Конечно же, наш разговор был посвящен теме острейшего конфликта акционеров на "Алтайвагоне". Напомним, что в середине прошлого года собственники предприятия перессорились. Сергей Хачатурян и Виктор Величко (на тот момент — генеральный директор холдинга "СДС-Маш") собрали пресс-конференцию, на которой обвинили своих бывших компаньонов Михаила Федяева (президент "СДС") и Владимира Гридина (совладелец "СДС", а ныне депутат Госдумы) в захвате предприятия путем мошеннического перевода акций. С тех пор начались длинные судебные разбирательства.
Недавно газета "Ваше дело" опубликовала интервью с Альбертом Колесниковым, ныне возглавляющим холдинг "СДС-Маш". В том материале он подробно рассказал о посткризисном состоянии "Алтайвагона", которым холдинг якобы сейчас управляет. Эксклюзивное интервью с Хачатуряном — своеобразный ответ "другой стороны".
Все началось с "Форбса"
— Сергей Грантович, давайте с самого начала этой истории. На сайте Арбитражного суда Алтайского края я прочитал массу поданных вами исковых заявлений. И везде указано, что вы владеете акциями "Алтайвагона" в количестве 5336 штук. Это так?
— Да. Но еще один пакет акций принадлежит подконтрольной мне фирме. Получается, что всего я владею пакетом акций в количестве 51 047 штук.
— А изначально кто входил в состав акционеров "Алтайвагона"?
— Я, Величко и Гридин. Еще было некоторое количество акционеров-миноритариев. Но у них оставалось совсем немного акций. Всего было 211 520 акций "Алтайвагона". У меня, как я уже
сказал, 51 047 акций. И еще
153 195 акций у открытого акционерного общества "СДС-Маш".
— И с чего между вами начался конфликт?
— С чего начался?.. С того, что появилась информация об огромных долгах холдинга "СДС". Около 70 млрд. рублей. Это не мои умозаключения. Такую информацию опубликовал в прошлом году журнал "Форбс". Затем мне в руки попал еще один интересный документ. Это заключение одной аудиторской компании, которая разрабатывала финансовые рекомендации для "Алтайвагона". И там написано, что для этого лучше будет удалить из состава акционеров Величко и Хачатуряна. А затем на предприятии был проведен аудит, и выяснилось, что деньги-то воруют. Только проводилось и записывалось это как "сделки с заинтересованностью". Иначе другие акционеры могли возмутиться. И вот с мая прошлого года начался скандал.
— Вы стали его инициатором?
— Да. Точнее, я и Величко. Мы обратились к Федяеву и Гридину с вопросом: "Куда деньги уводите?" Потом Величко уехал в отпуск, и уже там он узнал, что снят с должности генерального директора "СДС-Маша".
— Но такие решения должен принимать совет директоров?
— Правильно. Как они это сделали — долго рассказывать. Вообще, это больше подходит к статье 159 Уголовного кодекса РФ. Но мне это уже неинтересно. Так вот, вскоре после увольнения Величко исчезли наши акции.
Кто такой Колесников?
— Акции "Алтайвагона"?
— Вы не совсем понимаете. Да, это акции "Алтайвагона". Но они были переданы мною "СДС-Машу". Всего 18 458 штук. Дело в том, что в июне прошлого года я и Величко приняли решение выйти из "СДС-Маша", а свои акции забрать. Были составлены соответствующие договоры купли-продажи акций. Величко переводил акции на своего юриста, а я — на своего. Договоры были подписаны 16 и 18 июня. В те же дни были оформлены передаточные распоряжения на вышеуказанные акции.
20 июля прошлого года мой юрист передал держателю реестра акционеров открытого акционерного общества "Алтайвагон", компании "Реком", необходимый пакет документов для внесения в реестр записи о переходе права собственности на 17 484 обыкновенные акции "Алтайвагона" (по первому договору купли-продажи). Однако буквально через два дня он получил от держателя реестра уведомление в отказе это сделать. Мы с удивлением узнали, что "лицо, подпись которого указана в передаточном распоряжении, не является должностным лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности".
— Что это значит? Поясните…
— Это формальный отказ. Дело в том, что буквально еще через несколько дней, 1 августа, мой юрист получил реестр владельцев именных ценных бумаг "Алтайвагона". И тут выяснилось, что в нем появились три новых лица. Некие Балдин, Николаев и Рычагов, которые в совокупности странным образом стали владельцами сразу 153 195 акций "Алтайвагона". Ровно таким количеством акций предприятия, какое раньше принадлежало "СДС-Машу".
— Каким образом, по-вашему, это произошло?
— "СДС-Маш" в лице Колесникова оформил передаточное распоряжение акциями "Алтайвагона" на Аникина (начальник службы безопасности "Алтайвагона"), Попкова (начальник юридического отдела "Алтайвагона") и Шека (работник "СДС"). А затем они уже в свою очередь оформили передаточное разрешение на Балдина, Николаева и Рычагова. Причем первый договор купли-продажи был составлен 12 июня прошлого года, а передаточные распоряжения якобы 17 и 28 июля. Но, по нашим данным, 18 июля ни Колесникова, ни Попкова, ни Шека в Барнауле не было. Первый находился в Рубцовске на праздновании Дня металлурга, второй уезжал в Кемерово, а третий, наоборот, оттуда не выезжал. Каким образом они посещали регистратора и держателя акций, для меня загадка.
Все эти действия мы в настоящее время оспариваем в Арбитражном суде Алтайского края. Кроме того, соответствующее заявление о мошенничестве я направил в ГУВД Алтайского края.
— У кого сейчас находятся эти акции?
— Понятия не имею. 18 января этого года прошло внеочередное собрание акционеров "Алтайвагона", на котором был избран новый совет директоров. В него вошли Шек, Колесников, Федяев и Гридин-младший. При этом никто из них акционером "Алтайвагона" не является. Сейчас я — единственный акционер в составе совета директоров предприятия. А они — только члены совета, которые вошли туда по доверенности Рычагова, Балдина и Николаева. Поэтому когда у вас в газете выступил недавно господин Колесников, то я хочу задать вам вопрос: кто он такой?
— Насколько мне известно, генеральный директор холдинга "СДС-Маш".
— Правильно. Но только общества с ограниченной ответственностью "СДС-Маш", а не ОАО "СДС-Маш". Еще бы он рассказывал в газетах, как Греф Сбербанком управляет. Никакого отношения он сегодня к "Алтайвагону" не имеет!
Разве я похож на идиота?
— Сколько исковых заявлений вы подали в арбитраж по всем этим фактам?
— Понятия не имею. Я их даже не считал.
— Позвольте, я остановлюсь на главных. Вы оспариваете, что внесены изменения в устав открытого акционерного общества "Алтайвагон". Вы оспариваете, что принято решение об увеличении уставного капитала. Вы не согласны с тем, что определена цена эмиссии ценных бумаг. И, наконец, четвертый пункт — не одобряете сделки с заинтересованностью. Все правильно?
— Да.
— Но три дела вы проиграли. Арбитражный суд Алтайского края согласился лишь с неправомерной ценой эмиссии ценных бумаг.
— Да вы поймите наконец, что я в любом случае проиграл бы эти иски! Потому что изменения в устав акционерного общества вносятся решением акционеров. А у меня пакет уже меньше 25%.
— Как раз без этих 18 тысяч потерянных штук?
— Да. Далее — принято решение о дополнительной эмиссии акций "Алтайвагона". Всего планируется выпустить 2 млн. акций. То есть после этого все мелкие акционеры станут еще мельче. Но тут возникает еще один интересный вопрос. В апреле на годовом собрании акционеров принимается решение, что все эти акции необходимо продать недавно образованному ООО "СДС-Маш" с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Это что такое?
Третий вопрос, который возник у меня: на какие деньги "СДС-Маш" намерен приобрести эти акции? Вы знаете ответ на него?
— Честно говоря, нет. Но это проблемы господина Колесникова.
— А я знаю. На те, что были выведены с завода.
— Вы имеете в виду так называемые сделки с заинтересованностью по агентским договорам?
— Да. Я был совершенно не в курсе того, что "Алтайвагон" и "СДС-Маш" заключали такие договоры, согласно которым за каждый проданный вагон агенту полагалось от 2% до 10% от суммы сделки. А далее — посмотрите баланс "СДС-Маша" за прошлый год. Выручка составила 247 млн. рублей. Открываем интересную таблицу, называется "форма 4". И что здесь? Выплата дивидендов — 179 млн. рублей. Откуда деньги? А это агентские вознаграждения, которые они себе перечислили.
— Но ведь первый агентский договор был заключен в 2006 году?
— Правильно. 12 декабря…
— …И вы три года ничего о них не знали? В это трудно поверить.
— Еще раз вам говорю: не знал и знать не мог! Но скажите, разве я похож на идиота, который готов отдавать 5–10% с годовой выручки предприятия? И это при том, что в 2008 году она составляла 15 млрд. рублей.
— Но как можно было принять такое решение и не поставить вас в известность?
— Элементарно. А зачем ставить меня в известность? Ведется хозяйственная деятельность предприятия. Генеральный директор договор подписал. Вроде бы все нормально.
— Но в годовом бухгалтерском балансе эта сумма все равно всплывет.
— Нет, вы ее там не увидите. Потому что эти траты прячутся там как общие коммерческие расходы. А их в 15 млрд. рублей бывает 200–300 млн. За год это — тьфу!
Под честное слово
— Ничего себе "тьфу"! Извините, Сергей Грантович, но мне рассказывали о вашем конфликте несколько по-другому. Якобы вы все прекрасно знали об этих агентских договорах и выплатах. И пока у предприятия "Алтайвагон" была большая годовая выручка, вас все устраивало. Но как только она в кризисный год упала, вас эти договоры перестали устраивать. И вы решили выйти из игры.
— Кто вам рассказал такую чушь? Ответьте тогда: какое отношение я имею к дивидендам? Я их не видел. Я их не получал. И вообще из акционеров "СДС-Маша" я вышел еще в 2004 году, а мои акции там остались под честное слово.
— Если вернуться к делам судебным, то почему же вы в основном проигрываете их в арбитраже?
— Потому что я должен доказать, что мои интересы пострадали, что мне как акционеру предприятия нанесен ущерб. Пока я этого сделать не смог.
— То есть вы не доказали, что те самые 18 400 исчезнувших акций действительно являются вашими?
— Да. Это изъяны Федерального закона об акционерных обществах. Он был принят 20 лет назад и во многом способствовал наглому и беспардонному процессу первоначального накопления капитала. А сегодня он чему способствует? Опять-таки наглому и беспардонному перераспределению капитала.
Но я не собираюсь молчать и сдаваться. По моим подсчетам, за три последних года с завода только деньгами было уведено 1,4 млрд. рублей. Вот бухгалтерский баланс "Алтайвагона" за 2009
год. Читаем: "Коммерческие расходы — 264 млн. рублей. Управленческие расходы — 600 млн. рублей". И это на фоне
5 млрд. рублей годовой выручки предприятия. Только проценты по кредитам за 2009 год выросли в четыре раза — с 69 млн. до 246 млн. рублей. Этого уже нельзя не заметить! И у меня есть все
основания подозревать, что ООО "СДС-Маш" приобретет пакет акций "Алтайвагона" как раз на те самые деньги, которые были выведены с предприятия.
— Официально заявлено, что по итогам 2009 года "Алтайвагон" получил убыток в 614 млн. рублей.
— Уверяю вас — больше. Есть такая хитрая статья в балансе. Называется "Расходы будущих периодов". За полтора года они выросли на "Алтайвагоне" с
38 млн. до 272 млн. рублей. А это — еще убытки. Кроме того, хочу сообщить интересную деталь. Имущество "Алтайвагона" на 3 млрд. рублей находится в залоге в качестве обеспечения
обязательств и платежей по выданным кредитам. Это лизинговый договор, по которому получателем кредита является компания "Новотранс" (дочерняя структура "СДС-Маш"). Поручителем
выступил "Алтайвагон", операцию проводит "Альфа-Лизинг", а деньги выделил Альфа-Банк. И посмотрите, какие это кредиты — миллионы долларов и евро. А что такое угольный карьер
"Черниговец", которым владеет "СДС"? Это большая яма, взрывчатка и несколько БелАЗов. Подо что там кредиты брать? Недра — государственные. Поэтому заложили
"Алтайвагон".
— Как может развиваться ситуация дальше?
— Мне сейчас интересно, кто же все-таки будет покупать эти дополнительные акции "Алтайвагона". Стоимость каждой — 3 тыс. рублей. Первая эмиссия акций составляет 1,8 млрд. рублей. Такую сумму надо еще найти. Есть схема, при которой даже Альфа-Банк может стать собственником 75% акций предприятия. Смотрите: имущество завода находится в залоге, под залог получен кредит в размере 1,8 млрд. рублей. Этими деньгами оплачиваем акции завода. За кредитный период формируем долги "Алтайвагона" перед ООО "СДС-Маш". Затем деньги возвращаем назад ООО, а акции отдаем банку. Красиво?
— Да, неплохая комбинация. Но вдруг бывшие компаньоны предложат вам купить этот пакет? Или продать свой?
— Ничего подобного! Они ни разу ко мне не приходили. За все время не было ни звонка, ни разговора. Почему? Потому что сейчас есть административный ресурс. Да и в крайнем случае есть ответственные за содеянное. Это Габец (генеральный директор "Алтайвагона") и Величко. Ведь только их подписи на всех документах. Нигде подписей Федяева или Гридина нет. Попробуйте их зацепить.
— А зачем вы сейчас так активно судитесь с газетой "Московский комсомолец на Алтае"?
— Чтобы восстановить справедливость. В общей сложности я подал более 40 исков к этой газете. Они про меня такое писали… Но что же решил наш самый гуманный суд в мире? Что я прав и газета обязана опубликовать опровержения и выплатить мне компенсацию в размере аж 3 тыс. рублей. Во мне весу — почти 100 кг. Если одно на другое разделить, то получится 30 рублей за килограмм. Свинина на базаре стоит дороже!
Что мы знаем о Сергее Хачатуряне
Родился 27 мая 1955 года в Змеиногорске. В 1960 году семья переехала в Барнаул. Здесь Сергей Хачатурян окончил среднюю школу № 18. Трудовую деятельность начинал помощником бурового мастера в Алтайской гидрогеологической экспедиции. В 1973 году поступил в Новосибирский геологоразведочный техникум. Был призван в армию. Хачатурян служил в рядах ВМФ и дослужился даже до мичмана.
В 1981 году он вернулся на Алтай и стал работать на "Алтай-коксе". За семь лет прошел путь от электрослесаря до начальника заводской лаборатории экономического анализа. В 1990 году получил первую серьезную руководящую должность — председателя исполкома Заринского горсовета. Но через два года Сергей Грантович вернулся на завод. Далее карьера Хачатуряна пошла еще более стремительно. В 1997 году он становится генеральным директором "Алтай-кокса", а в 2003 году — генеральным директором "Алтайвагона". В настоящее время является президентом компании "АлтайИнвестГрупп", а также членом совета директоров "Алтайвагона".
Самое важное - в нашем Telegram-канале