С принципами не поспоришь
— Бийск считается неформальной пельменной столицей Алтайского края. Как вы оцениваете свое место в этой "столице"? Какая доля рынка приходится на вашу продукцию?
Валерий Степанов, индивидуальный предприниматель (Валерий Степанов): — В 1995 году я решил заняться производством полуфабрикатов. Когда пришел в санитарно-эпидемиологическую службу за разрешительными документами, на меня посмотрели с огромным удивлением и сказали, что никому мои пельмени будут не нужны. Тогда это был первый подобный бизнес не только в Бийске, но и во всем Алтайском крае. С тех пор наше место всегда оставалось лидирующим.
— Лидирующим по объему производства?
Валерий Степанов: — Я говорю не только об объемах производства. Важными критериями являются представленность в местах продаж, доля на полке, покупательские предпочтения. Есть производители, которые, возможно, выпускают больше продукции, чем мы, и продают ее далеко за пределы Алтайского края. Но их полуфабрикаты — со сроками хранения минимум шесть месяцев, а это означает обязательное применение пищевой "химии", консервантов. У нас вся продукция имеет срок хранения не более трех месяцев, соответственно, нам приходится жертвовать регионами сбыта, но со своим принципом "не делать то, что сам есть не будешь" как-то не поспоришь.
— К слову, о рынках сбыта. Куда сейчас поступает ваша продукция? И планируете ли вы расширять свое присутствие в других регионах?
Валерий Степанов: — В основном это Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская области. Говорить о более серьезном расширении рынков сбыта я не готов. У нас есть собственная стратегия перспективного развития предприятия, но я бы не хотел ею делиться.
— Ощущаете ли вы различия в покупательских предпочтениях жителей Алтая и, например, Новосибирской области? Все-таки столица Сибири — город побогаче, чем Бийск или Барнаул.
Валерий Степанов: — Особых различий мы не отмечаем. Конечно, если сравнивать с Москвой, они имеются. Хорошие пельмени дешевле 400 рублей за килограмм там купить сложно. У нас натуральный продукт можно взять и за 200 рублей.
У меня сохранилось письмо от девушки из Кемеровской области, которая переехала в Краснодарский край. Она переживала, что не может там найти наши пельмени. К сожалению, выйти на столь отдаленные рынки не так легко. Там есть и свои производители, и лидеры продаж. Да и трехмесячный срок хранения нашей продукции не позволяет везти ее далеко.
— Как складываются ваши взаимоотношения в торговыми сетями?
Валерий Степанов: — На сегодняшний день из торговых сетей мы не работаем только с "Марией-Ра". Отгрузки в эти магазины прекратились в 2014 году. Инициатива исходила от нас. Причины банальны: работа — это не только деньги, но и партнерские отношения, перспективы развития. Здесь мы их не увидели.
Светлана Кузнецова, заместитель руководителя предприятия по производству: — Мы обсуждали уход из торговой сети "Мария-Ра" и пришли к выводу, что все к лучшему. Отгружали бы мы им свою продукцию — и не искали бы других путей развития. А так у нас появилась возможность посмотреть по сторонам и найти массу преимуществ в работе с другими ретейлерами и по другим направлениям.
Работа с колес
— Можете охарактеризовать, что в настоящий момент представляет собой ваше предприятие?
Светлана Кузнецова: — В день мы выпускаем 10–15 тонн продукции. Работаем, по сути, с колес: на складе хранится минимум товара. Все выпускаем и сразу отправляем в торговые точки, чтобы сократить сроки реализации. Если говорить об ассортиментных линейках, то у нас есть продукция как сегмента "средний плюс", так и более доступная. Уже много лет существуют наши известные торговые марки "Бийские", "Желтая подводная лодка", "Капитан Хрюк". Рецептуры этих продуктов за прошедшие годы практически не изменились.
— В период кризиса люди начали существенно экономить, в том числе и на продуктах питания. Вы почувствовали какие-то изменения в покупательских предпочтениях в отношении полуфабрикатов?
Светлана Кузнецова: — Нашу основную линейку как покупали, так и покупают. Конечно, за последнее время люди не стали больше зарабатывать, в этой связи стал востребован и более дешевый продукт. У нас, например, есть пельмени "Алтай" с добавлением соевого белка, есть пельмени "Шурубарки", в состав которых входит куриный фарш. Информацию о составе мы всегда указываем на упаковке.
Валерий Степанов: — Мы себя позиционируем как производителей натуральной продукции. Пельмени "Алтай" были выведены на рынок, чтобы расширить ассортиментную линейку более доступным товаром с соевым белком. Соя — это натуральный компонент по сравнению с пищевой "химией": консервантами, улучшителями, усилителями вкуса.
— Валерий Анатольевич, вы рассказывали, что начинали свой бизнес с пельменей. А в какой момент решили, что нужно расширять ассортимент?
Валерий Степанов: — Это произошло, когда мы поняли, что одних пельменей недостаточно. В этот период мы начали смотреть в сторону производства готовых блюд: мантов, чебуреков, вареников.
Полностью на алтайском
— Многие производители мясной продукции говорят о серьезной нехватке качественного сырья для переработки. Вы с этим согласны?
Валерий Степанов: — Не знаю, может, мы в разное время с этими производителями живем. Серьезного дефицита точно нет, качественной свинины и говядины хватает.
Светлана Кузнецова: — Был период, когда наше производство работало на импортном сырье. В основном оно привозилось из Европы, Аргентины. Отличное было мясо. Бытует мнение, что импортное сырье — это низкокачественная "блочка", но это не совсем так. Мы специально проверяли эту продукцию, сравнивали с отечественным сырьем.
— Почему не отдавали предпочтение мясу с местного рынка?
Светлана Кузнецова: — На тот момент объемы производства мяса на Алтае были недостаточны, и оно имело не очень хорошие санитарные показатели.
— А как решили эту проблему после продовольственного эмбарго 2014 года?
Валерий Степанов: — На отечественное сырье мы начали переходить заранее, понимали курьезность ситуации: живем и работаем на Алтае, но при этом используем аргентинскую говядину.
Светлана Кузнецова: — Сейчас мы работаем полностью на алтайском мясе. У нас заключено несколько договоров с крупными производителями из Бийского и Зонального районов. Мы регулярно проводим аудит поставщиков, проверяем качество обвалки сырья, чистоту помещений. Если выявлены какие-то нарушения, выносим предписания, обозначаем сроки устранения этих нарушений, затем вновь проверяем. Такой подход позволяет избежать проблем с качеством входящего сырья и выпускаемой продукции.
На совести производителя
— Бытует мнение, что полуфабрикаты — этот тот продукт, который легко подделать. Подскажите, вашу продукцию когда-нибудь подделывали?
Валерий Степанов: — Нет. Такого, чтобы встречались откровенные подделки, не было.
Светлана Кузнецова: — Нас не подделывают, нас копируют. Например, у непорядочных конкурентов есть пельмени со схожим названием, зарегистрированным совсем недавно, а нашему знаку более 19 лет. А в целом у нас довольно качественная упаковка, которую сложно подделать. Чтобы это получилось, надо как минимум заказать 500 килограммов пленки. Это примерно 200–300 тыс. рублей затрат.
— В таком случае возникает простой потребительский вопрос: как можно отличить качественные и натуральные полуфабрикаты от ненатуральных?
Валерий Степанов: — Никак. В этом отношении все отдано на откуп производителю. Если есть совесть, он будет указывать на упаковке все, что находится внутри продукта. Нет совести — будут полуфабрикаты из "мяса молодых бычков". К сожалению, в нашей стране отсутствуют инструменты контроля у проверяющих органов. Они могут провести анализы на физхимию, микробиологию и органолептику, но по этим исследованиям фальсифицированную продукцию не определить. Только гистологические исследования могут выявить истинный состав. Но подобные анализы достаточно дорогостоящие.
Специальный вопрос
— В Бийске насчитывается более десятка различных производителей полуфабрикатов. Не возникало у вас идеи объединиться в союз, чтобы совместными усилиями решать общие вопросы, например по борьбе с фальсификатом?
Светлана Кузнецова: — Мы готовы объединяться, взаимодействовать с честными производителями. Но как можно работать с компаниями, которые ведут себя непорядочно, пишут на упаковке одно, а истинный состав другой?
О чем еще рассказали собеседники
О чемпионате по пельменингу
Валерий Степанов: — Думаю, чтобы этот "вид спорта" развивался, он должен быть зрелищным. Если у организаторов есть желание и стремление сделать из Бийска пельменные "Нью-Васюки", пусть делают. У нашего предприятия нет никакого интереса к этому.
О сокращении рынка
Светлана Кузнецова: — Уходят с рынка в основном те производители, которые в свое время пошли на сделку с собственной совестью. Качество их продукции настолько низкое, что товар просто не пользуется спросом. У некоторых предприятий есть проблемы с выплатой кредитов. Кто-то не смог правильно организовать свою работу. Каждый из этих случаев индивидуален.
Досье
20 лет с пельменями
Валерий Степанов и Светлана Кузнецова родились в Бийске. Оба окончили высшие учебные заведения, которые, по их признанию, не относятся к пищевой промышленности. Валерий Анатольевич основал свой бизнес в 1996 году. Светлана Кузнецова на его предприятии работает уже восемь лет. Валерий Степанов женат, Светлана Кузнецова также замужем.
Факт
В апреле предприятие Валерия Степанова начало производство галушек с алтайским сыром
Самое важное - в нашем Telegram-канале