Экономика

В царстве бартера. Какие деньги ходили на Алтае после отмены социализма

В августе 1995 года губернатор края Лев Коршунов подписал постановление, которым поручил комитету по финансам принять от компании "САН Лтд." векселя "Алтайэнерго" на 500 млн. рублей в оплату долга по налогам.

Решение это не было беспрецедентным для 1990-х годов: сотни предприятий в условиях кризиса неплатежей выпускали тогда заменители государственных денег и, случалось, гасили ими бюджетные долги. Как это было?

Обменные операции

Многие, наверное, еще помнят: денежное обращение в 1990-е годы пришло в полное расстройство, и одной из примет тех лет был вездесущий бартер. Меняли в те годы все на все: лес на уголь, электричество на валенки. Почему меняли?

– Комбинат выпускал продукцию, которая оказалась никому не нужна. Нам сказали: в Мин­обороны на складах на 15 лет одежды хватит, и отказались брать наши ткани, – говорит исполнительный директор Союза промышленников Алтая Евгений Ганеман, возглавлявший в начале 1990-х Барнаульский меланжевый комбинат.

Ткани за деньги на комбинате почти никто не брал. Зато их можно было обменять на что-то полезное.

– Находились посредники, которые закрывали тканями долг за электроэнергию или отвозили ткани в Туркмению и привозили в обмен ковры. У нас каждый рабочий три-четыре ковра получил в счет зарплаты, – продолжает Евгений Карлович.

– К 1998 году "Алтайэнерго" получало деньгами (перечислением на счет) лишь 16 процентов, остальное оплачивали мукой, зерном, двигателями и т. д., – воспоминает Александр Логинов,работавший в банковской сфере. – У энергетиков в то время был самый большой за всю историю автопарк, чтобы вывозить полученное в счет оплаты зерно на элеватор, забирать муку, везти ее в Кузбасс и платить за уголь.

В "Алтайэнерго" ежедневно оформляли взаимозачеты, в протоколах было порой по 20 пунктов.

– Первым пунктом могло быть то, что шинный завод в счет потребленной электроэнергии отдает столько-то шин по такой-то цене. Следующими пунктами – что эти шины забирает "Трансмаш", который отдает за них пять дизелей, а какая-нибудь "Сельхозтехника" берет эти дизели и отдает столько-то мешков муки, – продолжает Логинов.

Цивилизованный вексель

По мнению Александра Николаевича, векселя "Алтайэнерго" появились, чтобы хоть как-то упорядочить эти расчеты. В самом деле, в 1990-е годы вексель стал не столько инструментом оформления задолженности, сколько средством платежа, заменяющим реальные деньги. Поначалу векселя разных российских энергокомпаний охотно брали многие предприятия и администрации регионов.

Своими векселями энергетики расплачивались за уголь и металл, металлурги передавали их в счет погашения своих долгов. Затем могло быть по-разному: либо вексель по товарной цепочке возвращался в "Алтайэнерго", либо энергетики должны были выплатить по нему деньги. Но "наплодили" векселей в "Алтайэнерго" в таком количестве, что в конце 1990-х они стоили от силы 50% от номинала, их стали брать куда менее охотно.

Ценили в те годы и векселя железной дороги, которые обслуживали товарные цепочки. К примеру, дорога передавала свои векселя энергетикам в оплату электроэнергии. У энергетиков их покупали посредники за 80% от номинала, перепродавая их коммерсанту за 85%. Посредники получали свои 5%, а коммерсант оплачивал железнодорожными векселями перевозку грузов.

Последний в цепочке

Но самой ходовой "валютой" были векселя банков. В Сбербанке, правда, сначала попробовали другие заменители денег.

– Эквивалентом денег были чеки – их мы начали выпускать где-то в 1991 году. Ими нельзя было расплатиться в магазине, а вот между собой предприниматели и предприятия рассчитывались, – говорит Владимир Песоцкий,экс-руководитель Алтайсбербанка.

По его словам, просуществовали чеки два-три года. А потом появились депозитные сертификаты, которые тоже использовали как деньги. Но особенно ценились векселя Сбербанка, который, отдадим ему должное, всегда их оплачивал предъявителю.

– При расчетах векселями деньги получал последний в цепочке, – поясняет Александр Атабаев, директор компании "Трубопласт-А". – Вот я приехал за продукцией и отдал за нее вексель, тот тоже расплатился за свою продукцию и т. д. Последний шел в банк и получал деньги.

Кредиты векселями выдавали многие банки, а интерес к этой бумаге был не только у предприятий, но и у органов власти. В 1994 году администрация края заключила соглашение с "Тверьуниверсалбанком" о получении вексельного кредита на закуп сельхозпродукции. Правда, история эта кончилась плохо. Через цепочку посреднических фирм векселя обналичили, а деньги осели за рубежом. В начале 2000-х годов в Нидерландах осудили причастного к делу мошенника, а суд этой страны решил вернуть краю украденное.

Вообще же, выпуск денежных суррогатов никто в те годы не контролировал. На протяжении 1990-х и начала 2000-х годов векселя не только помогали обслуживать товарооборот, но и кормили армию посредников, а и то жуликов, с их помощью можно было не только выплатить налоги, но и легко от них уйти. От денежных суррогатов удалось отказаться, пожалуй, только в конце 2000-х годов.

"Свинобаксы" и "бокушки"

В это же время свои "валюты" выпускали и предприятия, причем порой весьма крупные. Онежский тракторный завод из Петрозаводска напечатал свои первые банкноты на 1–10 рублей еще в 1992 году, и разные выпуски находились в обращении аж до 1999 года. Омский завод транспортного машиностроения выпускал боны, Сузунский свинокомбинат – чеки, завод "АНИТИМ" в Барнауле – что-то вроде рублей, ходивших, правда, недолгое время, меланжевый комбинат – талоны.

Печатали такие "деньги" на простой бумаге, а чтобы защитить от подделок, ставили на них печать. Все они имели чисто внутреннее хождение: ими оплачивали обеды в заводских столовых или отоваривались в магазине предприятия.

Всерьез эти деньги народ не воспринимал, давая им порой весьма забавные названия. Чеки Сузунского свинокомбината называли "свинобаксами", талоны одной из угольных шахт в Белово – "хряповками" (по фамилии директора Хряп).

Такие "деньги" оказались довольно живучими. В 2008 году алтайские журналисты раскопали историю о выпуске талонов на 10, 50 и 100 рублей хозяйством "Залесовское" из Залесовского района. Работники получали ими 40% зарплаты и делали на них покупки в совхозном магазине. Окрестили талоны в честь директора Виктора Бокия "бокушками".

Цифра

30% расчетов в России в 1997 году производились деньгами, остальное составляли бартер, взаимозачеты, векселя и другие инструменты.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур
Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость