Экономика

"Сговор на торгах – это картель третьего типа"

Приняв участие в недавней интернет-конференции на площадке компании "Гарант", глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сделал ряд любопытных оценок и прогнозов, связанных с темой госзаказа. Газета "Ваше дело" публикует некоторые высказывания г-на Артемьева.

О 200 уголовных делах

Во втором "антимонопольном" пакете содержатся меры по повышению ответственности чиновников, нарушающих законодательство. Это и санкции, и уголовная ответственность за нарушения, и многое другое. Я бы обратил здесь внимание на 94-й закон, закон о государственных закупках. Благодаря процедурам аукционов прежде всего в прошлом году российский бюджет сэкономил 260 млрд. рублей. И сделано это благодаря тому, что права государственных чиновников были ограничены законом и, кроме того, надзором, который осуществляли мы вместе с Генеральной прокуратурой. Более того, в этой системе Генпрокуратурой заведено около 200 уголовных дел за нарушения законодательства о государственных закупках. Есть такие известные граждане, как мэр Томска, например, другие вице-мэры. Чаще всего все начинается с нарушения 94-го закона или распределения земельных участков без аукциона. И в этом смысле укрепление норм законодательства о государственных закупках играет очень важную роль.

О двух аспектах нарушений

При осуществлении контроля над размещением заказов есть две грани между административным нарушением и признаком преступления. Первая – если нам известно о преступном умысле заранее. Если у нас есть информация о том, что был сговор перед торгами, то это уже преступление. Потому что это так называемый картель третьего типа, то есть картель на торгах. Это тоже, кстати, направление, которым мы активно занимаемся.

Второй аспект – это циничное пренебрежение законодательством РФ. Например, Федеральная антимонопольная служба по фактам нарушения выносит предписание о том, что контракт не может быть заключен, нужно опять провести тендер, поскольку были допущены грубые нарушения. Обычно это бывает как? Приходит восемь компаний на тендер, семь из них снимают с конкурса: запятые не там стоят, чернила не те использовали, требуют какие-то нотариально заверенные документы, которые законом не предусмотрены. Придумывают все что угодно! Снимают семь компаний, а одна остается. Естественно, кто-то из семи снятых обращается в ФАС, мы в пятидневный срок рассматриваем жалобу и выносим предписание: не заключать контракт, провести тендер заново или все семь компаний допустить к участию в тендере. Вместо того чтобы исполнить наше законное предписание, они подписывают контракт, сразу демонстрируется умысел, и здесь вина очевидна. Если получено предписание уполномоченного органа этого не делать, а контракт все равно подписан, значит, налицо грубое и циничное пренебрежение законодательством РФ.

Во всех случаях, когда наши предписания не исполняются, когда снимаются компании, а потом заключается договор, мы всегда передаем дела в прокуратуру и МВД. Вот сейчас у нас такое дело в Нижнем Новгороде. История очень простая. Две компании борются за дорожный подряд. Одна компания дает цену, условно говоря, в 1 млрд. рублей, а другая – в 500 млн. рублей. Очевидно, что должна выиграть вторая – это же аукцион. Однако победителем является первая, которая на 500 млн. рублей просит больше. Мы им даем предписание о том, чтобы немедленно была приведена в порядок вся документация, и если что-то не так, все должен решить суд. Губернатор Шанцев подписывает контракт в нарушение нашего предписания – теперь дело в правоохранительных органах. Более того, мы сами подали иски на расторжение этого контракта. Сейчас мы проходим нижегородские суды и доберемся, конечно, до самой высшей инстанции. Это означает, что практически 500 млн. рублей государством потеряно.

Об аукционах

А теперь представьте себе, что вы – предприниматель. И вам государство предоставляет возможность с помощью системы электронных подписей просто со своего домашнего компьютера, выставив, правда, через банк специальную гарантию банка, что вы платежеспособны, и определенную небольшую сумму задатка, участвовать в торгах. Вы только один раз заключаете договор с электронной площадкой и можете не приезжать в Москву. Такие площадки сейчас создает правительство Москвы, правительство Татарстана, Сбербанк. Скоро будет проводиться тендер на право обслуживать весь государственный заказ РФ, и будет отобрано ориентировочно пять площадок. Цель такая: вы один раз заключили договор с этой электронной площадкой и дали указание своему банку по реестру, по которому вы хотите участвовать в тендерах, переводить туда задатки в размере 1–2% от стоимости лотов. И, если вы победите, у вас есть второй договор с банком, что он даст вам банковскую гарантию на сумму до 30% от стоимости лота. Дальше вы получаете код доступа, сидите перед компьютером и торгуетесь. Это означает действительно единое экономическое пространство для страны. Это означает, что у нас не две-три компании будут участвовать в тендере, а сотни. Но самое главное, что это значит сейчас в условиях кризиса, – это то, что когда стоимость кредита 25–28%, госсредства по госзакупке – 0%. Это беспроцентные деньги, предусмотрен аванс на государственную закупку, выигранную в честной борьбе. Ну и, в-третьих, конечно, сговориться в электронных торгах очень сложно.

О малом бизнесе

Еще одна особенность связана с малым и средним бизнесом. Государственно-монополистический капитализм как наше дальнейшее развитие – это плохо. В ФЗ № 94 есть требование: каждый заказчик до 20% своих лотов должен раздробить на маленькие, чтобы в них могли участвовать небольшие компании. Предельная величина этого маленького лота составляет 15 млн. рублей. Для чего это делается? Практика в США и других странах показывает, что за маленькими лотами большие компании не гоняются. Для больших компаний транзакционные издержки начинают превышать ту прибыль, которую они могут получить. А выигрывать эти маленькие лоты будет на 90% малый и средний бизнес.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость