Экономика

"Со многими фермерами мы нашли точки соприкосновения". Новый директор "Черемновского сахарного завода" рассказал о работе с поставщиками

Борис Федун возглавил "Черемновский сахарный завод" сравнительно недавно: с момента назначения прошло всего полтора месяца. Но уже оказался в центре противостояния. На прошлой неделе на проходившем в Барнауле ежегодном собрании Союза фермеров было высказано много нареканий в адрес предприятия, которое аграрии считают монополистом. Некоторые фермеры даже обратились к губернатору региона и уполномоченному по защите прав предпринимателей с просьбой "обуздать аппетиты" "Черемновского сахарного завода". Обращение аграриев было принято к сведению. Что на этот счет думает новый директор предприятия, решило узнать наше издание.

Борис Федун с определенной долей юмора относится к тому, что сейчас происходит на Украине. Говорит, что на родине его называют москалем, а в России — бандеровцем.
Борис Федун с определенной долей юмора относится к тому, что сейчас происходит на Украине. Говорит, что на родине его называют москалем, а в России — бандеровцем.
Анна Зайкова

Надо минимизировать риски

— Борис Александрович, что с вашим приходом на пост директора должно поменяться на "Черемновском сахарном заводе"? И какие задачи перед вами поставил собственник предприятия московская группа компаний "Доминант"?

— С моим приходом завод продолжит идти курсом, выбранным ранее. Это курс на развитие, увеличение мощности, на сохранение и расширение свеклосеющей зоны в нашем регионе.

— В прошлом году ходили слухи, что Игорь Сагайдак, руководивший заводом ранее, ушел со своего поста не просто так. Якобы он не должным образом организовал прием сахарной свеклы и тем самым нанес заводу финансовый ущерб. Как вы можете это прокомментировать?

— Лично я против предыдущего руководства ничего не имею, поэтому говорить об Игоре Сагайдаке не хочу. Что касается предприятия, то в 2013 году "Черемновский сахарный завод" переработал рекордный объем свеклы не только за историю своего существования, но и всех других аналогичных предприятий на Алтае. В общей сложности было принято больше 600 тыс. тонн сахарной свеклы. Это очень высокий показатель.

Учитывая сибирский климат нашему предприятию в дальнейшем надо стараться завершать сезон производства раньше. Надо научиться сохранять сырье на заводском свеклопункте. Прошлый год не является показательным в плане хранения свеклы. Он был очень тяжелым как для переработчиков, так и для сельскохозяйственных предприятий. Все лето прошлого года шли сильные дожди, которые осложнили копку свеклы, ее доставку до завода. И ввиду того, что морозы не пришли в обычное для этого время, выбрать режимы работы завода было тяжело.

В нынешнем году мы идем на увеличение производительности. Это позволит минимизировать подобные риски. В 2013 году возможности по переработке составляли 4,1 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки, а в этом году мы планируем выйти на показатель 4,7 тыс. тонн. Если получится, то постараемся превысить и этот уровень. В 2014 году завод вкладывает в модернизацию более 60 млн. рублей.

— Как вы оцениваете нынешнее состояние "Черемновского сахарного завода" с технической точки зрения?

— В сахарной промышленности я работаю много лет и могу сравнивать. Этот завод находится в довольно хорошем техническом состоянии. В компании "Доминант" ведется политика по модернизации производств. И в независимости от того, кто является директором сахарного завода, она будет выполняться. Сейчас наша задача — оснастить завод новым прогрессивным оборудованием, которое позволит увеличить мощности.

— 60 млн. рублей для этого будет достаточно?

— Тут и 500 млн. рублей может не хватить. Средства на обновление нужны постоянно. Модернизация оборудования будет идти непрерывно. Надо понимать, что технологии не стоят на месте. Делается больший упор на автоматизацию производства, на внедрение новых видов оборудования. В нашей области невозможно остановиться на одном уровне и сказать, что достигнут максимум.

— 2011 год стал последним, когда "Черемновский сахарный завод" работал на сахаре-сырце. Возобновлять подобное производство не планируете?

— В России сахарный тростник не растет. Сахар-сырец — это сырье, которое приходится завозить из-за границы. Сейчас государство ведет такую политику, чтобы выращивать сырье внутри страны. Зачем работать на кого-то, когда можно самим производить сахарную свеклу?

Свеклопункты будут работать

— Борис Александрович, изменится ли в 2014 году политика работы с сельхозпредприятиями, которые поставляют вам сырье?

— Договорную кампанию со сдатчиками свеклы мы практически завершили. Я считаю, что условия, которые мы предложили, для них вполне приемлемы. В 2014 году договоров оказалось больше, чем в прошлом.

— На ежегодном собрании Союза фермеров Алтайского края было высказано много нареканий в сторону вашего предприятия. В частности, говорилось, что был повышен показатель сахаристости, увеличено количество понижающих коэффициентов. Фермеры недовольны тем, что завод, будучи монополистом на своем рынке, диктует условия.

— Со многими фермерами, которые работают с сахарным заводом, я разговаривал лично. Двери моего кабинета для них открыты. В принципе, мы нашли точки соприкосновения.

Да, в договоре есть пункт, в котором прописано увеличение показателя по сахаристости. Базовая точка сахаристости при приемке увеличена с 16,5% до 17%. В прошлом году ценовая политика выстраивалась так: если показатель сахаристости хотя бы на сотую долю оказывался ниже, закупочная цена сразу снижалась на 20%. Сейчас дисконт стал плавным: полтора рубля за каждую сотую процента уменьшения сахаристости. Для фермеров это гораздо выгоднее. Но на своем форуме они наверняка об этом не сказали. Я подозреваю, что негативно отзываются о нас те, кто по каким-то причинам решил отказаться от выращивания сахарной свеклы.

Так поступили в основном хозяйства, находящиеся в Бийской зоне или расположенные за Барнаулом: в Калманском, Косихинском районах. И не вина "Черемновского сахарного завода", что они не стали сеять свеклу. Просто транспортная составляющая в ее себестоимости для этих предприятий слишком велика. По сути, она "съедает" всю целесообразность производства данной культуры. Например, из Калманского района доставить свеклу напрямую невозможно. Приходится делать крюк в 70–80 километров. Отдав львиную долю заработанного за перевозку, хозяйства просто не получают прибыли. Удешевить транспортную составляющую завод не в состоянии. Взять на себя эти расходы — это значит обанкротить предприятие.

— Подскажите, не планирует ли завод полностью отказаться от свеклопунктов. Ведь с годами их становится все меньше.

— На данный момент у нас остается два свеклопункта в Ребрихинском и Калманском районах. Они будут продолжать работать. Дело в том, что площадей для приемки сырья на призаводском свеклопункте не хватает. Разово принять здесь весь объем свеклы мы не можем.

— "Черемновский сахарный завод" всегда выстраивал отношения со своими партнерами на долгосрочных условиях. С 2011 года действовали трехлетние договоры с сельхозпроизводителями. В 2014 году они сохранятся?

— На данный момент мы заключили договоры только на один год. Думаю, что это правильно. Каждый год сельхозпроизводители определяют для себя новые приоритеты. И долгосрочный контракт на сахарную свеклу в какой-то мере связывает им руки. Тем более что экономические условия ежегодно меняются. Сейчас обговорить условия на следующий год мне не представляется реальным.

Земля достается по закону

— Давайте вернемся к новым договорам. С чем все-таки связаны их изменения?

— Я могу сказать, что показатель сахаристости в 17% не взят с потолка. Он приближен к среднему показателю за последние пять лет, который составляет 17,28%. Те фермеры, которые были у меня в кабинете и заключили с заводом договоры, это понимают. Серьезных разногласий данный вопрос не вызвал.

Те, кто берется сеять сахарною свеклу, понимают, что эти 17% — вполне достижимый результат. Тем более что в графике поставок свеклы на завод у сторонних сдатчиков обозначены сроки, когда сахаристость достигает своих оптимальных показателей. Раньше этого срока сырье на завод будут поставлять только агрофирмы, входящие в ГК "Доминант".

— Планирует ли завод за счет сырья, поступающего от этих хозяйств, полностью выйти на уровень самообеспечения? Сейчас они активно расширяют площади посевов. Другие сельхозпроизводители этим сильно обеспокоены.

— Агрофирмы, входящие в "Доминант", действительно развиваются, площади посевов увеличиваются. Но они не захватывают землю рейдерскими способами. Мы живем и работаем в правовом государстве. И подобные вопросы решаются законным путем.

Как правило, забираются земли, которые никому не нужны. К примеру, ко мне приходили фермеры, не справляющиеся с тем объемом пашни, который у них есть. Таких людей я направлял, например, в агрофирму "Черемновскую".

Сейчас соотношение поступаемого сырья от собственных сельхозпредприятий и сторонних составляет примерно 60 на 40.

— На ваш взгляд, есть ли в России идеальный сахарный завод? И сколько до него идти вашему предприятию?

— Идеальных сахарных заводов в России нет. Конечно, есть предприятия, в которые вложены большие деньги. Эти заводы достигают мощности по переработке в 10 тыс. тонн свеклы в сутки. Но я уже говорил, что предела для развития нет. На любом предприятии есть возможность что-то улучшить.

О чем еще рассказал собеседник

О "Бийском сахарном заводе"

— Это предприятие для нас не является конкурентом. Оно наш спарринг-партнер в хорошем смысле этого слова. Свекловичные зоны у нас не пересекаются. Как я уже говорил, части свеклосеющих предприятий Бийской зоны стало невыгодно везти к нам свою продукцию. Мне бы очень хотелось, чтобы "Бийский сахарный завод" заработал. Еще находясь в центральной части России, я много слышал об этом предприятии, знал, что там были хорошие производственные показатели.

О переезде на Алтай

— Для меня Алтайский край был близок уже тем, что это родина Василия Шукшина, одного из моих любимых писателей. Я также знал, что здесь родились Михаил Евдокимов, Валерий Золотухин, Михаил Калашников, Герман Титов. Всегда мечтал побывать в этих местах еще потому, что было интересно, как в Сибири можно выращивать сахарную свеклу. Теперь воочию это увижу.

Об Украине

— Моя семья живет на западе Украины, где я сам родился. Сейчас я пристально слежу за событиями, которые там происходят. Созваниваюсь с родными. Комментировать какие-то политические моменты мне не хочется.

Досье

Борис Александрович Федун родился 19 февраля 1961 года на Украине в Тернопольской области. Здесь же окончил школу. Обучался в Национальном университете пищевых технологий в Киеве по специальности "Технология сахарного производства". Далее работал на сахарных заводах в Ровенской и Львовской областях. С 2003 года начал работать в России. На "ЧСЗ" перешел с должности технического директора "Уваровского сахарного завода" (Тамбовская область), который также является частью ГК "Доминант". Борис Федун увлекается спортом, рыбалкой, любит собирать грибы.

Факт

За последнее десятилетие на "Черемновском сахарном заводе" сменилось три директора. Предпоследний, Игорь Сагайдак, проработал здесь в разных должностях больше 20 лет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость