Экономика

Валерий Ларионов: "Комплексность имеет огромное значение"

Ток не имеет маркировки и бежит по проводам по пути наименьшего сопротивления. Потребителю абсолютно не важно, где была сгенерирована электроэнергия — в Красноярском крае, Чите или Омске. Потребитель ценит понятный, предсказуемый и приемлемый тариф. Но именно тарифы на электроэнергию сегодня больше всего раздражают получателей электро­энергии в Алтайском крае. Эту проблему наш регион пытается решить много лет.

Валерий Ларионов готовил программу развития энергетики на 1985-2000 гг. Теперь в его жизни наступил новый этап стратегических разработок.
Валерий Ларионов готовил программу развития энергетики на 1985-2000 гг. Теперь в его жизни наступил новый этап стратегических разработок.
Олег Богданов

Мы продолжаем серию материалов о ключевых инвестиционных проектах, включенных в программу "Алтайское Приобье". Сегодняшний рассказ посвящен строительству в Солтонском районе на базе Мунайского угольного разреза "Алтайской конденсационной электрической станции" (АКЭС) мощностью 660 МВт. Общая стоимость проекта, который при всех сопутствующих условиях может быть реализован к 2020 году, составляет грандиозные 55,2 млрд. рублей. О том, почему электростанция так необходима краю, рассказывает генеральный директор АКЭС, заслуженный энергетик России Валерий Ларионов. Но для начала — несколько слов о составляющих этого бизнес-плана.

Самый бурый

Насущные вопросы развития энергетического комплекса в Алтайском крае звучат предельно просто. Сколько необходимо нам электроэнергии? И какой именно? Если с ответом на второй вопрос ситуация более-менее понятна ("желательно подешевле"), то при ответе на первый необходимо внести некоторую ясность. По оценкам специалистов, годовая потребность края в электроэнергии сегодня составляет 10,5 млрд. кВт/часов. Внутрирегиональными генерирующими мощностями обеспечивается лишь 40% этого объема. Остальная электроэнергия поступает из-за пределов края.

Очевидно, что, если мы намерены открывать новые энергоемкие и любые другие крупные производственные площадки, необходимо сокращать ресурсный дефицит. Уже давно на Алтае размышляли о строительстве электростанции, которая работала бы на буром угле Мунайского месторождения. И только сейчас эта идея начинает приобретать реальные очертания.

Официальные данные гласят, что подтвержденные запасы угля в Солтонском районе составляют более 400 млн. тонн. Для работы станции этого сырья хватит как минимум на две сотни лет, а строительство современной АКЭС вблизи разреза позволит вырабатывать 4,5 млрд. кВт/часов в год. Благодаря этому примерно 45% регионального энергопотребления будет закрыто. На бумаге все просто. Но как такую станцию построить — вот вопрос?

Чем больше — тем лучше

— Валерий Николаевич, проект АКЭС чаще всего преподносится как "строительство в крае собственных генерирующих мощностей для получения дешевой электроэнергии". Насколько является точным именно такое определение инвестпроекта?

— Оно не совсем верное. Тема строительства АКЭС гораздо сложнее, поскольку сейчас отечественный рынок электроэнергии находится в затянувшейся череде реформ. На рыночную ситуацию в настоящее время влияет множество факторов, и учитывать нужно абсолютно все. Давайте для начала разберемся с энергодефицитностью. Дело в том, что ее необходимо рассматривать в рамках Единой энергосистемы Сибири. Мы находимся в той точке, когда пора задать вопрос об энергобезопасности Сибири. Мы знаем, что в кризисные годы произошло значительное падение энергопотребления в промышленности. Это совпало с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Снижение энергопотребления позволило пережить последствия аварии относительно спокойно. Но кризис прошел, а что будет дальше? Промышленность восстанавливается, бизнес приступает к реализации новых крупных проектов на территории Сибири, а устойчивость системы электроснабжения пока отнюдь не гарантирована. Поэтому первый вывод простой: чем больше будет электростанций, тем выше будет устойчивость системы.

Теперь о дешевизне электроэнергии. Здесь есть определенное недопонимание особенностей энергетического рынка. Дело в том, что производители электроэнергии не могут самостоятельно оперировать на оптовом рынке энергетических мощностей. Если бы они имели такую возможность, то сделали бы тарифы привлекательными для потребителей. Но мы знаем, что в результате реформы генерация, сетевое хозяйство и сбыт электроэнергии были разделены. Когда мы построим АКЭС, то всю генерацию будем отправлять на оптовый рынок (по данным редакции, расчетная себестоимость электроэнергии на АКЭС равняется около 0,57 руб./1 кВт. — Прим. "ВД"). А ее конечную стоимость будут определять НП "Совет рынка" и "Администратор торговой системы". Конечно, наша цель — сделать электроэнергию на выходе как можно дешевле, но ее конечную цену будут все же устанавливать федеральные структуры.

С углем проблем нет

— Сколько угля необходимо АКЭС?

— Для работы первого энергоблока — 1,25 млн. тонн в год. А при выходе на полную мощность — 2,5 млн. тонн. Сейчас на Мунайском разрезе добывают около 100 тыс. тонн бурого угля в год. Для увеличения объемов добычи необходимо применять более современную технологию. Но об угле мы не беспокоимся. Его запасов хватит надолго.

— Критики проекта утверждают, что качественные характеристики бурого угля не очень хорошие. Вы согласны с этим?

— Нет, конечно! В мире есть десятки примеров эффективной работы электростанций на буром угле — Экибастузская ГРЭС, Березовская ГРЭС, Назаровская ГРЭС. Перечислять можно долго. Одним из недостатков бурого угля считается то, что он плох для транспортировки. Его нельзя долго хранить, он теряет калорийность. Но эти проблемы решаемы, поскольку электростанция будет расположена в непосредственной близости от разреза. А во-вторых, проектом предусмотрено, что уголь сначала будет доставляться на специальную площадку (промежуточный склад), откуда конвейером подаваться на станцию.

— Что уже сделано для реализации проекта?

— Очень многое. Подготовлено инвестиционное обоснование строительства АКЭС мощностью 660 МВт, которое предлагается крупным инвесторам. Проект признан приоритетным и включен в Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2030 года. Кроме того, Министерство энергетики уже включило строительство электростанции в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года. Разработана схема выдачи электрической мощности станции, определена площадка для ее строительства, рассчитаны объемы капитало­вложений в строительство дорог, выбран вариант строительства жилого поселка для энергетиков. Иными словами, проделана огромная работа, благодаря которой инвестиционный проект получил одобрение в Министерстве регионального развития.

— Не могли бы вы пояснить, для чего необходимы 17,3 млрд. рублей государственных инвестиций?

— Все очень просто. 13,4 млрд. рублей пойдут на строительство линии электропередач, по которым будет подаваться электроэнергия. Оставшаяся часть государственных средств необходима для строительства и реконструкции дороги от Бийска до площадки АКЭС.

— А для чего нужна дорога?

— А как вы будете грузы перевозить? Ведь для строительства станции нам необходимо перевезти 3,5 млн. тонн крупногабаритного груза.

— Поселок энергетиков тоже будет строиться за счет средств инвестиционного фонда?

— За счет Федеральной целевой программы.

Сверхкритичный параметр

— И все-таки, Валерий Николаевич, в чем сильные и слабые стороны этого проекта?

— Я бы не стал говорить о слабостях или сильных качествах. Согласитесь, что иногда слабость может стать силой. Важнее выделить особенности этого проекта. Во-первых, электростанция и разрез будут, что называется, в одном кулаке, а комплексность имеет колоссальное значение. Во-вторых, это очень капиталоемкий проект. Он потребует высочайшего профессионализма всех без исключения участников. В-третьих, при реализации проекта будут применяться современные технологии экологического контроля работы станции. Мы должны не просто запустить АКЭС в эксплуатацию, но и не нарушить при этом природную уникальность Алтая. Четвертый фактор — инновационность. Все-таки при производстве тех же котлов будут применяться совершенно новые для России материалы.

— Я слышал, что котлы для АКЭС могут быть изготовлены на барнаульском "Сибэнергомаше"?

— Такой вариант приоритетен. Мы учитываем то обстоятельство, что реализация проекта может проходить при кооперации различных алтайских предприятий. Предварительные переговоры и консультации с "Сибэнергомашем" проводились. Нам необходим котел на 250 атмосфер. Это сверхкритичный параметр. Поэтому при его производстве будут применяться сверхпрочные стали. Никогда ранее "Сибэнергомаш" такого котла не делал. Но мы рады, что барнаульское предприятие готово взяться за работу при инжиниринговой поддержке одной из немецких компаний. Это было бы хорошим решением задачи. Все-таки транспортировать готовый котел из западной части России на железнодорожных составах очень дорого.

— Это все-таки больше экономический проект или социальный?

— А как вы разделяете эти два понятия? Работу получат примерно 1 тыс. человек — это социальный эффект. В результате будет создано предприятие с объемом реализации продукции в несколько миллиардов рублей. Это уже экономический эффект. Но налоговые платежи предприятия пойдут в бюджеты всех уровней. И далее деньги будут направлены из бюджета на социальную сферу.

О чем еще рассказал собеседник

О необычных предложениях

— Сейчас мы получаем множество предложений о сотрудничестве в рамках реализации проекта. Недавно к нам обратилось НПО "Крыло". Это бывший военный институт. Они предлагают профинансировать строительство дирижабля, который способен перевозить грузы массой до 400 тонн. Звучит, конечно, фантастически. Но мы все предложения изучаем.

О поселке энергетиков

— Он будет построен возле села Сузоп. Где мы наберем специалистов? Я думаю, с этим не будет проблем. Проект предусматривает строительство современного поселка с комфортабельным жильем. А будет жилье — и кадры подтянутся.

Кто такой Валерий Ларионов

Валерий Николаевич родился 4 марта 1948 года. Окончил Новосибирский электротехнический институт по специальности "Инженер-электрик". В начале карьеры трудился в управлении "Алтайкоммунэнерго", на Барнаульском вагоноремонтном заводе. В качестве диспетчера "Барнаулэнерго" участвовал в работе по включению объединенной энергосистемы Сибири в ЕЭС СССР. В 1980–1987 годах работал начальником службы перспективного развития РЭУ "Барнаулэнерго", где при его активном участии была разработана программа развития энергетики Алтайского края на 1985–2000 годы.

С 1987 года Валерий Николаевич возглавил коллектив "Барнаульской горэлектросети". В должности генерального директора предприятия он проработал до начала 2005 года. После этого стал председателем совета директоров компании. В настоящее время — генеральный директор АКЭС.

Валерий Ларионов — кандидат технических наук, заслуженный энергетик РФ. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость