"Мы всегда были близки к нашим клиентам-товаропроизводителям с их тяготами, заботами и рисками, но в этом году поставили задачу стать еще ближе - в прямом и переносном смысле", - говорит Андрей Катунин, генеральный директор компании.
О том, в чем суть новой политики этого известного в крае агроснабженческого предприятия, каковы его конкурентные преимущества, о проблемах рынка и многом другом мы поговорили с генеральным директором.
- В первую очередь изменился подход администрации края к поддержке сельского хозяйства, - рассказывает Андрей Владимирович. - Администрация всегда внимательно относилась к сельскохозяйственному производству, но раньше во главу угла ставился вопрос о помощи слабым хозяйствам. Техника в эти хозяйства поступала, однако деньги за нее зачастую не возвращали. В прошлом году ставка была сделана на помощь сильным и эффективным хозяйствам. И политика нашей компании, являющейся инструментом администрации при реализации ряда краевых программ, также претерпела значительные изменения. Возможность сельхозпредприятия вернуть средства за полученную технику стала одним из главных критериев выбора товаропроизводителя.
- В самой компании также произошли изменения: сменилось руководство, появился новый акционер - "Сибмашхолдинг". Повлияло ли это на экономическое поведение "Агроснаба"?
- Мы пересмотрели свою стратегию на рынке. Спектр услуг, который предоставляла компания, в значительной степени трансформировался. Сегодня клиенты ориентируются не только на ассортимент и качество предлагаемой техники и запчастей, Но и на отношение к клиенту. Мы коммерциализировали снабжение запасными частями, стали применять новые для нас, но хорошо известные для рыночно ориентированных компаний инструменты, например дисконтные карточки, позволяющие получать скидки.
С марта 2005 года введены в действие три принципиально новые на данном рынке программы: программа гибких накопительных скидок на запасные части и полнокомплектную технику "ВЫБЕРИ СЕБЕ СКИДКУ САМ", при которой величина скидки для клиента возрастает в зависимости от его предыдущих закупок и объемов разовой закупки. Данная программа также обеспечивает взаимосвязь приобретения сельскохозяйственной техники и запасных частей; программа товарного кредитования партнеров компании; программа "Потребительский ДЕПОЗИТ".
- Сегодня, когда конкуренция на рынке обостряется, многие компании стремятся стать ближе к своим потребителям. Двигается ли "Алтайагропромснаб" в этом направлении?
- Мы и раньше были близки к своим клиентам, а в этом году станем еще ближе в прямом смысле этого слова. Компания начинает строительство сети филиалов на территории края, первые 8 из них будут построены уже в этом году. Это будут своего рода сельские гипермаркеты, предлагающие товаропроизводителям запасные части и различную сопутствующую продукцию.
АПС является дилером крупнейших российских заводов - изготовителей сельскохозяйственной техники и оборудования. Поэтому мы всегда можем предложить нашему покупателю наиболее выгодные условия по ценам и условиям поставки необходимой номенклатуры запасных частей, полнокомплектной техники и технологического оборудования.
На нашей базе круглогодично находится на ответственном хранении практически весь спектр предлагаемой нами техники:
- зерно- и кормоуборочные комбайны производства "Ростсельмаш", КЗК, "Гомсельмаш" ("Дон-1500", "Нива", "Вектор", "Енисеи", "Русланы", КЗР, КСК);
- тракторы Волгоградского, Петербургского, Минского тракторных заводов (ВТ-150, ДТ-75, К-744, МТЗ-82.1).
На всю эту технику и оборудование мы предлагаем самые низкие в Алтайском крае цены.
Продвижение в розницу
- Гипермаркет, торгующий запчастями... Если я не ошибаюсь, для Алтая это совершенно новый формат торговли. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что они будут собой представлять.
- Они будут расположены в абсолютно новых красивых зданиях - их еще предстоит построить, а площадки уже выделены, идет их оформление. Задача таких торговых центров - предложить потребителям из районов края весь необходимый спектр запчастей по барнаульским ценам. Ведь в районах запчасти, как правило, дороже, чем в краевом центре. Кроме того, мы хотели бы перенести в райцентры услуги городского уровня - быстрое, качественное и комфортное обслуживание. Мы предполагаем использовать местный персонал, а для его обучения задействуем наших высококвалифицированных специалистов. Активный подбор персонала уже ведется.
- Каким районам в этом году повезло и вы откроете в них гипермаркеты?
- Будем открывать филиалы в первую очередь там, где существует наиболее острая потребность в запчастях, где недостаточно широкий ассортимент и нет ни наших филиалов или представителей, ни конкурентов. На 2005 год наметили Бийск, Алейск, Шипуново, Поспелиху, Рубцовск, Романово, Кулунду, Родино. Это достаточно сложная инвестиционная программа, рассчитанная на 3-3,5 года.
- То есть через 3-3,5 года вы дополнительно откроете...
- ...33 торговые точки. Это амбициозный и достаточно сложный шаг, но оправданный. Соинвестором проекта является "Сибмашхолдинг", один из акционеров нашей компании.
Независимый контроль качества
- Больной вопрос - качество производимой российскими заводами техники. Как вы организуете контроль качества, чтобы крестьяне получали лучшее из возможного?
- Контроль качества - процесс сложный и достаточно затратный, но необходимый. Тот, кто этому не уделяет внимания, остается в проигрыше. Предпродажная подготовка техники в "Алтайагропромснабе" производится в полном объеме. Технику, которая поступает в край, нужно дособрать, наладить, отрегулировать, необходимо также проинструктировать механизатора - все это мы делаем.
Вся поставляемая нами техника в обязательном порядке проходит предпродажную сервисную подготовку и ставится на гарантийный учет. В области сервисного и гарантийного ремонта мы тоже не стоим на месте. Наши специалисты на постоянной основе проходят обучение на ведущих машиностроительных заводах. С этого года мы запускаем программу по расширению и запуску новых мощностей для сервисного и гарантийного ремонта, закупаем специально оборудованные автомобили для быстрого реагирования на отказы и поломки техники. В 2005 году наша организация в два раза увеличивает количество бригад по гарантийному обслуживанию, а также мы вводим систему так называемого бригадного подряда, при которой ответственность за качество предпродажного обслуживания того или иного поставляемого оборудования будет персонально закреплена за каждым техническим специалистом.
Контроль качества запчастей у нас осуществляет "Алтайагропромстандарт" - независимая от нас специализированная организация. Она имеет весь необходимый инструментарий, квалифицированный персонал. То, что они бракуют, мы возвращаем производителю.
- То есть невозможны случаи, чтобы крестьянин заказал какой-нибудь комбайн, а потом не смог его с платформы спустить?
- Нет, конечно. Мы ставим технику на гарантийный учет и сопровождаем ее весь гарантийный период. Можем заключить договор на постгарантийное обслуживание, на определенных условиях продлить гарантию. Кроме того, у нас единственный технический центр в Алтайском крае, который функционирует полноформатно. А когда поломка случилась, на помощь крестьянину выезжает хорошо подготовленный персонал, который прошел обучение на всех основных заводах и может оперативно и качественно восстанавливать технику. Начнется сельскохозяйственный сезон - и они приступят к работе, будут ездить по полям - туда, куда им укажет диспетчер.
- Через какой срок поломка устраняется?
- Несложный ремонт производится в срок до суток. Однако если сломался, скажем, двигатель, то за сутки его, скорее всего, не наладишь. Ведь техника, которую мы продаем, намного сложнее, чем даже автомобиль.
Лизинг - это выгодно
- В крестьянской среде существует мнение, что лизинг - слишком дорогая штука. Если размер лизинговых платежей, 5 процентов годовых, умножить на срок лизинга , получается, что техника обойдется дороже на треть. Что вы на это скажете как руководитель компании - оператора федеральной лизинговой программы?
- АПС является единственным поставщиком сельскохозяйственной технике по схеме финансового лизинга в Алтайском крае. Нам есть чем гордиться, в 2004 году мы вышли на второе место в России по объемам поставок сельскохозяйственной техники по федеральному лизингу.
Итоговое удорожание техники от 25 до 42% - в зависимости от вида техники, но вы сравните с другими показателями: уровень инфляции в стране - 10-12 процентов в год, а лизинговые платежи - около 5 процентов, и в эту сумму входит и наша небольшая маржа, и страховка. А при нормальной загрузке комбайн оправдывается в течение трех-четырех лет, лизинг рассчитан на семь лет. То есть за весь срок техника амортизируется и оправдает себя.
- Насколько я понимаю, лизинг не единственный способ приобретать технику в рассрочку, предлагаемый вашей компанией?
- Мы также работает со Сбербанком и "Россельхозбанком", но там сроки предоставления кредита более короткие.
- Кто определяет, какая техника будет предоставляться по лизинговым схемам?
- Наш заказ сформирован исключительно по заявкам наших клиентов. Мы не сами придумываем, какая техника нужна селу, есть сформулированная потребность рынка. Наш заказ мы передаем в "Росагролизинг", где он проходит согласование. В дальнейшем техника приходит в край, мы заключаем лизинговые договоры с конкретными хозяйствами. В этом году и администрация края и депутаты краевого Совета народных депутатов сделали все необходимое для участия Алтайского края в программе федерального лизинга в 2005 году. Всего в край поступит более 350 единиц техники.
Справка "СК"
ОАО "Алтайагропромснаб" является дилером всех основных российских заводов-производителей сельскохозяйственной техники и запасных частей. Годовой оборот компании - около 798 млн. руб.
Самое важное - в нашем Telegram-канале