Экономика

30 тысяч в месяц - это не деньги?

Наши промышленники никогда не смогут решить проблему дефицита рабочих рук, если не возьмутся за нее самостоятельно. Лишний раз убедился в этом, побывав на заседании совета директоров промышленных предприятий. Рассчитывать в этом вопросе на помощь государства или ждать поддержки со стороны системы профтехобразования, конечно, еще можно. Но вот вопрос - сколько можно тешить себя иллюзиями? Сама образовательная система в стране настроена сегодня таким образом, что на подготовке «людей труда» много не заработаешь.

О проблеме дефицита рабочих специальностей алтайские промышленники говорят уже несколько лет, но от этих разговоров легче им никак не становится. Вот и на очередном заседании красноречивую историю «из собственного опыта» рассказал Виктор Яшкин, генеральный директор Барнаульского станкостроительного завода. По его словам, заводу сегодня срочно требуется примерно 150 рабочих. Однако найти их на рынке труда очень сложно. «У меня на заводе высококвалифицированный наладчик получает до 30 тыс. рублей в месяц, наладчик средней квалификации - 12-15 тыс. Но я даже на такие деньги никого найти не могу. Поэтому готов возвращать даже тех специалистов, которые вышли на пенсию. Зовем мы на завод и молодые кадры. Но с ними ситуация еще сложнее. Предлагаем им зарплату в 4,5 тыс. рублей. Даже если ты ничего не умеешь делать, только приходи - научим. Так они же не хотят идти!» - сокрушался Виктор Алексеевич.

Коллегу поддержал и Юрий Власов, генеральный директор завода «Алтайгеомаш». «У нас сегодня работа есть. Даже много работы! От некоторых заказов приходится отказываться, потому что выполнять их некому. Мы уже думаем над тем, как привлечь на работу людей из пригородных районов», - признался он. И еще выразил справедливое сомнение в том, что в Барнауле может быть безработица. «Официально она вроде бы и есть. Но фактически ее быть не должно. Потому что на заводах есть множество свободных вакансий», - сказал Юрий Георгиевич.

С последним тезисом руководителя предприятия я готов полностью согласиться. И вот почему. Действительно, согласно официальной статистике, в Барнауле статус безработного получили 6214 человек. Однако общее число пустующих вакансий, поданных промышленными предприятиями в городской центр занятости населения, примерно сопоставимо с этой цифрой. Но посмотрите, какой интересный перекос наблюдается в наши дни на рынке труда. Так, наиболее востребованными здесь являются специалисты рабочих профессий: 77% вакансий - это заявки на токарей, слесарей, сварщиков, электромонтеров и т. д. А вот среди тех, кто состоит на учете в Барнаульском центре занятости населения, 66% - это люди с высшим или средним образованием.

Далее - еще более любопытная статистическая картина. Промышленным предприятиям требуется сегодня 190 газосварщиков - такое количество заявок поступило. Но на учете состоят всего восемь таких специалистов. Предприятия готовы принять на работу 73 каменщика - на учете лишь пять «спецов». Нужны 73 электрика - ищет работу через центр занятости только один (здесь и далее приводятся данные, озвученные на заседании заместителем директора Барнаульского центра занятости населения Ниной Дьяченко).

А вот обратные примеры. Ищут работу 57 состоящих на учете бухгалтеров, вакансий всего шесть. Не знают, куда себя пристроить, 67 экономистов, потому что вакансий всего восемь. В центр занятости в поисках работы обратились 60 юристов, а затребованы были только семь из них. А есть еще на учете в центре занятости выпускники кафедры философии, международники и регионоведы из политеха, представители других не менее экзотических для нашего края специальностей. «Самое печальное, что мы сегодня теряем такую почетную в былые времена профессию, как инженер. И отчасти повинен в этом наш технический университет. Ведь там готовят сегодня кого угодно, только не инженеров», - такие слова прозвучали на заседании директорского корпуса.

«Подавляющее число молодых людей не заинтересовано в получении рабочих профессий и дальнейшей работе на промышленных предприятиях. Рабочая профессия ассоциируется с тяжелым и низкооплачиваемым трудом», - констатировала Нина Дьяченко. И это, к сожалению, тоже является правдой. Особенно в части заработной платы, которая сегодня на заводах ниже, чем в среднем по Барнаулу, и заметно ниже, чем в том же малом бизнесе, потому что она - официальная. Но платить серую зарплату в промышленности абсолютно невозможно. Только попробуй на заводе выдать всем зарплату в конвертах - тысяча человек молчать об этом не будут.

Но что же тогда делать промышленным предприятиям? Выход, по-моему, здесь только один - самостоятельно инвестировать в подготовку молодых специалистов. Надо набирать молодые бригады, готовить их, обучать, рассказывать о почетной роли человека труда, об истории предприятия, а затем уже отправлять на производство. Конечно, можно эту заботу переложить на плечи профтехучилищ. Но ведь там нет современного оборудования, и поэтому, когда молодежь придет на предприятие и подойдет к станку, ее придется переучивать. А во-вторых, рабочие профессии во многом держатся на поколенческих традициях. Когда знания и опыт передаются от старых молодым.

Вот рассказал же Олег Песиков, генеральный директор Барнаульского меланжевого комбината о том, как он искал работников на открывшуюся швейную фабрику, где требовались в основном женские руки. «350 человек мы нашли и подготовили самостоятельно, еще 100 нам помог набрать центр занятости. Из этой сотни на фабрике осталась работать лишь половина. Но я даже за эту половину благодарен центру, потому что это не его дело - искать для нас работниц. Если к нам люди не идут работать за 30 тысяч, значит, наверное, причина в нас самих», - размышлял Олег Маркович.

Максим ГЕРАСИМЮК.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость