У меня на рабочем столе лежит замечательно изданная книга "Банковское дело на Алтае: XIX – начало XXI века" (научный редактор — доктор исторических наук Татьяна Щеглова). Тираж — всего 800 экземпляров. Когда-то эту уникальную монографию презентовали журналистам Владимир Песоцкий и Евгений Роговский. Спасибо им и коллективу авторов за увлекательное чтение. Иногда я беру эту книгу в руки и прочитываю две-три страницы. Особенно интересным мне кажется дореволюционный период банковского дела на Алтае, который к тому же оказался и невероятно коротким — всего шесть лет.
В 1909 году в столицу было направлено ходатайство городских властей об открытии в Барнауле отделения Госбанка. На тот период времени это было крайне необходимо городу. Барнаул переживал некое подобие экономического подъема, увеличивалось число торгово-промышленных предприятий, которые нуждались в банковских операциях. В тот же год на заседании Совета Госбанка в Санкт-Петербурге вопрос был решен положительно, и в июле Барнаульская городская дума срочно рассматривала вопрос о выделении места под отделение Государственного банка. И нашло его — "332,6 квадратных сажень, находящихся на Томской улице" (сейчас улица Короленко).
Пройдет еще полтора года, и в январе 1911-го в Барнауле будет осуществлена первая банковская операция. Алтайская буржуазия начнет переводить свои счета и капитал из Томска и Семипалатинска в родной город. Примечательно, что банковское отделение в соседнем Новониколаевске появится только 2 января 1912 года. Фактически через год!
Первым управляющим Барнаульским отделением Госбанка стал Всеволод Моравский.На тот момент ему было 38 лет. Вообще, очень интересен тот факт, что отбор на банковскую службу был достаточно строгим. На первом месте были не родственные связи, как сейчас, а наличие высшего образования. Поступавшие на банковскую службу принимали и две присяги. Первую — на верность Его императорскому величеству. А вторая писалась так: "Я даю сию подписку в том, что не принадлежу ни к каким масонским ложам и другим тайным обществам, под каким бы названием они ни существовали, и что впредь к оным принадлежать не буду".
Благонадежность банковских служащих была превыше всего. Такая служба накладывала на человека и большие личные ограничения. К примеру, при вступлении в брак банковский служащий, включая управляющих, должен был сначала "испрашивать разрешение у вышестоящего начальства". И только получив оное, готовиться к таинству.
Размер годового содержания банковского управляющего в Барнауле в 1913 году составлял 3750 рублей. При этом 2000 рублей шло на жалование, еще тысяча — на столовые расходы плюс добавочное вознаграждение в 750 рублей. Далее цитирую: "Реальная годовая заработная плата управляющего Барнаульским отделением Государственного банка равнялась примерно 7,5 тонн свинины I сорта или 22,7 тонн муки I сорта".
Конечно, банковским служащим того времени предоставлялись и некоторые преференции. Например, руководящему составу полагались казенные квартиры. Также им полагались разовые денежные выплаты ситуативного характера. А в декабре 1911 года министр финансов утвердил "дополнительное ассигнование на предоставление штатным канцелярским чинам Государственного банка в присутственные часы скромного завтрака из расчета 10 копеек в день на человека". При этом рекомендовалось дневное продовольствие в виде "двух стаканчиков чаю и по булке с какой-либо начинкою, что позволило бы не отрываться от своего дела".
И, наконец, меня искренне порадовал пример того, как кредитный комитет того времени ("учетно-ссудный") выносил решение ("накладывал резолюцию") о предоставлении кредита. Писалось так: "Открыть кредит до 20 тыс. руб. Предприятие ведется правильно и находится в надежных и умелых руках. Братья Суховы известны в торговом мире за трезвых, аккуратных и чистых торговцев". И все.
Самое важное - в нашем Telegram-канале