Экономика

Торговые сети заставляют алтайских производителей хлеба снижать объемы

Статистика гласит: малые и микропредприятия в Алтайском крае планомерно увеличивают свою долю на рынке производства хлеба. Однако представители районов утверждают, что в последнее время возникли серьезные препятствия для их работы и пекарни в селах стали закрываться. Об этих и других проблемах шла речь 11 августа на "круглом столе" "Хлебопечение: вчера, сегодня, завтра".

На рынок хлебопечения существенное влияние оказала экспансия торговых сетей: федеральных — в Алтайский край, региональных — в районы. И те, и другие привели за собой производителей, с которыми привыкли работать. Налаживание отношений с местными предприятиями в большинстве случаев идет сложно, объемы их производства неминуемо снижаются. Хлебопеков это тоже коснулось, в райцентрах и селах края — в особенности. Именно пекарни стали основными пострадавшими на местах, поскольку больше ни один продукт не изготавливается в таких объемах и в таком числе населенных пунктов.

Нина Шатаева,
генеральный директор компании "Русский хлеб":

Конечно, когда сети заходят в регионы, они приглашают тех производителей, с которыми уже работали на других территориях. И "Лента", и "Холидей" привели новосибирцев. Думаю, когда у нас появится Metro, произойдет то же самое.

По ее словам, попасть на полки "Холидея" предприятию удалось только благодаря Татьяне Зелениной, начальнику краевого управления по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, которая принимала активное участие в переговорах. "В "Ленту" мы не можем войти уже два года. Свою роль при этом сыграл человеческий фактор. Девушка, с которой мы в прошлом году довели переговоры практически до завершения, ушла в декретный отпуск и никому информацию не передала. И сейчас мы снова ведем преддоговорную работу".

Новосибирские же хлебопекарные предприятия наращивают объемы производства. Как сообщила исполнительный директор "Российского союза хлебопеков" Валентина Ченских, по данным за I квартал 2011 года, Новосибирская область единственная в СФО показала рост производства хлеба и хлебобулочных изделий. "Вероятно, за счет экспансии в ваш регион", — прокомментировала она. Нина Шатаева подтверждает, что, заходя в край вместе с торговыми сетями, инорегиональные хлебопеки "откусывают" у местных часть рынка. "Нельзя сказать, что они обваливают наши объемы, но заметно их сокращают".

Точно такое же влияние на рынок, только уже районного масштаба, имеют и алтайские сети, активно открывающие магазины в крупных селах края. Ольга Попова, руководитель компании "Полюшко" из Ребрихи, рассказывает: "Я работаю с нашим "Аниксом". Но большую часть продукции они привозят, а она на 30% дороже нашей. Им поставляют хлеб барнаульские и бийские хлебозаводы. А нашу продукцию они берут, когда им другие поставщики не успевают привезти. Представьте, везти хлеб из Бийска за 400 км! Они считают, что мы не конкуренты большим заводам. Но по качеству мы с ними легко можем конкурировать". По словам предпринимательницы, примерно так же выстраивает отношения ее коллега с магазином "Мария-Ра", расположенным в райцентре. "Объемы производства у местных производителей сильно упали. Не только у пекарен", — говорит Ольга Попова.

Борьба за рынок на местах происходит еще и на фоне того, что в селах производится и продается много неучтенного хлеба. По словам Татьяны Зелениной, такого хлеба не менее 30%. Кроме того, немало пекарен открылось по так называемой программе занятости: безработным, защитившим проект, выдавали по 58 тыс. рублей на открытие дела. "Но многие из этих людей не имеют представления ни о регистрации, ни о сертификации", — сетует Ольга Попова. Татьяна Зеленина обратилась к представителю регионального управления Роспотребнадзора с просьбой изучить работу таких предприятий.

Жесткая конкуренция хлебопеков на алтайском рынке соответствует общероссийской ситуации. Объемы потребления и производства хлеба и хлебобулочных изделий в России падают: с 8,4 млн. тонн в 2003 году до 7 млн. тонн в 2010-м. Государственная политика не позволяет производителям повышать цены сообразно увеличению расходов. Имея низкую рентабельность (5,2% в среднем по краю) и малые возможности для переоборудования, предприятия борются фактически за каждую торговую точку.

Сибирь дает четверть хлеба

В 2010 году в России было выпущено 7 млн. 49 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Это на 142 тыс. тонн меньше, чем в 2009 году. В Сибирском федеральном округе было произведено 891 тыс. тонн хлеба, это 26% общероссийского объема. Наибольшие объемы производства в Сибири показали Кемеровская, Новосибирская области и Алтайский край. Наш регион в 2010 году выпустил 122,7 тыс. тонн хлеба (в 2009-м — 121,2 тыс. тонн). Использование производственных мощностей в крае составляет 46% (по России — 40,9%).

620 крупных, средних и малых производителей хлеба работают в Алтайском крае.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость