Кто и сколько должен платить
Первый представитель РАО появился в Алтайском крае десять лет назад. Тем не менее, по словам Тетерятника, до сих пор договор с обществом имеет небольшое число предприятий, в помещениях которых транслируются музыкальные произведения. Сколько именно, он сказать не смог. "Судя по всему мои предшественники активную работу не вели", — говорит он.
Фирм, которые должны иметь такие договоры, очень много. Кроме заведений общепита, магазинов, гостиниц, к ним относятся стадионы, предприятия общественного транспорта (если в автобусе звучит радио), такси, парикмахерские, ателье, производственные предприятия (при наличии музыки в производственных цехах, столовых), школы танцев, загсы, фитнес-клубы, катки, вокзалы и другие.
Авторское вознаграждение выплачивается ежемесячно. Его размер зависит от многих факторов и для каждой компании рассчитывается индивидуально. На сайте РАО размещены ставки авторского вознаграждения для предприятий всех сфер деятельности, их устанавливает авторский совет при обществе.
Например, вознаграждение может начисляться в зависимости от озвучиваемой площади, количества транспортных средств, числа клиентов, мест в заведении, наличия караоке, бильярдных столов и других параметров. При этом, например, в заведениях общепита размер авторского вознаграждения может меняться, если в течение месяца там проходили корпоративы или свадьбы, выступали приглашенные артисты — за это нужно доплачивать отдельно.
Вот несколько примеров ставок. Перевозчики должны платить РАО 500 рублей с одного транспортного средства в месяц, парикмахерские и SPA-салоны площадью до 100 кв метров — 1,5 тыс. рублей в месяц. Рестораны с числом посадочных мест от 31 — 60 рублей за одно место, катки — 2% от суммы продажи билетов.
Алексей Тетерятник сообщил, что в марте в Алтайском крае начнут проводиться рейды с участием правоохранительных органов. Компаниям, которые не отреагируют на уведомления и не заключат договоры с РАО грозят штрафы от 15 тыс. до 1 млн рублей.
Размер штрафа зависит от:
- авторских произведений, которые нелегально транслируются на предприятии;
- сколько их будет прослушано и зафиксировано при проведении контрольного мероприятия;
- их типа — аудио или видеозапись.
Представитель РАО может прийти, например, в ресторан, провести там несколько часов или даже целый день, сделать аудио и видеозапись. Потом материалы передаются специалисту по музыке, он делает расшифровку и определяет, что за композиции звучат. На основе этих данных рассчитывается сумма штрафа.
Алексей Тетерятник,
представитель РАО в Алтайском крае:
В этом году мы уже проводили рейды на предприятия, но не с целью наказать, а чтобы объяснить необходимость заключать договоры. Пока ведем консультации, решаем вопрос в досудебном порядке.
Разный опыт
В крае есть предприятия как довольные, так и недовольные сотрудничеством с РАО. А некоторые и вовсе не слышали о том, что должны делать авторские отчисления в случае воспроизведения музыки.
Директор одного из магазинов сети "Город одежды" Юлия Потеюк рассказала, что заключение договора с РАО позволило сэкономить деньги.
Юлия Потеюк,
директор магазина сети "Город одежды":
Раньше у нас был договор с радиокомпанией, которая занималась трансляцией музыки в нашем магазине. Нам не нравились их скудные, однообразные плейлисты. К тому же, как выяснилось, договора с РАО у них нет. Мы платили им примерно в два с половиной раза больше, чем сейчас РАО. При этом теперь мы можем транслировать вообще любую музыку и формировать плей-листы самостоятельно.
Директор сети кафе-баров "Койот" рассказал, что предприятие платило отчисления РАО в течение трех лет, но сейчас нашло другой способ легальной трансляции музыки.
Александр Аксенов,
директор сети "Койот":
Мы платили 6 тыс. рублей в месяц за одно заведение. Сейчас не лучшие времена, кризис, и эта сумма для нас велика. В последние несколько месяцев мы сотрудничаем с диджеем, который пишет музыку, делает авторские миксы. У нас с ним есть договор о том, что он согласен на ее использование. Видеоролики для трансляции тоже делаем сами по мере своих возможностей.
Совладелец мужской парикмахерской "Лось и ножницы" Андрей Новиков рассказал, что в первый раз слышит о необходимости делать отчисления РАО за проигрывание музыки в парикмахерских.
Андрей Новиков,
совладелец мужской парикмахерской "Лось и ножницы":
Я думаю, что если эти платежи окажутся значительными, то во многих заведениях музыки просто не будет. Сейчас не самая лучшая экономическая ситуация, и даже платеж 5-10 тыс. рублей ежемесячно, для многих компаний может быть неоправданным. Я, например, предпочту использовать музыку, на которую уже не распространяется законодательство об авторском праве.
Индивидуальный предприниматель Антон Еньшин, который занимается пассажирскими перевозками в Барнауле, тоже не слышал о необходимости делать платежи РАО. Он считает, что вряд ли кто-то из барнаульских перевозчиков об этом знает.
Антон Еньшин,
перевозчик:
Мне проще убрать радио, чем платить еще один сбор. У перевозчиков и без этого много обязательных платежей.
Как вознаграждения перечисляются авторам
Предприятия сообщают, какую именно музыку они проигрывают на своей территории. Они могут предоставить плей-лист, если составляют его сами, или назвать радиостанцию (либо телеканал), которые у них транслируются. Специалисты РАО анализируют эти данные и начисляют вознагражение авторам, чьи композиции прозвучали. В РАО есть также рейтинг авторов, от места в котором зависит размер вознаграждения. Эту систему обвиняют в непрозрачности и необъективности, о чем рассказывает директор РАО Максим Дмитриев в интервью "Вести.ru”.
РАО в центре скандала
В 2016 году бывшего гендиректора Российского авторского общества Сергея Федотова обвинили в крупном мошенничестве: по данным МВД, он вывел из РАО недвижимость на сумму 500 млн рублей через компанию "СЭК". На внеочередной конференции РАО в августе прошлого года он был смещен с поста общества, а его мать Вера Федотова — с поста заместителя директора. Причиной этого объявили недовольство авторов тем, как РАО платит вознаграждения: некоторые утверждали, что не получают их совсем, другие, что им платят не всю сумму.
В феврале 2017 года были опубликованы итоги аудиторской проверки РАО. Выяснилось, что из общества выводились деньги по нелегальным схемам. В 2016 году на счета РАО поступило 4,7 миллиарда рублей, из них 1,6 миллиарда рублей общество потратило на себя. Аудитор Grant Thornton проверил платежи на 295 млн рублей: в 75 % выявлены "признаки фиктивности". На конец 2015 года РАО имело невыполненные обязательства перед авторами на сумму 2,8 млрд. рублей.
Новый директор РАО Максим Дмитриев считает, что на конец 2016 года ситуация была еще хуже. Деньги переводились десяткам компаний-однодневок и индивидуальным предпринимателям по непонятным основаниям: они имели права на неизвестные песни и музыку.
Самое важное - в нашем Telegram-канале