Экономика

Сергей Алексашенко: "Мы ударились головой об дно"

Кажется, жизнь налаживается? Нефть на стабильно высоком уровне, металлургия начинает расти, инфляция второй месяц колеблется в районе нуля. Вот и президент Медведев в недавнем телеинтервью на Первом канале обозначил, что отечественная экономика прошла низшую точку падения и должна начать расти.

– Хорошая новость в том, что все экономические кризисы рано или поздно заканчиваются. Экономика не может без конца падать и исчезнуть, – говорит Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики (Москва). Недавно он посетил Барнаул, где пообщался со слушателями Школы публичной политики, а также с корреспондентом газеты "Свободный курс" на тему выхода российской экономики из кризиса.

Два года снижения

Новости у Алексашенко не только хорошие. Есть и плохая: то, что мы достигли дна, еще не означает скорого подъема. "Мы ударились головой о дно и теперь бьемся в конвульсиях в ожидании подъема", – образно описывает эксперт состояние российской экономики.

Алексашенко рисует картину хоть не апокалипсическую, но оптимизма в его словах немного. Судите сами: по темпам и глубине падения Россия на первом месте среди стран "Большой двадцатки". Минэкономики оценивает падение ВВП в 8,5%, независимые экономисты говорят о 10,5%. Банковский кризис не кончился, проблема "плохих" долгов будет нарастать. Региональные бюджеты испытывают дефицит, а федеральные бюджетные резервы кончатся уже в следующем году.

Не вытягивает экономику со дна и помощь правительства. До настоящего времени его антикризисный пакет не позволил сформироваться ни одному сегменту в экономике, который бы ощутил рост, констатирует Алексашенко.

– Мы считаем, что российская экономика еще два года будет снижаться – оснований для роста пока нет – прогнозирует экономист. – Падение промышленности продолжится, розничная торговля покажет слабый рост. И самое печальное, что никаких внутренних резервов в россий­ской экономике нет.

Куда идти?

Похоже, это понимает и российское руководство, которое начинает искать новые модели развития. Надежды на рост нефтяных цен, которые потянут за собой российскую экономику, тают даже у убежденных правительственных оптимистов. Алексашенко считает: положительный эффект от роста нефтяных цен в мире для российской экономики окажется очень слабым.

Теперь в верхах взят курс модернизации. Сначала Медведев, а затем премьер Путин дали понять, что пора освободиться от сырьевой зависимости с помощью инновационного рывка.

– Сам факт, что премьер и президент одновременно заговорили на эту тему, означает, что, видимо, они поняли: нынешняя траектория развития России ведет к тому, что мы все сильнее отстаем от лидеров, – полагает Алексашенко.

Но модернизация бывает разной. Есть люди, которые считают, что она должна проходить по-сталински, напоминает эксперт. И пока никто не понимает, как будет выглядеть модернизация в исполнении Медведева и Путина и будет ли она.

– Впрочем, когда Горбачев впервые сказал про перестройку и гласность, никто на это внимание не обратил – мало ли какие слова говорили наши генсеки. Но прошло время, и мы увидели перестройку и гласность в действии. Поэтому для меня очень важно, что наверху признают, что надо менять траекторию развития.

– А что если дальше слов дело не пойдет и модернизация так и не случится? – спрашиваю я у Алексашенко.

– Отставание необязательно предполагает катастрофические сценарии, – отвечает экономист. – Посмотрите на Аргентину, которая вошла в двадцатый век в пятерке наиболее развитых стран мира, а закончила за пределами первой сотни. Но при этом страна живет, даже в футбол иногда выигрывает. Это и есть сценарий отставания. Но при таком сценарии мы будем жить относительно хуже других стран и в том числе наших соседей.

Индикаторы кризиса

Пробки

– В Москве очень хороший индикатор кризиса – автомобильное движение. Так вот в начале сентября на дорогах творилось безумие – даже до кризиса такого количества машин не было.

Банки

– Банковский кризис состоит в том, что экономика не может опереться на банковское кредитование. Это может продолжаться очень долго. Это не значит, что кто-то выйдет на улицу и что-то взорвется. Нет, просто банки не выполняют свою функцию – это и есть кризис.

Рубль

– Мы абсолютно уверены в том, что в следующем году положительное сальдо платежного баланса в России будет настолько велико, что у Центрального банка не будет проблем с ослаблением рубля. Бьюсь об заклад, что в ближайшее время рубль будет только укрепляться.

Валюта

– За валютизацию экономики платят все, особенно те, кто переходит из одной валюты в другую. Если у вас есть деньги, сидите и не мучайтесь. Если будете прыгать туда-сюда, вы больше потеряете на валютообменных операциях.

Кино

– В Голливуде резко упало производство фильмов. Это новый феномен. Традиционно в периоды кризиса случаются бумы в киноиндустрии, потому что у населения много свободного времени для того, чтобы ходить в кино. А в Голливуде кино не снимают. Нет спонсоров, нет денег, нет качества.

Справка

Алексашенко Сергей Владимирович – российский экономист, финансист. Родился 23 декабря 1959 года в Московской области. В 1986 году окончил экономиче­ский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В разное время работал в Центральном экономико-математиче­ском институте Академии наук СССР, заместителем министра финансов РФ, первым заместителем председателя Центрального банка РФ. Занимал руководящие должности в холдинге "Интеррос", компании "Силовые машины", инвестиционном банке Merrill Lynch. В январе 1999 года Алексашенко создал и возглавил исследователь­скую группу "Центр развития", преобразованную в 2001 году в Фонд экономических исследований "Центр развития".

70 долларов за баррель – такую цену на нефть в 2010 году прогнозирует Сергей Алексашенко.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость