопросах взаимоотношений с бизнесом власть действует по принципу «закручивания гаек», а либеральные инициативы не находят полной поддержки в правительстве.

Депутат и налоги

- Владимир Александрович, первый очень важный вопрос: в каких налоговых условиях будут жить предприниматели в ближайшие год-два? Вот начнем с самого неприятного для бизнеса налога - НДС. В Москве давно обсуждает вероятность снижения его ставки. Какую позицию занимает Дума?

- В целом у правительства есть установка снижать налоговое бремя на 1% ВВП ежегодно. Если заняться расчетами, то получится, что реальная налоговая нагрузка с каждым годом должна уменьшаться примерно на 200-220 млрд. рублей. Это довольно внушительный объем. В будущем правительство планирует выдержать набранный темп по снижению налогов. Что касается именно НДС, то в 2006 году его снижение не планируется. Ожидается, что это произойдет лишь с 2007 года, когда НДС будет уменьшен на 2%. Причем это будет сопряжено с отменой всех льгот по данному виду налога, что, на мой взгляд, затронет интересы Алтайского края, потому что сегодня льготу по НДС имеют многие производители сельхозпродукции. Пока я не готов назвать точный размер отрицательного эффекта, поскольку необходимо учитывать, что льгота будет отменена для сельхозпроизводителей всех регионов. Но краевой бюджет будет в выигрыше точно, потому что вырастет налоговая база.

Позиция Думы в целом - мы за снижение налогов. Может быть, мы потребуем даже более радикального снижения НДС, до 13%.

- На чем основана эта позиция?

- Нам кажется, что Россия может позволить себе радикальное снижение налогов. Основным источником доходов государства является сегодня сырьевая рента. Это налог на добычу ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и газ. Они дают до 70% доходов федерального бюджета. Имея столь огромную премию от продажи сырья, можно позволить себе отказаться от целой группы иных налогов. Мне кажется, Россия может вообще позволить себе отказаться от налогообложения малого бизнеса примерно на 10 лет. Потому что он дает в бюджет страны лишь несколько десятков миллиардов рублей. А у нас только в стабилизационном фонде на конец 2006 года будет 2 трлн. рублей. То есть несопоставимые суммы! Поэтому, на мой взгляд, малые предприятия можно было бы освободить от заполнения ненужной бухгалтерской отчетности, дать им возможность поднять зарплату работникам, а прибыль вкладывать в развитие производства. То же самое можно было бы сделать и для перерабатывающей промышленности. Мы можем снижать НДС для перерабатывающих отраслей до 10-12%. Но если у нас такие доходы сегодня от продажи сырья, то почему нельзя установить самые низкие для Европы ставки налогов. На наш взгляд, только снижением налогов можно стимулировать рост российской экономики.

- Как тогда понять решение Думы, принявшей закон о наделении дополнительными полномочиями налоговых инспекций при осуществлении различных проверок? Например, со следующего года налоговики смогут без суда и следствия изымать деньги со счетов предприятий, если у них появятся какие-то подозрения. По поводу этого решения в прессе поднялась большая шумиха, уже говорят о конце презумпции невиновности налогоплательщика…

- К сожалению, правительство разделено на два лагеря. Один выступает за либерализацию экономики, а другой - за драконовский контроль. К числу первых относятся Александр Жуков, Алексей Кудрин, Герман Греф. А им противостоят представители силовых структур, которые до сих пор видят в предпринимателях злостных неплательщиков. И эти два лагеря действуют одновременно в разных направлениях. Одни министры выступают, к примеру, за либерализацию валютного законодательства. А другие продвигают через Госдуму закон, запрещающий, например, иностранцам работать в крупнейших российских сырьевых компаниях в качестве наемных менеджеров. Якобы потому, что они узнают тайну о наших стратегических сырьевых запасах. Но это же глупость несусветная! Во всех крупных национальных корпорациях подобных «Газпрому» работают люди самых разных национальностей, и ни у кого не возникает подозрений в их отношении к делу.

Так вот, налоговая служба действительно пролоббировала, что теперь по закону возможно внесудебное изъятие средств со счетом предприятий. Со следующего года камеральные налоговые проверки можно будет проводить в течение 12 месяцев, бесконечно мучая предпринимателей, а в случае выявления каких-либо нарушений безакцептно списывать средства со счетов предприятий без решения суда. Это фактически нарушает Конституцию РФ, гарантирующую неприкосновенность частной собственности, которую можно изъять только в судебном порядке.

- Как же Дума проголосовала за такой закон?

- Поверьте, Дума хорошо относится к бизнесу. Но, к сожалению, она сегодня слишком послушна. И даже когда Дума понимает, что ей навязывают ошибочное решение, то «Единая Россия» голосует «за». Хотя многие бизнесмены, принадлежащие к этой партии, и специалисты были просто возмущены этим законом и называли его «безобразием». Но ничего не могли поделать.

Депутат и тарифы

- А бороться с ростом тарифов монопольных компаний парламент сегодня в состоянии?

- Мы пытаемся это делать, и уже по инициативе группы депутатов, в которую вхожу и я, в Думу внесены два законопроекта. Первый называется «О государственном регулировании тарифов естественных монополий». Он распространяется не только на «Газпром», РАО «ЕЭС России» или «РЖД», но и на локальные монополии. Например, сегодня «Сибирьтелеком» объявил, что повышает абонентскую плату на 17%. Это большой рост. И нам кажется, что это неправильно. Мы с коллегами-депутатами подсчитали, что тарифы монополий росли за последние годы быстрее инфляции в два-четыре раза. Получается, что каждый год мы давали огромную премию монополиям. Всемирный банк недавно пришел к интересному выводу, что существующие в России тарифы естественных монополий не только включают в себя все издержки, затраты на транспортировку, производство и реализацию, заработную плату и т.д., но еще инвестиционную составляющую и прибыль. То есть наши монополии - это абсолютно рентабельные компании. Тогда возникает вопрос: если тарифы покрывают все инвестиционные издержки, то какие есть экономические мотивы для их повышения?

На следующий год планируется, что цены на газ вырастут на 11%, на электричество - на 8% , услуги РЖД подорожают на 9%, а ЖКХ - в среднем на 30%. Это разгонит инфляцию. Мы же говорим правительству, что тарифы монополий давно достигли потолка, и на примере «Газпрома» показываем огромные внутренние резервы этой компании для снижения издержек. Например, себестоимость кубометра газа в «Газпроме» в два раза выше, чем у независимых производителей. В непрофильных предприятиях «Газпрома» работают 2/3 от общего числа его работников, и только одна треть занята непосредственно газом. У «Газпрома» есть футбольные команды, телевидение, банки, страховые компании, санатории, газеты и другие непрофильные активы. Все они принесли «Газпрому» $ 1,5 млрд. убытков за прошлый год. При этом сам «Газпром» потратил на их содержание $ 500 млн. Чистый минус - $ 2 млрд. Но самое интересное, что ровно такую же суму получит «Газпром» в 2006 году при повышении тарифов на 11%.

Поэтому мы внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, где сказано, что все монополии, для которых устанавливается предельный рост тарифов, должны повышать их только раз в год, как это уже действует в отношении электричества и тепла. Причем тарифы должны жестко контролироваться государством. Например, с 1 января какая-то монополия повышает тариф на 4%, тогда другие компании могут планировать издержки уже на год вперед. И это не антилиберальный подход, а наоборот, самый что ни на есть либеральный. Точно такие же ограничения вводила в Великобритании в свое время Маргарет Тэтчер, которая заставила монополистов жестко заниматься издержками. А у нас сначала принимается федеральный бюджет, затем монополии разгоняют тарифы, и выясняется, что денег ни на что не хватает.

- Вы думаете, этот закон получит поддержку ваших коллег?

- Он должен получить поддержку и правительства, и Думы, потому что очевиден.

Второй закон, который предлагаем мы, устанавливает так называемую «тарифную паузу» для естественных монополий на 2006 год. Мы предлагаем заморозить тарифы и заняться анализом непрофильных активов монопольных компаний. Почему они содержат сегодня спортивные команды, в которых играют иностранные футболисты? Почему это делается за счет граждан? Мы подняли по этому поводу большую шумиху и получили поддержку общества. 15 октября в 30 регионах страны прошли пикеты и демонстрации в поддержку «тарифной паузы». В общей сложности мы собрали около 18,5 тысячи подписей под обращением к премьер-министру Михаилу Фрадкову. На прошлой неделе мы передали их в правительство. Но меня обнадежило и недавнее выступление нашего президента, в котором он выразил обеспокоенность ростом инфляции и поручил правительству разобраться с тарифами естественных монополий.

- Монополисты будут защищаться...

- Не думаю. Если президент и правительство осознают, что заигрались с тарифами, то достаточно будет принять политическое решение. И кто тогда будет против? Миллер? Чубайс? Вряд ли. Мы подсчитали, что каждая семья сэкономит около 500 рублей в месяц, которые сможет направить на здоровье, образование, культуру. Что касается бизнеса, то для него это будет отличный шанс, можно даже сказать, бонус для получения рентабельности

Депутат и коррупция

- В федеральном бюджете на 2005 год в части господдержки предпринимательства через специальный фонд стоял красноречивый ноль. Что будет в следующем году?

- Тоже ноль. Дело в том, что поддержку надо осуществлять не по линии какого-то фонда, которое бы начало осваивать федеральные деньги, а путем создания структурных условий для развития бизнеса. Например, в части снижения процентной ставки по банковским кредитам, снижения налогов, укрощения инфляции. И еще надо бороться с коррупцией! Причем оценки ее размаха страшные - малый и средний бизнес платит в конвертах чиновникам примерно $ 300 млрд. в год. В этой связи я еще в ноябре прошлого года предложил принять закон «Об открытости информации о деятельности органов государственной власти». Речь идет о том, что сегодня работа многих чиновников непрозрачна для граждан, в том числе предпринимателей. Например, нигде не публикуются решения соответствующих органов о выделении земельных участков под застройку, нигде вы не прочитаете о решении выделить в аренду муниципальные помещения и на каких условиях оно принято. Это и есть болото, где водится вирус российской коррупции.

Закон предполагает, что гражданин России по письменному или устному запросу в любой орган власти и к любому конкретному чиновнику обязан получить в установленный законом срок (не более месяца) решение этого органа или чиновника. В обязательном порядке и бесплатно!

- Почему именно бесплатно?

- Например, данные статистики вы сегодня можете получить только за деньги. Но это же безобразие, которого давно нет в цивилизованных странах.

Предлагаемый закон гарантирует прозрачность деятельности каждого чиновника. Следующий шаг в борьбе с коррупцией - переход на электронный документооборот. В Эстонии все ежедневные решения чиновников любого ведомства размещаются в Интернете. Благодаря этому страна вышла на первое место в мире по некоррумпированности, опередив Финляндию. Причем документ, размещенный в Интернете, является официальным и при необходимости его можно распечатать и предъявить в суде. Конечно, до электронной прозрачности Эстонии нам далеко. Но бумажный архив всего государственного документооборота мы же в состоянии сделать!

По оценкам экспертов, принятие этого закона снизит коррупцию в два раза. Но пока его торпедирует федеральная бюрократия, хотя президент еще в апреле высказался за его принятие в своем ежегодном послании.

Депутат и бюджет

- Каким будет федеральный бюджет 2006 года? Что получит из него Алтайский край?

- Я бы назвал его бюджетом нефтяного бума. Расходная часть увеличивается примерно на 25%. У нас в следующем году вообще будет огромное количество денег - 2 трлн. рублей в стабфонде, 700 млрд. рублей в бюджете и еще $ 200 млрд. в золотовалютных запасах. Но вопрос в том, как расходуется бюджет. Например, в следующем году на 8% сокращаются расходы на дорожное строительство. Я этого не понимаю и никакого разумного объяснения найти не могу. Потому что все страны, которые переживали экономический рост, строили дороги, через которые начинал крутиться бизнес, и следом росла экономика. Инфляция планируется в 2006 году на уровне 9%. Но если пройдет наш закон по ограничению тарифов монополий, то она может составить и 3-4%.

Что касается Алтайского края, то мы должны быть довольны итогами финансовой помощи, которую получим в следующем году. Наш основной трансферт составит 11,4 млрд. рублей. Это на 1 млрд. больше, чем в 2005 году. Плюс к этому мы получим еще 890 млн. рублей на сбалансированность краевого бюджета. Наш край по-прежнему входит в тройку регионов с наибольшим объемом трансферта наряду с Дагестаном и Якутией. Кроме того, мы будем получать различные суммы на выплаты социально незащищенным слоям населения, на детские пособия. И есть еще одна очень интересная выплата из федерального бюджета (Листает бумаги.) Знаете ли вы, сколько у нас федеральных служащих в крае?

- Интересно, сколько же?

- 271 тысяча человек! Это 10% населения. Мы теперь располагаем этими цифрами, поскольку со следующего года все федеральные органы власти будут получать деньги из центра на оплату коммунальных услуг. Эта сумма составляет 1,107 млрд. рублей. В общей сложности край получит более 14 млрд. рублей в качестве поддержки из федерального бюджета.

Депутат и губернатор

- Владимир Александрович, вы присутствовали 15 октября на первой встрече предпринимателей, входящих в АСП, с губернатором Карлиным. Какое у вас осталось впечатление?

- Основных - два. Во-первых, я убедился, что предпринимательство края состоялось как самостоятельная общественная сила. В этом году, занимаясь строительством Республиканской партии, я объехал 26 разных регионов страны. И практически везде в плане мероприятий значилась встреча с предпринимательским активом. Я могу сказать не в качестве комплимента АСП, а как факт, что ни в одном регионе предпринимательское сообщество не является таким организованным и системно работающим объединением, как на Алтае. К примеру, в Волгограде я побывал на форуме «Деловое Поволжье». Там собрались все крупнейшие бизнесмены области. Но выяснилось, что у них это была одна из первых встреч, даже программы действий еще нет. У нас же на Алтае АСП - это серьезная организация, и на меня во время конференции очень большое впечатление произвели выступления предпринимателей с мест. В них было множество интересных предложений по совершенствованию не только административной работы, но и законодательства. Второе впечатление в том, что новый глава края охотно встречался с общественной организацией, много уделил этому внимания, выслушал всех докладчиков и вообще воспринимал информацию положительно. В целом впечатление хорошее, по пятибалльной шкале - твердая пятерка.

- Вы пересекались раньше с Карлиным где-нибудь в Москве?

- Да. Александр Богданович работал в Министерстве юстиции, в Генпрокуратуре и довольно часто участвовал в разработке и проведении через Госдуму новых законопроектов. Последний раз он вел очень важный Закон «О государственной гражданской службе». Поскольку этот закон шел через мой профильный комитет, то мы работали в тесном контакте. Мои впечатления о губернаторе? Это очень подготовленный юрист, безусловно, с очень хорошей государственной школой. Словом, профессиональный госуправленец. Надеюсь, губернатору и его команде удастся стабилизировать положение в крае и начать движение вперед.

Кто такой Владимир Рыжков

Владимир Александрович Рыжков родился 3 сентября 1966 года в Рубцовске. В 1983 году окончил барнаульскую школу № 42 и поступил в Алтайский госуниверситет на исторический факультет. По окончании вуза был приглашен на кафедру всеобщей истории АлтГУ. В 1991 году Владимир Рыжков был назначен секретарем администрации Алтайского края в ранге заместителя главы администрации. В этой должности он курировал кадровую политику, взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществлял взаимодействие с политическими партиями и СМИ.

В декабре 1993 года Владимир Рыжков был избран депутатом Госдумы первого созыва, а в 1995 году - второго созыва. В 1997 году он избирается вице-спикером Госдумы РФ. В 1999 году Владимир Рыжков вновь избирается депутатом Госдумы, но на этот раз по одномандатному Барнаульскому избирательному округу № 34. А в 2003 году еще раз повторяет свой политический успех. В настоящее время - член комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике, член трехсторонней комиссии (правительство - Совет Федерации - Госдума) по бюджетной политике.

С 1999 года Владимир Рыжков является постоянным участником Всемирного экономического форума в Давосе. Также он инициатор проведения научных экономических конференций в Белокурихе («Сибирский Давос») и политологических в Барнауле и Республике Алтай. Является координатором общественного комитета «Россия в объединенной Европе», членом президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). В 2005 году вошел в состав политсовета Республиканской партии. Женат, воспитывает дочь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость