"Мы держим в уме IPO"
– Александр Федорович, два с лишним года назад в интервью нашему изданию вы сказали, что мечтаете сделать "Марию-Ра" крупнейшей ритейловой сетью в Сибири. Насколько вам удалось за это время продвинуться к поставленной цели?
– Ситуация здесь двоякая. С одной стороны, за два прошедших года "Мария-Ра" значительно выросла. В 2005–2006 гг. по объему товарооборота мы прибавляли по 45%. В прошлом году – еще 72%. Компания открывала по 30 магазинов в год, приобретая торговые площади или снимая их в аренду. Но, несмотря на все это, мы, откровенно скажу, уступаем в скорости роста ведущим сибирским ритейлерам. Да, мы входим в первую тройку. Но у нашей компании товарооборот в 2007 году составил 11 млрд. рублей, а у "Холидея" – 19 млрд. рублей, у "АЛПИ" – 17 млрд. То есть мы проигрываем лидерам примерно 50–60%. Правда, четвертая по размерам компания в рейтинге крупнейших ритейлеров Сибири проигрывает уже нам те же самые 50–60%.
– Это показатель того, что сибирский рынок ритейла консолидируется?
– Да, в настоящее время идет значительная консолидация. Тот же "Холидей" активно подминает под себя торговые сети Омска, Томска и других городов. "АЛПИ" просто строит, строит и строит. Консолидация рынка происходит не только в Сибири, но и по всей России. Слабым сетям места не остается. Недавно "Коммерсантъ" опубликовал рейтинг крупнейших ритейлеров страны по итогам их деятельности за 2007 год. В общем списке "Мария-Ра" поднялась с 47 на 43-е место, а из числа продовольственных сетей мы и вовсе на 22-м месте. Но при этом еще раз подчеркну, что ведущие сети, первая десятка, растут сумасшедшими темпами. Так, товарооборот у краснодарского "Магнита" или у X5 Retail в 12–15 раз больше, чем у нас. Если мы в этом году планируем открыть 36–38 магазинов, то тот же "Магнит" – 390. Чувствуете разницу?
– Вы об этом рассказываете с такой грустью…
– Нет-нет, только не с грустью. Я пытаюсь показать объективную картину рынка. Мы никогда не хвастались своими достижениями, а считались с реальностью. У лидеров надо учиться, перенимая самое лучшее.
– Но почему бы "Марии-Ра" не использовать стратегию тех же слияний или поглощений для более эффективного роста?
– В ближайшие годы мы не будем рассматривать никаких вариантов по слиянию или продаже компании. Пока есть возможность для естественного роста, постараемся максимально ее использовать. Это более экономичный путь развития для компании, у которой сегодня нет необходимых инвестиций для покупки других сетей. Но это не значит, что наши планы скромны. Они по-прежнему достаточно серьезны. Мы постараемся за ближайшие два-три года как минимум удвоить количество магазинов "Мария-Ра", а по товарообороту – выйти на объем $ 1 млрд. Причем развиваться торговая сеть будет не только в четырех сибирских регионах, нами также запланирован выход в Восточный Казахстан в 2009–2010 годах. Это Семипалатинск и Павлодар – города, которые для нас даже более удобны с точки зрения логистики, чем Омск.
– Вы держите в планах вариант вывода компании на фондовую биржу?
– Мы рассматриваем такую возможность. В настоящий момент компания "Мария-Ра" находится в стадии реструктуризации. Она переходит на новую систему работы. Теперь "Мария-Ра" не будет объединять в себе множество юридических лиц. Мы концентрируем активы в двух компаниях, одна из которых будет заниматься управлением недвижимости, которую мы приобретали все последние годы, а вторая – вести операторскую деятельность. Реструктуризация является одним из ключевых этапов подготовки компании к первичному размещению акций на фондовом рынке. Изначально я рассчитывал, что удастся осуществить IPO в начале 2009 года. Но реструктуризация – процесс достаточно трудоемкий, поэтому, по всей вероятности, мы перенесем IPO на конец того же года.
"Нормально встретили"
– В региональном развитии "Марии-Ра" сейчас на первом месте Кемеровская область?
– Да, мы развиваемся там наиболее высокими темпами.
– Она, получается, более привлекательна для вас, нежели Новосибирская область?
– А я объясню почему. В Новосибирской области есть только областной центр, да один-два города, которые могут быть интересны ритейлу. А в Кемеровской области имеется с десяток городов с населением около 100 тыс. человек. Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Белово, Киселевск, другие – все они для нас очень интересны. К тому же в Кемеровской области дешевле обходится покупка недвижимости или ее аренда.
– Как встретили "Марию-Ра" кемеровские власти?
– Нормально встретили. Конечно, было определенного рода местничество. Но оно на самом деле есть и в Алтайском крае. Когда мы выходили в районы, то местные власти иногда высказывали опасения, что с нашим приходом обанкротится местный торговый бизнес. Анекдотичный случай был во время выхода "Марии-Ра" в Славгород, где в то время шла кампания по выбору главы города. Оппоненты ныне действующего мэра с телеэкрана заявили, какой плохой этот мэр, поскольку выделил нам земельный участок под строительство торгового комплекса. Озвучив эту информацию, они даже не поняли, что сделали отличный PR самому мэру. Потому что избиратели всегда будут голосовать за приход инвесторов, за улучшение собственной жизни. Оппоненты выборы в итоге и проиграли.
– Можете огласить, какой бюджет в этом году запланирован на региональное развитие?
– Все будет зависеть от стоимости финансовых ресурсов. Банковские кредиты за последнее время значительно подорожали, а мы от них очень зависимы. Если будет возможность кредитоваться на нормальных условиях, будем строить комплексы. Если кредиты будут оставаться дорогими, будем заниматься арендой площадей. Сегодня у нас есть около 70 объектов, находящихся либо в стадии строительства, либо на этапе подготовки разрешительной документации. Насколько мы сумеем их освоить? Все зависит от финансирования. Российский ритейл вообще закредитован сейчас под завязку. Мы сегодня работаем с пятью банками, и я думаю, что "Мария-Ра" лидирует по объему заимствований среди всех алтайских компаний.
Самая демократичная власть
– Как вы оцениваете выход компании в Новосибирскую область?
– Как состоявшийся. Мы развиваемся в этой области. Там уже открыто несколько магазинов, имеется еще несколько площадок, которые мы готовим к строительству. Но надо признать, что земля и недвижимость в Новосибирске раза в два дороже, нежели в любом городе Кузбасса или Алтая. А значит, окупаемость проектов медленная. С другой стороны, я отмечу, что в Новосибирске самая демократичная власть, которая не препятствует приходу на свою территорию инорегиональных компаний. Нам никто не вставлял палки в колеса, никто не давал негласных распоряжений не продавать в магазинах алтайские продукты. За три года такого не было ни разу!
– Что будет с Центральным рынком, который вы приобрели на аукционе в Новосибирске?
– Пока идет проработка этого вопроса. В январе я побывал в Австралии, где изучал одни из лучших в мире продовольственных рынков. Там рыночный уровень торговли гораздо выше, чем в российских супермаркетах. Это огромные площади, разделенные на открытые и закрытые пространства. Это гигантский ассортимент, высококачественное обслуживание клиентов. В России таких рынков нет. Мы проехали все крупные рынки в Москве и Казани и ничего подобного не нашли. В нашей стране рынок – это по-прежнему дешевизна, простота и отсутствие элементарных санитарных норм и правил. В мае наши специалисты отправятся в Барселону и Амстердам, чтобы изучить опыт рынка этих европейских центров. После чего мы постараемся собрать все знания воедино и предложить Новосибирску новый торговый формат.
–А что будет с новосибирской гостиницей "Центральная", которую вы также приобрели?
– Что касается гостиницы, то принято решение ее… сносить. Оно уже согласовано с местными властями. Администрация Новосибирской области и мэрия нас поддержали и выделили рядом с гостиницей дополнительную землю. На месте "Центральной" будем возводить самый современный торгово-гостиничный комплекс с подземной парковкой. Для "Марии-Ра" это будет тоже новый формат. Скорее всего, для реализации проекта мы будем искать соинвестора, которого пригласим именно для реализации гостиничного направления.
– В Барнауле вашей компании еще что-нибудь интересно?
– Мы готовим реконструкцию ЦУМа, занимались этим вопросом около трех лет. Когда-то даже привозили в Барнаул специалистов из Германии для изучения эффективности работы ЦУМа. Они приехали, просчитали все и сказали, что выгоднее будет, если мы здание снесем и построим заново. Когда они это произнесли, я был в шоке. А теперь все больше убеждаюсь, что немцы правы. Сегодня компания "Мария-Ра" созрела для того, чтобы предложить краевым и муниципальным властям построить на месте ЦУМа новое, современное, многофункциональное здание, оснащенное соответствующей инфраструктурой, с облагороженной территорией, подземной парковкой и т. д. Это тоже будет торгово-гостиничный комплекс.
– И когда вы намерены это осуществить?
– В мае мы хотели бы решить для себя этот вопрос. Если получим поддержку местных властей, то начнем реконструкцию в первую очередь в Барнауле. Если же возникнут сложности, то приступим к строительству в Новосибирске.
О качестве брэнда
– Александр Федорович, брэнд "алтайский продукт", на ваш взгляд, по-прежнему ценится в Сибири?
– Еще пять лет назад его действительно ценили высоко. Тогда экологически чистый продукт был востребован, а значимость торговой марки казалась менее важной в сознании потребителей. Сейчас все значительно изменилось. Массовое сознание ориентировано на узнаваемые брэнды. Покупателям неважно, где произведен продукт – в Подмосковье, Перми или Новосибирске. Ему нужна знакомая торговая марка – "Балтика", Coca-Cola, Pepsi…
В плане формирования продовольственных брэндов Алтайский край начинает отставать от других регионов. Посмотрите, как далеко продвинулась в этом направлении Кемеровская область. Ее крупнейшие предприятия уже заявляют о том, что готовы прокормить не только себя, но и соседей. Вот вам примеры. Нам необходимо торговать в магазинах охлажденным мясом, охлажденной птицей – на эти продукты есть хороший спрос. Но проблема в том, что на Алтае их никто не выпускает. Приходится привозить из других регионов. Что такое подсолнечное масло сегодня с точки зрения потребителей? Когда-то алтайское подсолнечное масло было действительно популярно. Но предпочтения людей изменились. Сегодня 85% покупают в магазинах рафинированное масло. А на Алтае ни одно предприятие его не производит. О каком развитии отрасли тогда можно говорить?
Поэтому мы можем сколько угодно кричать в каждом магазине "Покупай – алтайское!", но реальным успехом пользуются только продукты со сформировавшейся торговой маркой. На Алтае их немного. Это "Молочная сказка", майонез "Персона", еще несколько.
– Вам тоже будет несладко. Я имею в виду использовать в дальнейшем ключевой слоган "Покупай – алтайское!" в других регионах.
– Конечно! Давайте посмотрим, сколько алтайской продукции сегодня реализуется в продовольственных сетях края. Скажу сразу, что их представленность на полках составляет не 60–80%, как утверждают некоторые, а гораздо меньше. Я убежден в том, что в "Марии-Ра" алтайские производители представлены в наибольшем объеме. Но их доля – примерно 50%. По другим сетям даже говорить не буду. Там доля алтайской продукции не превышает 20%. И это отчасти закономерно, потому что любая торговая сеть, приходящая в новый регион, тащит за собой брэнды, которые, по ее мнению, будут иметь на этом рынке конкурентные преимущества. И мы поступаем точно так же, когда выходим куда-либо. Поэтому наш успех в других регионах во многом зависит от уровня развития пищевой индустрии на Алтае. Ведь в чем сила "Магнита"? В предприятиях пищевой индустрии Краснодарского края. Там все они сегодня загружены на 100%. У нас кто-нибудь из производителей имеет такую загрузку?
– И что же ожидает краевой рынок ритейла в ближайшее время?
– Конкуренция будет с каждым днем усиливаться. В Барнауле и городах края появятся новые торговые центры не только местных компаний, но и федеральных игроков. Но потребитель от этого только выиграет.
Специальный вопрос
– Вы уже достаточно известный в Сибири бизнесмен, создавший успешную компанию. Многие из ваших коллег в Алтайском крае устремились в политику. Почему вы не хотите стать депутатом?
– А почему я должен идти в политику? Это совсем не обязательно. Далеко не все бизнесмены стремятся стать депутатами Госдумы. С одной стороны, это хорошо, когда люди занимают активную жизненную позицию. А с другой – каждый должен заниматься своим делом. Были примеры, когда владельцы крупных российских компаний четыре года работали в Госдуме, а затем срочно возвращались на предприятия, чтобы спасти свой бизнес. Поэтому, уходя в политику, важно там не прозаседаться. Мне же нравится заниматься бизнесом. А политикой – даже нет желания. Я лучше возьму лопату в руки и снег на лыжне покидаю.
О чем еще рассказал Александр Ракшин
О социальных программах
– В прошлом году компания "Мария-Ра" направила на социальные программы 23 млн. рублей. Социальный бюджет на этот год мы еще до конца не определили. Сейчас идет реструктуризация компании, после чего станет ясно, сколько средств мы сможем направить на благотворительность. Но крупные социальные проекты мы по-прежнему осуществляем. Например, в этом году более чем в 20 городах и райцентрах, где представлена сеть "Мария-Ра", мы провели пасхальные состязания "Крепкий биток". Около 1 млн. рублей направили на подарки ветеранам ко Дню Победы. Каждый из них получил шампанское и конфеты.
О гастрономе "Под шпилем"
– В свое время нас интересовал этот магазин. Мы даже подумывали его приобрести. Но затем, взвесив все за и против, отказались. Магазин показался нам очень неудобным с точки зрения внутренней планировки. В этом помещении нельзя создать широкий поток клиентов. Поэтому там сейчас присутствует "Патэрсон", который все-таки ориентируется на дорогих покупателей. Мы же сосредоточились на нише "средний класс".
О точках контроля
– Сам я уже не хожу в магазины "Мария-Ра", чтобы контролировать работу персонала. Если есть какие-то недостатки в культуре обслуживания, то об этом мне сообщат мои многочисленные друзья и знакомые, к мнению которых я прислушиваюсь. Я же обращаю внимание в первую очередь на санитарное состояние магазина, на чистоту внутри и вокруг помещения.
Кто такой Александр Ракшин
Александр Федорович Ракшин родился в 1951 году в селе Алтайском Алтайского края. Окончил Алтайскую среднюю школу. В 1968 году поступил в Барнаульский педагогический институт на факультет физвоспитания. После окончания института работал тренером. Последние шесть лет перед тем, как заняться бизнесом, работал в школе № 64 города Барнаула преподавателем физкультуры. С 1990 по 1993 год организовывал животноводческую ферму в Горном Алтае. В марте 1993-го был куплен первый магазин "Мария-Ра".
Александр Ракшин дважды признавался "Менеджером года" по итогам традиционного опроса предпринимателей Алтайского края, который ежегодно проводит "ВД". Это случилось в 2002 и 2007 годах.
Самое важное - в нашем Telegram-канале