Сергей Борисов,
президент общественной организации "ОПОРА России":
Сегодня я хочу поговорить о первоочередных задачах на ближайшую перспективу, важных для малого бизнеса.
Первое. Отмечу новый закон о проверках, который ввел в том числе уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов деятельности. По данным Ространснадзора и Роспотребнадзора, с 1 июля 2009 года в уведомительном порядке зарегистрировано около 17 тыс. юрлиц и ИП. "ОПОРА" в январе провела в семи регионах опрос около 200 предприятий, которые воспользовались этой процедурой. Более 80% опрошенных считают, что использовать уведомительный порядок для начала бизнеса просто. Примерно 85% безо всяких трудностей заполнили уведомления. Почти все опрошенные организации (98%) не столкнулись с проблемами после подачи уведомлений.
Второе. Обязанность предоставления декларации пожарной безопасности (до 1 мая 2010 года). Предприниматели зачастую не могут самостоятельно произвести оценку пожарного риска по утвержденной МЧС методике. Надо либо знать все требования федеральных законов о техрегламентах и "нормативку" по ПБ, что немыслимо, либо привлекать оценщиков к расчету пожарного риска. Цена вопроса - от 30 тыс. до 1 млн. рублей в зависимости от региона. Проблема в том, что рынок оценки рисков пожарной безопасности не развит. Сейчас оценкой занимаются подведомственные МЧС организации. Правда, хочу отметить, что МЧС в регионах проводит бесплатные консультации по заполнению деклараций. Но необходимо создать условия для развития независимого рынка оценки рисков.
Третье - налоги. Необходимо установить добровольность применения ЕНВД. Давайте двигаться в сторону перевода ЕНВД на патент. Это дает возможность предоставить регионам право снижать ставку по УСН с 6% до 2%, а также перераспределить налоговые поступления с федерального уровня на местный по отдельным видам налогов. Также необходимо отсрочить переход от уплаты ЕСН к страховым взносам во внебюджетные фонды для субъектов МСП.
Четвертое. 1 июля заканчивается срок действия № 159-ФЗ. По данным Минэкономразвития, в 2009 году выкупили арендуемые помещения около 6 тыс. субъектов МСП. По нашим оценкам, потенциальных покупателей - около 1 млн. Но простое продление сроков закона не приведет к существенному прорыву. Дело в том, что № 159-ФЗ - лакмус, показавший нежелание муниципалитетов развивать малый бизнес: отказы в выкупе под различными предлогами, передача ГУПам (МУПам) арендуемых субъектами малого бизнеса помещений, расторжение договоров аренды или включение помещений в перечни имущества уже после подачи заявки на выкуп. Другая проблема - практика начисления НДС "сверху" стоимости выкупаемого имущества. Но субъект РФ или муниципальное образование не являются плательщиками НДС (гл. 21 НК), и удерживать у них НДС нельзя. Кроме того, в массовом порядке в разы завышается рыночная оценка имущества.
Необходимо распространить действие № 159-ФЗ на имущество, находящееся в федеральной собственности, исчислять срок аренды помещения с даты подачи заявления на выкуп помещения (то есть не менее двух лет действия договора аренды на день подачи заявки, а не на день вступления закона в силу). Комитет по собственности Госдумы подготовил законопроект и ждет его поддержки. Кроме того, необходимо установить бессрочность действия закона № 159-ФЗ. Но главное сейчас - провести публичную ревизию уже сформированных перечней муниципального имущества. Перечни создаются не для получения прибыли муниципалитетами от сдачи ее в аренду, как это, например, происходит в Москве, когда по адресам перечней располагаются банки, мировые судьи, ДЕЗы, крупные заводы, инженерные или коммунальные службы.
Пятая проблема - земельный кадастр. Здесь проблемы есть почти во всех регионах. Например, в г. Суздале в 2008 году предприятие платило земельный налог 5 915 рублей, а в 2009-м в результате переоценки кадастровой стоимости земель региона земельный налог вырос до 1 006 047 рублей. В 200 раз! Причина - в методике кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной приказом № 39 Минэкономразвития.
В ней не установлен "вес" различных факторов (наличие строений, инженерных и транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения, транспортная доступность, уровень развития социальной инфраструктуры, состояние окружающей среды и пр.), влияющих на кадастровую стоимость земель.
Самое важное - в нашем Telegram-канале