Экономика

Транспортный каток

Пару-тройку месяцев назад федеральные власти озвучили идею - нужно воссоздать дорожные фонды. Деньги в них, говорили правительственные чиновники, будут поступать от повышенного акциза на топливо. Транспортный же налог должен быть упразднен.

Идея понятная: кто больше ездит (и, соответственно, больше разбивает дороги и "ест" бензина) - тот пусть и платит. Идею в правительстве доработали, творчески осмыслили и выдали окончательный вариант: дорожные фонды будут созданы, акциз повысят, но вот транспортный налог не отменят. Ну, кто бы сомневался!

Итак, 26 июля министры финансов и транспорта Алексей Кудрин и Игорь Левитин заявили, что президент одобрил создание в России дорожных фондов. Объем федерального фонда в 2011 году составит 377 млрд. рублей, в 2012 году - 348 млрд. рублей, в 2013-м - 408 млрд.рублей. Акциз на топливо за три года увеличится на три рубля: в год по рублю. Транспортный же налог отменен не будет. Но его базовая ставка сократится в два раза, а владельцы маломощных авто (меньше 150 л. с.) могут быть и вовсе освобождены от уплаты.

Повышение топливного акциза на рубль, разумеется, не означает, что и литр бензина повысится только на эту сумму. Как рассказал газете "Ведомости" аналитик компании "Кортес" Михаил Турукалов, цена бензина и дизтоплива уже в следующем году возрастет на 4,8–6,2%. Сегодня в среднем по России стоимость литра бензина АИ-92 составляет 22,67 рубля, АИ-95 - 24,46, дизтоплизва - 19,07. По расчетам эксперта, в 2011 году цены станут такими: 23,85,  25,64 и 20,25 соответственно. И это только в следующем году. И только с учетом роста акциза.

То есть что в итоге получается? Живет себе предприниматель средней руки, ежедневно ездит на автомобиле, скажем, марки Toyota (в ней редко бывает меньше 150 л. с.). Уже в следующем году он станет платить минимум на 5% больше за каждый литр бензина. И транспортный налог он тоже платить будет, правда, по идее, в меньшем размере. Но в итоге плата (бензин плюс налог) окажется все равно выше, чем сейчас, ведь чиновники заявили, что объем расходов на дорожное строительство точно не сократится и даже увеличится. В обмен нашему предпринимателю обещано, что качество дорог существенно возрастет. Минтранс заявил, что при помощи дорожного фонда к 2015 году будут отремонтированы 85% федеральных дорог, которые станут соответствовать лучшим стандартам.

Но тут вот какое дело. Подобные дорожные фонды уже существовали в России в 1990-х годах и были упразднены как неэффективные - слишком велика была коррупция. И сейчас эксперты в голос твердят: вновь создаваемый дорожный фонд - чересчур сладкий кусок. По неофициальным данным, до 50% стоимости дорожного строительства составляют откаты. Даже глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин  признался, что дороги в России стоят в три раза дороже, чем в США, и в семь раз дороже, чем в Китае, в том числе по причине откатов.

При этом непонятно, как быть, скажем, сельхозпроизводителям. Их тракторы, комбайны и сеялки не так много рассекают по дорогам, все больше по полям, а топливо им требуется регулярно. Тоже по повышенной цене? А грузовой транспорт (привет грузоперевозчикам) вообще ставят в "привилегированное" положение: для них размер транспортного налога не изменится.

Вообще, все эти эксперименты над автовладельцами выглядят вот именно что экспериментами, причем с непрогнозируемым результатом. Сегодня автолюбители в России, пожалуй, единственная социальная группа, которая действительно умеет объединяться, создавать по-настоящему мощную волну народного сопротивления и иногда даже добиваться результата. Но власти с непробиваемой настойчивостью продолжают испытывать именно эту категорию населения. Вот не могу понять, почему: от безнаказанности или самоуверенности?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость