Противостояние
До зимы прошлого года дом на ул. Телефонной, 48 обслуживал ОАО «Прогресс». Уровень «сервиса», по словам Геннадия Приградова, был ниже всякой критики. Но грянула реформа, жильцы дома встрепенулись — и начались споры. «Лагерь» Приградова настаивал на уходе из «Прогресса», их «противники» — на выборе недавно созданной на базе «Прогресса» новой организации «Прогресс плюс». К консенсусу прийти так и не удалось.
«За нас проголосовал 51 процент жильцов дома, остальные должны подчиниться», — уверен Николай Охотников, директор «Прогресса плюс». «Как бы не так!» — отозвались «приградовцы» и продолжили борьбу.
Непримиримые
В период «агитации» «Прогресс плюс», по словам Приградова, не предложил жильцам проект своего договора. «Его удалось заполучить только с помощью моей настойчивости, — рассказывает „оппозиционер“. — Прочитав его, я понял, что ЭТО должны увидеть в управлении края по ЖКХ». В краевом управлении были однозначны: «Заключение договора в предоставленной редакции считаем нецелесообразным и не отвечающим требованиям законодательства РФ».
Переделав договор несколько раз, «Прогресс плюс» остановился на третьей редакции — за нее и проголосовали жильцы. Но, как считает Приградов, и эта редакция мало отличается от первой: «Там прописано, например, что если в подъезде будет разбито стекло, для его восстановления жильцы должны дополнительно собирать деньги. Но мы уже заплатили за текущее содержание и ремонт жилья, а туда входит и разбитое стекло».
Геннадий Приградов намерен обратиться в суд с требованием признать заключение договора недействительным.
Шанс
Валерий Блинников, активист дома на улице Чудненко, 110-а, решил, что реформа — это шанс для дома уйти из ненавистного ЖЭУ. И ушел. Выбранная жильцами управляющая компания «Свой дом» в первые месяцы работы очень им приглянулась: и дворник убирает, и слесарь быстро приходит, и руководство на просьбы отзывчиво.
Валерий Анатольевич, негласный председатель домкома, сразу показал руководству компании и старые трубы, отслужившие уже три срока, и отсутствие вентиляции. «Я понимал, что в одно время эти проблемы не решить, — рассказывает он, — поэтому предложил компании начать с замены труб, а через год, подкопив деньги, приняться и за веншахты. Они согласились и на общем собрании жильцов объявили, что на август 2007 года запланирована замена труб». Но не увидел в августе этот дом новых труб…
Без рукава, но с пуговицей
«Тут побудь в воде вареной, а потом еще в студеной!» — такое испытание приготовила Царь-девица для царя в сказке «Конек-горбунок». «Видно, и нас решили так „омолодить“, — усмехается Валерий Блинников, — мне уже за семьдесят, так, наверное, на старости лет придется искупаться в кипятке: толщина наших труб кое-где, как бумага. Я уверен, что опрессовка окончательно их погубит и тогда дом просто утонет».
Но в управляющей компании придумали, как избежать потопа, не меняя труб. По словам Валерия Анатольевича, в колодце, что рядом с домом, они поставили затворы. «Опрессовка пойдет только до затворов, а дальше-то — нет! — возмущается он. — Это так же, как оторвать у пиджака рукав, зато пришить пуговицу. Так и у нас — с задвижками, но без опрессовки».
В другой раз принесли Валерию Анатольевичу на подпись акт выполненных работ. «Там стоит сумма в 18 тысяч рублей, а работы не больше чем на 5 тысяч! — говорит он. — Такая компания нам не нужна, но и другой, порядочной организации, я не знаю». Что на этот счет думает компания «Свой дом», нам узнать не удалось: руководство от комментариев отказалось.
Сменили вывески
Геннадий Приградов не понимает, зачем вообще нужна была реформа ЖКХ. «Фактически нашим домом управляет все тот же „Прогресс“, — говорит он. — Дворники, слесари и руководство те же, только теперь с каждого рубля, который мы платим за текущее содержание, „Прогресс плюс“ непонятно за что получает 14 копеек. Может, разумнее было бы старую систему привести в порядок и обеспечить надлежащий контроль за обслуживающими организациями?»
Зачем нужна реформа?
Иван Шефер, председатель комиссии по ЖКХ Барнаульской гордумы:
— Старая система обслуживания жилфонда функционировала исключительно благодаря огромным вливаниям государственных финансов в систему ЖКХ. Причем большая часть этих средств до наших домов не доходила, а проедалась предприятиями ЖКХ. Реальные затраты на так называемое «управление» были куда большими, чем 14% от оплачиваемых государством и нами сумм. Потому-то сейчас и рассыпается большинство старых ПЖЭТов и ЖЭУ, что они не умеют жить по средствам, существовать на заработанное.
Государство ушло из ЖКХ. И реальность такова, что только собственник несет ответственность за свое жилье.
Что же касается контроля со стороны комитета по ЖКХ, то он функций надзора над управляющими компаниями не имеет. Средств в текущее содержание и ремонт многоквартирных домов не вкладывает да и не имеет на это права.
Если в доме нет единства…
Если жильцы не могут прийти к согласию и выбрать управляющую компанию, Иван Шефер советует подождать конкурса, который обязана провести администрация города до 1 января 2008 года. Ответственность перед жильцами будет нести администрация. А победившая на конкурсе компания будет нести ответственность не только перед жильцами, но и администрацией города.
Как прогнать компанию?
Если управляющая компания не выполняет своих обязательств, собственники могут расторгнуть договор в любой момент, соблюдая оговоренные законом процедуры. Если же компания на словах что-то пообещала собственникам, а эти обещания не были включены в договор, то собственники должны поднять этот вопрос на очередном либо отчетном собрании собственников и предложить включить эти обязательства в договор либо расторгнуть договор.
Виктория ДМИТРИЕВА.