Председатель комитета по управлению муниципальной собственностью Барнаула Светлана Фоминых предложила акционировать муниципальные аптеки (они являются МУПами) №132 и №306. В "Аптеку №132", согласно данным сайта этой организации, входит 11 точек, "Аптеки №306" - 16, то есть, по сути, это две аптечные сети. В первую из них входит известная аптека, расположенная на площади Октября, которую в прошлом году инспектировал Александр Карлин.
Оба МУПа занимаются как оптовой, так и розничной торговлей лекарствами, в том числе реализацией наркотических и психотропных средствами. И изготавливают все виды лекарственных форм по рецептам врачей. Кроме того, на них возложены функции по обеспечению людей медикаментами в рамках льготного федерального и краевого обеспечения.
И вот изменения в федеральном законодательстве привели к тому, что работа аптек в статусе МУПов весьма осложнилась. С 1 января 2017 года на них распространили действие федерального закона "О контрактной системе" №44-ФЗ.
Какими бы благими целями ни руководствовались авторы этого закона, его выполнение уже привело к сокращению необходимого ассортимента препаратов и повышению риска несвоевременных поставок препаратов (в том числе для льготников) и закупок по индивидуальным заказам.
По словам Светланы Фоминых, сложности вызвала, в первую очередь, необходимость указывать в документах закупки не торговое наименование лекарства, а международные непатентованные наименования. А это уже приводит к тому, что ассортимент сокращается.
Эти трудности сейчас активно обсуждаются и на федеральном уровне, и на уровне регионов. В конце 2016 года депутаты Госдумы РФ даже предложили освободить государственные и муниципальные аптеки от обязанности закупать лекарства по этому закону и вернуть их к работе по прежнему закону.
Одним из аргументов было и затягивание сроков поставки препаратов - закон №44 предусматривает жесткое планирование закупок. Депутаты Госдумы отмечали: в итоге процедура проведения электронного аукциона сильно удлинилась. От даты размещения закупки в плане-графике до заключения контракта проходит 42-60 дней.
Тогда как до этого муниципальные и государственные аптеки работали по другому федеральному закону - №223, и препарат получали в среднем за 7-10 дней. При этом муниципальные аптеки конкурируют с частными, и для них срок доставки имеет критически важное значение.
Правительство идею поддержало в начале 2017 года. Однако закон, внесенный в Госдуму в конце 2016 года, так и не приняли.
Первые результаты работы аптек по этому закону оценивали и эксперты. И они говорили: ассортимент препаратов действительно резко сокращается. А особенно от этого страдают жители сельской местности, где отсутствуют частные аптеки.
И вот Светлана Фоминых сообщила депутатам, что реорганизация МУП "Аптека №132" и МУП "Аптека №306" позволит избежать их банкротства и срыва федеральных и краевых программ обеспечения лекарствами льготных категорий граждан, а также повысить конкурентоспособность и рентабельность аптек. Депутаты предложение поддержали, аптеки будут акционироваться.
"Фармацевтический вестник" сообщал в начале года, что акционирование муниципальных и государственных аптек уже в конце 2016 года стало в России массовым - регионы таким образом выводили аптечные предприятия из-под действия федерального закона. Эксперты издания даже называли закон могильщиком аптечных ГУПов и МУПов и утверждали, что неизбежен "тотальный (причем вполне обоснованный) саботаж" применения таким аптеками нового закона.
По данным комитета по управлению муниципальной собственностью, одна аптека в Барнауле акционировалась еще в 2009 году: №1. Это тоже сеть: девять аптек и три аптечных пункта. Она остается в муниципальной собственности и, по данным ее сайта, входит в десятку самых крупных и рентабельных сетей региона.
Самое важное - в нашем Telegram-канале