Экономика

Таксисты выйдут на митинги против новых правил работы

С сентября в крае начинают действовать новые правила работы такси. Недовольные ими собственники барнаульских компаний готовы отстаивать свои позиции с помощью митинга, который запланирован на 4 августа. Барнаульцы последними присоединились к всероссийской акции протеста, поскольку краевой закон, утверждающий лицензирование такси, был опубликован только в конце июля. Таксисты решительно настроены против новых правил. Однако они признают, что так или иначе смогут к ним приспособиться.

Такси в Барнауле
Такси в Барнауле
Олег Богданов

Поправки в краевой Закон "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае", касающиеся работы такси, были опубликованы 23 июля. Они практически дублируют федеральные нормы, вступившие в силу в апреле текущего года. С 1 сентября предпринимателям необходимо будет получить разрешение на каждое транспортное средство, которое предоставляет услуги такси. Лицензия выдается на срок от пяти лет при наличии у предпринимателя транспорта (в собственности или в лизинге).

Сам автомобиль должен отвечать нескольким требованиям: каждые шесть месяцев проходить техосмотр, иметь "шашечки" на боковых поверхностях кузова и оранжевый фонарь на крыше. Кроме того, рассчитывать стоимость проезда будет таксометр, пассажиру при этом должен предоставляться чек. На сайте краевого управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи поясняется, что при упрощенной системе налогообложения организация  может использовать таксометры как с контрольно-кассовым механизмом (ККМ), так и без него, используя квитанции строгой отчетности. Если "упрощенка" не используется, то такси потребуются таксометры с ККМ и установленными ЭКЛЗ.

Водитель такси должен иметь стаж работы не менее трех лет или общий водительский стаж не менее пяти лет. Предприниматель обеспечивает предрейсовый медосмотр водителей. Нарушение норм влечет штрафные санкции. Кроме того, управление по транспорту, которое и будет заниматься выдачей лицензий, сможет в судебном порядке приостановить или аннулировать разрешение.

Необходимость перечисленных норм, которые по задумке должны легализовать рынок такси, вызывает скепсис у участников рынка. Их смущают почти все нововведения.

Все — в предприниматели

По подсчетам игроков барнаульского рынка, 80% такси города задействуют в своей работе услуги так называемых частников. Есть компании, которые имеют свой парк автомобилей, но при большом количестве заказов также привлекают частных перевозчиков. Есть и те предприятия, которые 100% заказов выполняют на основании договоров с владельцами машин.

Юрий Дедов,
индивидуальный предприниматель (такси "Позитив"):

В складывающейся ситуации нам необходимо, чтобы частные перевозчики, с которыми мы сотрудничаем, зарегистрировали предпринимательскую деятельность и оформили лицензии на свои машины. Тогда мы сможем  заключить с ними договоры на диспетчерское обслуживание и работать дальше. Если этого не произойдет, то мы останемся без машин.

Сейчас по договору с его компанией работают 60–70 частников. Собеседник не исключает, что водители могут зарегистрироваться, но только при определенных условиях. "Сейчас непонятно, как будет выглядеть система налогообложения таких предпринимателей. Если им придется платить около 3 тыс. рублей в месяц налогов, то они откажутся от такой формы работы и уйдут ловить пассажиров на улицы. Предполагалось, что закон легализует рынок, но эффект может получиться обратным", — говорит Юрий Дедов.

Вадим Сельцов,
коммерческий директор компании "Аллюр"  (такси "Звезда", "Победа", "Молодежное"):

Наша компания имеет 30–40 своих машин и сотрудничает с 315 частниками. По нашим подсчетам, всего в  городе работает 6 тыс. независимых таксистов. В часы пик зачастую у компаний свободных машин не бывает, и мы прибегаем к услугам частников. А для них это не всегда основная сфера деятельности.

По словам предпринимателей, решение водителей будет обусловливать еще один фактор. Согласно федеральному закону с 2015 года количество лицензий ограничат в соответствии с расчетом потребностей населенного пункта. Многие опасаются, что им просто не хватит места на рынке.

Ситуация для диспетчерских такси все-таки не является критической. Даже потеряв возможность работать с водителями, они смогут заключить договор с другой компанией и получать прибыль за передачу заказов. Казалось бы, на этом фоне более уверенно должны себя чувствовать предприятия с собственным транспортом. Однако они тоже могут потерять часть своего "частного ресурса". А руководитель компаний "Такси-Сити" и "Такси-Мерси" Андрей Деулин озадачен вопросом, сможет ли он вообще получить лицензии на те автомобили, покупка которых оформлена в кредит.

Лимузин с фонарем

Смущают предпринимателей также излишние расходы на установку таксометров, которые, по их словам, создадут лишние сложности. "Компании в них не нуждаются. У большей части такси установлена фиксированная цена проезда, в среднем 100 рублей. Специальная программа тоже позволяет исключить возможность воздействия водителя на цену, поскольку клиент получает эту информацию от диспетчера еще до того, как сел в машину. Таксометр же позволяет водителю влиять на цену поездки", — комментирует Вадим Сельцов. Собеседник не исключает абсурдную ситуацию, когда такси формально оборудуют таксометрами, но использоваться они не будут.

Есть у предпринимателей и другие претензии. Так, Андрей Деулин не понимает, придется ли ему обклеивать шашечками и снабжать фонарями часть парка, которая занимается обслуживанием корпоративных клиентов. "Недавно нам поступил заказ на перевозку руководства одной компании машинами представительского класса. Как я могу купить такую машину и обклеить ее "шашечками"? Бывает, что автомобили заказывают на свадьбу, —  это тоже будет выглядеть нелепо. Я не знаю, как станут поступать с заказными лимузинами, ведь их тоже фрахтуют по часам", — сказал Андрей Деулин.

Предприниматели не скрывают, что им удастся найти тот или иной выход из сложившейся ситуации, но все-таки собираются поддержать акцию протеста против федеральных норм, меняющих формат работы такси. "В любом случае мы должны пытаться обратить на себя внимание", — считает Юрий Дедов. Вадим Сельцов уточняет, что 4 августа колонны автомобилей проедут по городу под лозунгами акции "Похороны легального такси". После этого предприниматели направят обращение со своими претензиями в адрес губернатора края Александра Карлина.

"Лицензия будет стоить не дороже 500 рублей"

Александр Шубаро,
главный специалист отдела автотранспорта и связи управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи Алтайского края:

В дополнение к закону отдельным постановлением будет утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление услуг такси, то есть перечень необходимых документов, сроки их рассмотрения, административный регламент, условия отказа, порядок определения размера оплаты за выдачу разрешения. Мы предполагаем, что одно разрешение будет стоить не более 500 рублей. В законе прописаны практически все требования к лицензиату. Замечу, что единая цветовая гамма кузова такси в крае не предусмотрена. Сейчас обсуждаются соглашения между субъектами Федерации, в соответствии с которыми наши таксисты смогут ездить, к примеру, по территории Республики Алтай и наоборот. На территории Алтайского края  наши такси могут ездить свободно. Однако по разрешению, выданному, например, в Республике Алтай, такси не может вести постоянную деятельность в Алтайском крае. Ограничения количества лицензий нет. Сейчас мы готовы выдавать их всем, кто желает и соответствует необходимым нормам.

Справка

10-15 тыс. — столько автомобилей такси насчитывается в Алтайском крае. По расчетам краевого упарвления по транспорту, дорожному хозяйству и связи.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость