По словам управляющего партнера ASBA-консалтинг и организатора Клуба читающих бизнесменов Евгении Буглаковой, текущая ситуация действительно разделила бизнес на два лагеря: тех, кто пострадал от состояния дел в экономике и тех, кто сейчас находится в ситуации роста и развития.
"Есть отрасли, у которых случится отложенный эффект (те, кто был обеспечен заказами на перспективу). Я вижу, что и для тех, и для других сейчас как никогда актуальны мобильность и гибкость в принятии решений по вопросам, которые раньше были стратегическими (продуктовые линейки, рынки, сервис, организационная структура). Те, кто раньше откладывал проекты по оптимизации бизнес-процессов, повышению производительности труда, автоматизации, теперь задумались об этом всерьез", - подчеркивает эксперт.
Сами же предприниматели Барнаула говорят о текущем положении дел следующее.
Михаил Хмелинин - руководитель ресторана SreDa и кейтеринговой службы «Студия Вкуса».
Ситуация в системе общепита сейчас критичная. Доставка не покрывает все расходы, которые несут предприятия, и не покрывает всех расходов - аренду, зарплату, коммунальные услуги и т.д.
На сегодняшний день я считаю самым главным сохранение коллектива, поиск способов развития, веру в то, что все это скоро закончится. Считаю главным дать сотрудникам возможность хоть немного заработать.
Денис Газукин - генеральный директор ООО «Фриматик» (разработка заказного программного обеспечения).
В целом, ситуацию можно назвать удовлетворительной, работы очень много. При этом, предположительно, мы пострадаем от неплатежей в связи с тем, что не у всех заказчиков ситуация стабильная. Поэтому сегодня мы работаем очень плотно и надеемся на лучшее.
Людей по большей части перевели на удаленную работу. Для очень узкого круга сотрудников, у кого совсем нет возможности работать удаленно, компания организовала подходящие условия для работы в офисе со всеми мерами предосторожностями.
Думаю, что вера и надежда в данной ситуации - плохой помощник. Надо искать новые пути в новом мире, а не цепляться за прошлое. Мир уже никогда не будет прежним. И это время возможностей для бизнеса во всех отраслях.
Ольга Пронина - руководитель ООО "Рост", ЧУДО "Центр семьи и детства "ИМКА"" (частный детский сад, дополнительное образование для детей, лингвистический лагерь).
Образовательные учреждения оказалась в "самом центре огня", все полностью закрылось сразу, и денежные потоки перекрылись в одно мгновение. Но любой вызов, если его принимать, оказывается всегда с течением времени мощным началом каких-то изменений - видишь людей с другой стороны, осваиваешь новые знания, ищешь новые пути. И они оказываются иногда настолько интересными, что рождают идеи нового бизнеса. Так произошло у нас – сейчас мы разрабатываем идею онлайн-центра детского развития, со всеми нашими "фишками и плюшками".
Люди, конечно, всегда главная составляющая любого бизнеса. В нашем деле, в работе с детьми - это главный потенциал. В режиме жестких ограничений для нас основная задача сохранить тот высококвалифицированный, уникальный коллектив, который выстраивался много лет. В этой ситуации для нас было много потерь, и их осмысление приводит, как это ни показалось бы странным, к пониманию, что иногда это больное, но необходимое очищение, освобождение от отжившего. Много раз за этот период искренне благодарила пандемию за вынужденную необходимость оглянуться назад и что-то переосмыслить.
Сергей Карлов – первый заместитель генерального директора ОАО "Алттранс" (производство распределительных масляных трансформаторов и комплектных трансформаторных подстанций).
ОАО "Алттранс", благодаря набранным заказам, пока не имеет проблем с рынком сбыта продукции. Однако ситуация изменится к концу лета - началу осени, когда, по нашим оценкам, произойдет существенное сокращение инвестиционных программ предприятий электроэнергетики и нефтегазового комплекса.
О цифровых показателях "проседания" рынка пока говорить невозможно. Наша адаптация к происходящим событиям заключается, с одной стороны, в обеспечении на предприятии режима максимального соблюдения норм санитарной безопасности, а также в информировании людей о защите себя от заражения во внешней среде.
С другой стороны, мы имеем пока возможность сохранить заработную плату коллективу, и это, как нам видится, является огромным фактором сохранения эмоционального здоровья сотрудников.
Наталья Татаринцева - главный врач ООО Клиники эстетической медицины «Антуриум».
Работа нашей организации, оказывающей специализированную плановую медицинскую помощь по косметологии и дерматологии, временно была приостановлена. При этом коммунальные платежи, аренду, расчеты с поставщиками, погашение налоговых задолженностей никто не отменял. Все это легло на плечи непосредственно предпринимателя, как на физическое лицо.
Разве можно к этой ситуации адаптироваться? Конечно, сохранение штата сотрудников явилось для нас первостепенной задачей. Что касается мер поддержки, то при подаче заявления в ИФНС с целью получения какой-либо экономической помощи, нам пришел ответ, что наша организации не относится к числу МСП, ведущих деятельность в пострадавших отраслях экономики. Без комментариев...
Евгений Осипов – руководитель ООО “АСКО-МЕД-ПЛЮС” (медицинские услуги по вакцинации, оптовая торговля иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения).
Конец марта и апрель нам дался тяжело. В целом по компании мы “просели” по выручке в три раза. Наши вакцинальные центры оказались закрыты в самый сезон вакцинации от клещевого энцефалита. А это 4000 человек, у которых были сроки следующих прививок по графику. И это не считая малышей на текущую вакцинацию.
Те инфекции, от которых можно защититься сейчас путем вакцинации, намного опаснее, чем COVID-19, при всем понимании его серьезности. В первую очередь, речь идет о клещевом энцефалите.
Но в конце месяца нам разрешили работать и мы открыли свои двери для клиентов с соблюдением всех норм в условиях эпидемии. Приостановление вакцинации довольно серьезно отразилось и на нашем оптовом направлении, ведь наши клиенты - медицинские центры - оказались закрытыми.
Сейчас мы адаптируемся к новым условиям, вводим в оборот новые товары и услуги. Например, начали продажу рециркуляторов для обеззараживания воздуха. Да и в целом население привыкает жить в таких условиях и смелее идет на контакт.
Для нас самое главное было сохранить команду в условиях резкого падения доходов, ведь эпидемия когда-то закончится и мы будем должны продолжить свою работу. На сегодня, считаю, эту задачу нам удалось решить.
Тарас Транчук - директор по стратегическому развитию ООО "МОКВИН"(рециклинг свинецсодержащих источников питания).
Наш бизнес продолжает работать и это уже неплохо. Наша компания ощутила на себе пагубный эффект карантина прежде всего в части парализации поставок сырья и сопутствующих материалов из регионов Сибири. В среднем собираемость отработанных аккумуляторных батарей снизилась в рамках апреля не менее, чем на 40%. Кроме этого, сильно пострадал и сбыт. Потребности внутреннего рынка снизились в апреле оценочно на 60%.
МОКВИН эксплуатирует опасный производственный объект, и системы защиты органов дыхания нами используются на каждом участке. Удорожание различных респираторов дошло до 400%. Это не может не отразиться на себестоимости. Иными словами, политический инструмент сформировал взрывной спрос на маски, респираторы и лепестки. То есть, эффект от карантинной ситуации не для каждого бизнеса негативный.
Что касается адаптации к новым условиям, то принцип нашей компании заключается в том, что МОКВИН не строит экономику роста, мы руководствуемся принципами построения экономики эффективности. Мы приняли решение провести обслуживание технологического оборудования и сооружений. Сделали ставку на сохранение команды специалистов и обретение опыта переживать трудности вместе. Мы убеждены, что команда, пережившая вместе потери способна на большее.
Реалистичный оптимизм помогает нам верить не в то, что все скоро закончиться, а в то, что все только начинается. Начинается новый этап выживания в условиях незащищенности. Мы готовимся быть гибче и пластичнее, мы ищем независимости от господдержки. Иными словами, все, что нас не убивает, делает нас сильнее.
Материал подготовлен при поддержке комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Барнаула в рамках Национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” и реализации мероприятий муниципальной программы “Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2024 годы”.
Самое важное - в нашем Telegram-канале