Экономика

Только хобби. Зарабатывать большие деньги на платной рыбалке у алтайских предпринимателей пока не получается

Еще в 90-е годы в Алтайском крае начали появляться водоемы, на которых можно было рыбачить за деньги. В те времена они не имели даже элементарной инфраструктуры, а зарыбление ценными породами в них проводилось только на словах. Специалисты отмечают: некоторые "платники" в нашем регионе остались на том же уровне. Арендаторы водоемов зачастую просто не знают, как грамотно ими пользоваться. Тем же, у кого есть понимание этого, не хватает средств для воплощения всех своих идей. По уверению предпринимателей, прибыльный бизнес на платной рыбалке построить не удается.

На сегодняшний день в Алтайском крае насчитывается более десятка водоемов, на которых организована платная рыбалка. Часть из них расположена вблизи Барнаула: в Первомайском и Тальменском районах. Есть озера в Егорьевском и Рубцовском районах. В расчете на туристов в последние годы "платники" начали появляться в предгорных территориях Алтая. По словам Эдуарда Зикункова, генерального директора компании "Оазис плюс", развивающей форелевую рыбалку в Белокурихе, большинство рыбаков приезжают из-за пределов края, из Кемеровской и Новосибирской областей. Есть посетители из регионов Севера. Они, как правило, находятся на отдыхе в городе-курорте и не прочь побаловать себя рыбалкой.

Предприниматель Дмит­рий Лукьянов, занимающийся рыбоводством, платный водоем сравнивает с торговой точкой: если на первом этапе про нее мало кто знает, денег много не заработаешь. По словам Лукьянова, раскрученность "платника", как правило, приходит на 4–5-й год работы.

Арендаторы говорят: желающих порыбачить за деньги в Алтайском крае становится все больше. Во-первых, сказывается общее истощение рыбных запасов в открытых для посетителей водоемах. Ловить сорную рыбу в таких местах настоящим ценителям становится просто неинтересно. Во-вторых, платная рыбалка уже не вызывает такого отторжения у людей, как раньше. "Да, есть люди, которые наотрез отказываются платить деньги и считают, что могут свободно ловить рыбу, которую я развожу, — рассказал Сергей Кошмак, предприниматель из Рубцовского района. — Но большинство людей все же ведут себя цивилизованно и говорят нам потом спасибо".

И в-третьих, большинство участков платной рыбалки начинают "обрастать" инфраструктурой, это значит, что приезжают сюда не только рыбаки-одиночки, но и целые семьи. Здесь, как правило, имеются охраняемая стоянка, мостки, пирсы, беседки и лавочки для отдыхающих. Также в таких местах проводится уборка территории. Иногда для комфорта рыбаков у водоемов ставят небольшие домики, бани. За использование все этих благ клиенты и платят деньги. По подсчетам Сергея Казанцева, президента Федерации рыболовного спорта Алтайского края, в регионе стоимость "платников" варьируется от 150 до 1 тыс. рублей с человека в сутки. Плюс к этому некоторые арендаторы берут с рыбаков плату за перевес в том случае, если улов оказался больше установленной нормы.

Наиболее демократичные цены стараются держать арендаторы в глубинке. Например, Сергей Кошмак на своем водоеме для пенсионеров и инвалидов установил самый демократичный тариф: 100 рублей за сутки. При этом предприниматель отмечает, большого наплыва клиентов нет. В выходные к нему порыбачить приезжают до 20 человек.

В соседнем Егорь­ев­ском районе аналогичная ситуация. На озера местного предпринимателя Леонида Шишкина с пятницы по воскресение приезжают максимум 10–15 человек. "Рыбой я занимаюсь с 2004 года. Все это время веду бизнес честным путем. Был бы кто-то другой на моем месте, давно бы все бросил. Слишком много препятствий", — сообщил Леонид Шишкин.

Долго и дорого

По словам Геннадия Снеж­ко, директора агрофирмы "Маяк", занимающейся в Павловском районе производством рыбопосадочного материала и платной рыбалкой, наиболее остро в настоящий момент стоит вопрос взаимодействия с проверяющими органами. "Наши водоемы Ростехнадзор ставит в один ряд с такими потенциально опасными объектами, как Саяно-Шушенская ГЭС. Отсюда все проблемы. Нам постоянно приходится получать какие-то разрешительные документы. Стоимость “бумажки” иногда доходит до 100–150 тыс. рублей. Мне кажется, что это простой отъем денег у предпринимателей", — считает Снежко.

При этом государственной поддержки рыбоводческой отрасли в регионе вообще нет. Ни производство, ни покупка рыбопосадочного материала не стимулируются. Хотя аналогичные программы есть в соседних регионах, например Новосибирской области. "Развития рыбоводства, а вместе с ним и платной рыбалки не будет, если государство на нас не обратит внимание", — считает Геннадий Снежко.

О бюрократических препонах говорят и другие предприниматели. Леониду Шишкину, к примеру, пришлось восемь лет собирать необходимые документы, чтобы оформить в аренду озеро в Егорьевском районе. "Подводных камней в нашем законодательстве оказалось даже больше, чем я сам ожидал", — рассказал он.

По словам Дмитрия Лукьянова, в российском законодательстве, касающемся рыбоводства, до сих пор есть "тупики". "К примеру, вышел Закон “Об экокультуре”, который должен разъяснять правила пользования водоемами, использующимися для выращивания рыбы. Но подзаконных актов к нему до сих пор нет, — сообщил Лукьянов. — Через сколько лет они появятся, непонятно. Если я хочу арендовать часть акватории водохранилища и поставить там садковую линию, возникает вопрос, а кому будет принадлежать рыба. До сих пор нигде не прописано, что, запустив в садок рыбу, она остается в моей, а не федеральной собственности, коснувшись водоема федерального значения".

Организация платной рыбалки связана и другими трудностями, среди них затратность подобного бизнеса. В основных статьях значатся ежегодное зарыбление водоемов, создание хотя бы минимальной инфраструктуры, охрана. На последнюю статью может уходить от 200 тыс. рублей в год. По словам Вячеслава Арского, директора компании "Корал", при больших водоемах счета на охрану могут составлять миллионы рублей.

Геннадий Снежко рас­хо­ды на зарыбление считает так: если водоем 10–20 га, то только за рыбопосадочный материал придется выложить 200–250 тыс. рублей.

При этом практически все опрошенные нами арендаторы утверждают: сама по себе платная рыбалка не является прибыльным бизнесом. Предприниматели, занимающиеся ею, как правило, имеют другой, более доходный бизнес. Для большинства из них это производство рыбопосадочного материала и товарной рыбы. "Если бы у меня было одно только озеро в аренде и не было цеха по производству полуфабрикатов, я бы все это не потянут. Рыбалка для меня, по сути, хобби", — сообщил Сергей Кошмак.

Между тем рынок платной рыбалки в Алтайском крае будет развиваться, считают его участники. Владислав Арский полагает: в ближайшем будущем в нашем регионе могут появиться объекты с более развитой инфраструктурой, рассчитанные на состоятельных клиентов. По словам эксперта, хорошо оборудованных водоемов для все более популярного карпфишинга даже в России не так много. "К примеру, московский клуб по этому виду рыбной ловли проводил свои соревнования во Франции", — рассказал Арский.

Дмитрий Лукьянов уже в следующем году планирует реализовать проект по созданию платной форелевой рыбалки в черте Барнаула. Рассчитана она будет как раз на взыскательную публику. Подобных объектов, по словам предпринимателя, в краевой столице пока нет.

"Сетевики" продолжают орудовать

Сергей Казанцев,
президент Федерации рыболовного спорта Алтайского края:

Самая большая глупость, которую допускают арендаторы алтайских водоемов, это продажа лицензий на ловлю рыбы синтетическими сетями. И все это несмотря на строжайший запрет. Во-первых, это нарушение закона, во-вторых, дурость полнейшая. Арендатор вообще не думает о том, что кроме таких же "сетевиков" к нему никто не приедет. Представьте, этот человек взял водоем в аренду на 25 лет и за два года таким образом его вычерпал. А потом сказал: "Извините, я банкрот". В итоге государство осталось ни с чем, и водоем оказался убитым. К сожалению, по таким схемам в Алтайском крае продолжают работать.

Рынок в цифрах

От 150 до 1 тыс. рублей варьируется стоимость рыбалки на платных озерах Алтайского края

Бешенцевское водохра­нилище (Первомай­ский район)

Что ловится: плотва, карась, линь, сазан (карп), окунь, щука, белый амур.

Стоимость: 100 рублей за день с человека плюс 200 рублей санитарный сбор за въезд машины в водоохранную зону.

Водохра­нилище Сорочий Лог (Первомай­ский район)

Что ловится: щука, судак, окунь, карась, плотва, лещ.

Стоимость: 200 рублей за день с человека.

Форелевый пруд, ЛПХ "Березов ключ" (Солоне­шен­ский район)

Что ловится: форель, карп, белый амур.

Стоимость: въезд бесплатный, оплата за выловленную рыбу — форель 400 рублей за кг, карп и амур — 150 рублей за кг.

"Платник" (с. Титовка Егорьев­ского района)

Что ловится: карп, карась.

Стоимость: 200 рублей световой день, 500 рублей — сутки. Норма 3 кг, свыше — по 100 рублей за кг.

"Платник" (с. Топтушка Тогуль­ского района)

Что ловится: карп, щука, белый амур.

Стоимость: 1 тыс. рублей в сутки. Норма вылова не ограничена.

Водоем "Большие Ракиты" (Рубцов­ский район)

Что ловится: окунь, карась, плотва.

Стоимость: 150 рублей за день с человека.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость