Потерял все
Дело было в 90-х годах. МММ и прочие пирамиды уже приказали долго жить, но игроки финансового рынка еще активно окучивали наших сограждан, обещая обогатить всех, кто им поверит. Михаил Апасов, в то время - начинающий пенсионер, продал "гаражеместо" и вложил деньги в весьма известный тогда "Элин-Банк". Помните такой?
Мы встретились с ним, когда банк уже рухнул, оставив более 7000 его вкладчиков без особых надежд вернуть хотя бы то, что вложили. Михаил Константинович казался расстроенным, но по своему характеру не унывал. Да и куда деваться?
- У меня "сгорело" в банке 3 миллиона старых рублей, или 30 тысяч новых, а с учетом инфляции это тысяч 100 - 200, - рассказывает он. - А вернули мне от силы два процента от вклада.
Через несколько лет мы снова встретились. Апасов был по-прежнему бодр и, немного смущаясь, признался: вложил деньги в кредитный кооператив. Я посмотрела на него с недоумением…
Почему вложил
- Я увидел, насколько профессионально работал один из конкурсных управляющих "Элин-Банка" (банк к тому времени был банкротом), - объясняет наш герой. - Если бы этого человека не сняли с должности (а он просто не пошел на поводу у тогдашних руководителей края), думаю, нам вернули бы больше. В 2002 году он создал кредитный кооператив. Я побывал на отчетном собрании, послушал руководителя и поверил ему.
Откуда, спрашиваю, деньги у пенсионера, который вроде бы потерял все, что имел? Апасов рассказывает, что решил помочь знакомой женщине, а для этого (только не падайте) продал свою старенькую трехкомнатную хрущовку, купил ей "двушку", сказав: "Будешь со мной рассчитываться постепенно, как сможешь". Благо, у нее было что продать. Сам же, собрав вещички, переехал к ней, а в кооператив вложил разницу между "трешкой" и "двушкой". Получилось всего-то 50 тысяч. Такова уж была ситуация на рынке.
Что получил?
Долг за "двушку2 Апасову возвращали по частям, и все, что получал, он также вносил во вклад. Постепенно накопилась довольно приличная сумма - 500 тысяч. На такую сумму в кооперативе "капали" и большие проценты - 38% годовых, которые выплачивали ежеквартально.
Вложился в кооператив он в 2003 году, а в 2004 году уже приобрел машину на проценты и часть вклада. В мае 2005 года он заключил договор долевого участия с известной строительной компанией на покупку квартиры.
- Я внес сразу 40 процентов от стоимости квартиры, потом, получая проценты, доплачивал небольшие суммы. В декабре 2006-го стройка завершилась, я внес последний взнос, переехал в однокомнатную квартиру и теперь там живу.
Что в активе?
Признаться, финансовый эксперимент этот мне показался спорным: была "трешка", теперь - однокомнатная. Вот так да! Но Апасов считает себя в выигрыше. Что у него в активе?
Помог близкому человеку - это раз. Купил автомобиль - это два. Помог сыну, когда ему понадобилась финансовая помощь, - три. А еще он оформил вклад в кооперативе для двоих внуков. Окончат школу - будет чем оплатить обучение. Наконец, теперь он живет в новой современной квартире в 36 квадратных метров, которая по качеству гораздо выше старенькой хрущовки: за окном морозы, а он еще ни разу не включал отопление.
"Старая квартира нуждалась в ремонте, денег на это у меня не было, а новую я купил и отделал на проценты", - вспоминает Апасов.
И, наконец, человек всегда был при деле. "А это, - добавляет он, - для нас, пенсионеров, тоже очень важно".
Все ли было неправильно?
На первый взгляд, Михаил Константинович все делал неправильно. Вкладывал последние деньги. Верил человеку, который обещал большие заработки. Но все же в его стратегии была логика.
Во-первых, он вникал во все детали работы той структуры, в которую отдал деньги. Кредитный кооператив для этого приспособлен, по крайне мере, с точки зрения закона: пайщик вправе знакомиться с отчетами, правление обязано регулярно сообщать о движении средств и т. д. Правда, на практике руководители кооператива далеко не всегда раскрывают все подробности.
В-вторых, разобрался в том, как зарабатывает его кооператив.
- Кооператив принимает вклады своих членов и выплачивает им высокие проценты, - поясняет он. - За счет чего такие проценты? Сначала кооператив давал ссуды предпринимателям под 50 - 60 процентов годовых, но на короткие сроки, поэтому такие проценты были им под силу. Затем руководитель переключился на строительство коттеджей. Спрос на них растет, дома уходят влет.
В-третьих, оценил риски: риск невозврата кредита в кооперативе сведен к минимуму за счет оформления залога или поручительства.
Самое важное - в нашем Telegram-канале