Однако сегодня надзорные органы, похоже, решили сделать из каждого дачного «микрорайона» территорию образцового капиталистического быта. Госпожнадзор наказывает садоводства за узкие улицы, полиция пытается обязать их огородить территорию сплошным забором и поставить видеокамеры — и это лишь малая часть требований, за невыполнение которых штрафуют садоводства.
Не оправдание
В садоводстве «Росинка-1», как следует из решения суда, нарушены аж 14 «противопожарных пунктов». Среди них требование к ширине дорог: 7 м главная улица, 5,5 м — второстепенная, светоотражающие указатели по пути движения пожарной машины и устойчивая телефонная связь.
Валерий Воробьев,
председатель товарищества:
Участки в нашем садоводстве нарезали еще в 1991 году, улицы были по плану пять метров шириной. А ставить указатели — только воров кормить: садоводство не огорожено, унесут.
При этом требования одного ведомства порой противоречат нормам другого. От «Росинки-1» пожарные требуют опахать территорию отсекающей полосой и засыпать ее золой. Но сделать это не позволят экологи: зола может попасть в речку Власиха, а пахать на склонах (так расположено садоводство) нельзя из-за угрозы эрозии почвы. Да и опахивать придется территорию, садоводству не принадлежащую.
А между тем председателя оштрафовали на 30 тысяч рублей. Признали должностным лицом, коим он по закону не является.
Немного хитрости
Подходить к садоводствам со всей строгостью госпожнадзор стал после подмосковных пожаров 2010 года. Хотя, чего греха таить, пожары на дачах — беда давняя.
Андрей Нейман,
главный государственный инспектор по пожарному надзору Барнаула:
За прошлый год в садоводческих товариществах Барнаула произошло 86 пожаров, пять человек погибли.
Только вот раньше инспекторы работали разумнее: обнаружат нарушение — дадут время на исправление. И только потом, ежели предписание не исполнено, штрафуют.
Сегодня же без штрафа не обходится ни одна проверка. Ширина улиц, разворотные площадки для пожарных машин — все надо привести в норму, хотя садоводства спланированы лет «дцать» назад, когда участки нарезали, почти не глядя на нормы.
Василий Чернов,
председатель садоводства «Медик»:
А если садоводы часть центральной дороги себе прирезали, как я сделаю улицу шире? Подойду и отниму у собственника?
В самом деле, участки перешли из рук в руки, быть может, не раз, многие приватизированы… Как бы то ни было, многие председатели говорят: требования пожарных просто невыполнимы. А если выполнимы, то за большие деньги.
Ставьте камеры
Еще одну новацию садоводам предложила полиция — уже для борьбы с хищениями. Воруют в садоводствах по-прежнему, но чаще все же мелочевку на сумму до 2 тысяч рублей: больше обидно. Хотя что говорить, иной раз и печь из бани выворотят: металл на пунктах сбора до сих пор в цене.
Но в органах внутренних дел случилась реформа. И теперь полицейские требуют от садоводов самим позаботиться о своей охране: обнести территорию сплошным забором, организовать на всех (по возможности) входах и выходах видеонаблюдение и ввести пропускной режим. А что делать? По словам Андрея Мулинцева, замначальника полиции по охране общественного порядка Барнаула, после реформы штаты полицейских сократили на 22%. И за садоводствами нынче не закрепили ни одного участкового!
— Да какое видеонаблюдение? — недоумевает Валерий Воробьев. — Наше садоводство длиной 2,5 километра, оно не огорожено, проезды длинные — до конца не просматриваются.
А между тем непринятие этих мер, по мнению полиции, создает условия, способствующие совершению преступлений. Словом, тебя обокрали — ты же и виноват: не предостерегся. Документ полиции под названием «представление» нужно рассмотреть в течение месяца и затем уведомить полицию о том, что сделано. Если требования не выполнены умышленно, полиция грозит штрафом.
— Штрафные санкции предусмотрены, но только в случае, если вы не дадите ответ, в связи с чем отказываетесь или не выполните представление, — объясняет Андрей Мулинцев.
Рассылать свои представления полиция начала еще в конце прошлого и начале нынешнего года. Но исполнять их садоводы не торопятся — все пишут отписки. Ведь обойдется это удовольствие товариществам, по самым скромным прикидкам, в 1−1,5 млн. рублей…
Сергей Дорожкин,
адвокат:
Требования полиции организовать в садоводствах видеонаблюдение я не считаю законными. Никто не может обязать гражданина РФ потратить на что-то деньги, гражданин иметь право выбирать тот способ охраны имущества, который он считает нужным.
Давайте договариваться
Горячее внимание госструктур к садоводствам стало предметом обсуждения на двух апрельских мероприятиях — краевой конференции садоводов и встрече с барнаульскими чиновниками. По словам Валентина Ковалева, председателя садоводства «Березовая роща» и зампредседателя правления Алтайской ассоциации садоводов, уже сегодня 12 садоводств края живут без председателей. Малооплачиваемая работа да еще такая «штрафная практика» — все это может вынудить и других оставить хлопотное место. И кого тогда штрафовать?
— Нерадивых председателей наказывать надо, но инспекторы должны помогать советами: как исправить нарушения, как найти альтернативное решение, ведь уровень квалификации председателей, к сожалению, в целом низкий, да и желающие ими стать в очереди не стоят, — считает Валентин Кузьмич. — А главное, наступила пора собраться и выработать общие правила взаимоотношений и общее прочтение законов, издать местные нормативные акты, поскольку Федеральный закон «О садоводческих объединениях» — весьма некачественный, по многим положениям он не соответствует ни Гражданскому кодексу, ни Конституции, ни сложившейся практике.
Садоводы намерены добиться встречи с губернатором края Александром Карлиным и председателем краевого Заксобрания Иваном Лоором. Они хотят договориться — не об исключениях из правил, как это часто происходит в России. О правилах — всем понятных и исключающих разночтение.
Справка
В Алтайском крае выделено около 230 тысяч садовых участков, в том числе 48 тысяч в Барнауле. На 1 января 2012 года в крае зарегистрировано 496 садоводческих объединений в 12 городах и 34 районах.