Результаты совместной проверки Счетной палаты и региональных КСО (контрольно-счетных органов) показали, что в 2019 году на содержание 1 км автодороги федерального уровня тратилось около 2,2 млн рублей.
Региональные участки обслуживались на сумму в восемь раз меньше — на 1 км уходило 288 тыс. рублей. При том, что протяженность региональных дорог в 10 раз больше.
Как оказалось, в законодательстве не закреплены критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания и механизмов распределения бюджета. На данный момент установлен только общий норматив для расчета бюджетных ассигнований, который учитывается при распределении федерального бюджета.
В результате регионы получают разный объем средств, к тому же сильно отличающийся от норматива. Ярким примером является объем федеральных средств, доведенный до учреждений ФКУ Упрдор «Забайкалье» (51% от норматива) и ФКУ Упрдор «Прикамье» (91% от норматива).
![Убитые российские дороги Убитые российские дороги](https://obj.altapress.ru/picture/447496/900x.webp)
В ходе проверки также выявили низкую конкуренцию на рынке работ по содержанию федеральных и региональных дорожных сетей.
«Экономия по результатам торгов составила не более 1%, основная доля всех госконтрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта. Выявлены многочисленные нарушения федерального закона № 44-ФЗ в части планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания документации о закупке и другие», – сообщил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Счетная палата называет нарушением нерегламентированный учет протяженности дорог, которые фактически отсутствуют, не эксплуатируются или не соответствуют правилам классификации дорог. Среди нарушений также были отмечены:
- необоснованная оплата услуг по зимнему содержанию участков автодорог, переданных под реконструкцию, капремонт и ремонт, на общую сумму 60,0 млн рублей (ФКУ Упрдор «Кола», «Прикамье» и «Забайкалье»);
- нецелевое использование средств бюджета Иркутской области на сумму 387,6 млн рублей. ФКУ Упрдор «Прикамье» содержал несуществующий участок, завышен расчет НМЦК за счет увеличения фактической протяженности.
![Убитые российские дороги Убитые российские дороги](https://obj.altapress.ru/picture/447493/900x.webp)
«Мы для себя поставили задачу до конца года разработать порядок и критерии для того, чтобы в следующие периоды выйти на проверку уже с четкими критериями, где и как тратится каждая государственная копейка на федеральные дороги», – заявил заместитель министра транспорта − руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк.
Таким образом только 85% автомобильных дорог федерального значения соответствуют «высокому» уровню содержания, реальная стоимость которого гораздо ниже расчетной.
Самое важное - в нашем Telegram-канале