Что произошло
100% акций «Алтайвагона», согласно порталу ФНС «Прозрачный бизнес», владеет корпорация «Алтаймаш», зарегистрированная по заводскому адресу.
И вот, как рассказали источники издания «Коммерсантъ», «Сибирский деловой союз» продает 75% «Алтаймаша» группе «Талтэк», владеющей, в частности, «Барнаульским ВРЗ».
Один из собеседников издания утверждает, что сделка закрыта. Другой - что она «глобально согласована, а ряд условий обсуждается». Источники издания оценивают актив с достаточно большим разбросом - от 15 до 23 млрд рублей.
!["Алтайвагон". "Алтайвагон".](https://obj.altapress.ru/picture/784793/900x.webp)
С чем связана продажа
Собеседники издания предположили, что причиной продажи могло стать сложное положение основателя СДС Михаила Федяева (он находится под следствием по делу об аварии на шахте «Листвяжная» в 2021 году) и, с другой стороны, хорошая конъюнктура рынка.
2023 год был действительно удачным для вагоностроения - в Алтайском крае отрасль показала рост: плюс 18,5% за 11 месяцев в физическом объеме (данные по обоим предприятиям).
Оба предприятия в 2023 году поднялись в рейтинге крупнейших плательщиков налогов и сборов: «Алтайвагон» с пятого на третье место, «Барнаульский ВРЗ» - с 22-го на 21-е.
!["Барнаульский вагоноремонтный завод". "Барнаульский вагоноремонтный завод".](https://obj.altapress.ru/picture/784795/900x.webp)
«Алтайвагон» сертифицировал вагон-платформу для перевозки контейнеров, рефрижераторный вагон, вагон-цистерну для нефтепродуктов и хоппер для зерна и других сыпучих грузов.
В то же время представители «Алтайвагона» отмечали и существенный рост себестоимости - стального литья, балок, швеллеров и др.
Кроме того, в 2023 году вступило в силу неприятное для «Алтайвагона» решение арбитража Москвы, согласно которому завод обязан выплатить штраф в пользу поставщика металлопродукции «Евраз ТК» в сумме 937 млн рублей.
Штраф присудили за не приобретение минимально гарантированного объема колес по 6 560 шт. ежемесячно. А уже в январе 2024 года «Евраз ТК» высудил у «Алтайвагона» еще один крупный штраф - более 456 млн рублей. Это решение еще не вступило в силу.
На последнем суде представитель «Алтайвагона» заявил, что штраф является для него чрезмерно высоким - он составляет 3,13% от балансовой стоимости активов «Алтайвагона». Таким образом, балансовая стоимость активов, по последним данным, 14,58 млрд рублей.
!["Алтайвагон". "Алтайвагон".](https://obj.altapress.ru/picture/784796/900x.webp)
Что изменилось
«Коммерсантъ» пишет, что гендиректором "Алтайвагона" уже стал Алексей Кунгурцев, бывший руководитель «Барнаульского ВРЗ». Эту информацию подтвердил источник altapress.ru.
По данным РЖД-партнер.ру, Кунгурцева уже представили сотрудникам «Алтайвагона». В ЕГРЮЛ изменения руководителей на «Алтайвагоне» и «Барнаульском ВРЗ» до сих пор не зафиксированы.
![Алексей Кунгурцев. Алексей Кунгурцев.](https://obj.altapress.ru/picture/689547/900x.webp)
Каковы последствия объединения
Негативных экономических последствий объединения не ожидается. По данным «Ъ», «Алтайвагон» и БВРЗ законтрактованы до конца года.
Эксперты прогнозируют стабильно высокий спрос на вагоны и в 2024 году, в том числе специализированные (хопперы, цистерны, полувагоны), которые производят оба завода. Впрочем, отмечаются и негативные факторы рынка: высокая ключевая ставка и нехватка кадров.
Объединение двух предприятий может даст синергетический эффект. Потенциал совместного производства оценивается в 16 тысяч вагонов в год. В 2022 году в Алтайском крае выпущено 9 658 вагонов на обоих предприятиях.
!["Алтайвагон". Рубцовский филиал. Губернаторский визит. "Алтайвагон". Рубцовский филиал. Губернаторский визит.](https://obj.altapress.ru/picture/784797/900x.webp)
На каких еще заводах Алтайского края сменился собственник
Перераспределение собственности в алтайской промышленности интенсифицировалось после начала спецоперации и введения международных санкций.
Вырисовывается тренд: концентрация промышленного капитала, переход ключевых предприятий под контроль крупных бизнес-структур (государственных или негосударственных), диверсифицированных промышленных холдингов.
Так, в 2022 году под контроль государства в лице госкорпорации «Ростех» перешел производитель двигателей для военной техники «Барнаултрансмаш», ранее находившийся под контролем частных лиц.
В продукции завода государство горячо заинтересовано. В 2023 году на предприятии стартовал крупный модернизационный проект, финансируемый, в основном, за счет федеральной субсидии (4,3 млрд рублей). Объем производства в прошлом году возрос в 2,5 раза, сообщили в минпромэнерго края.
![Совместная выставка "Сибэнергомаш-БКЗ", «Дорогобужкотломаш» и ГК "ЕКС". Совместная выставка "Сибэнергомаш-БКЗ", «Дорогобужкотломаш» и ГК "ЕКС".](https://obj.altapress.ru/picture/773867/900x.webp)
Котельный завод «Сибэнергомаш-БКЗ» (Барнаул) был под контролем госкорпорации «ВЭБ». В конце августа его новым владельцем стало московская компания «Стройэнергоактив», выкупавшая его за 1,3 млрд рублей.
И вот, как объяснили в минпромэнерго, в 2023 году завод стал стратегическим партнером Группы компаний «ЕКС», которую ведомство называет системообразующим предприятием российской экономики и одним из ключевых участников рынка инфраструктурного строительства страны.
Завод «Кучуксульфат» (Степное озеро), который в 2022 году был изъят у частных лиц в пользу государства, в 2023 году купил за 10,36 млрд рублей. холдинг «Росхим». Теперь у него 100% акций завода. Сведений о каких-то крупных успехах пока нет, но сделаны заявлении о продолжении инвестиционной деятельности.
![Шинный завод в Барнауле вновь заработал на полную мощность. Шинный завод в Барнауле вновь заработал на полную мощность.](https://obj.altapress.ru/picture/729486/900x.webp)
Эта же группа компаний "Росхим" стала управляющей на двух предприятиях Барнаула - шинных заводах «Нортек» и «ЯШЗ-Авиа» (Барнаул).
Но формально собственником «Нортек» остается ТПФ «Меркурий», «ЯШЗ-Авиа» - московская фирма «Развитие». Но это недолжно вводить в заблуждение: у обеих компаний управляющая организация - АО «Росхим».
Вообще же, АО «Росхим» позиционирует себя как управляющая компания, объединяющая ряд химических производств по кластерному принципу.
Впрочем, утверждать, что тенденция концентрации промкапитала всеобъемлющая и неизбежная, еще рано. Значительная часть крупных предприятий региона по-прежнему не входит в периметр государственных и негосударственных холдингов и корпораций.
Что мы знаем о группе компаний «Талтэк»
Группа компаний «Талтэк», согласно ее официальному сайту, объединяет три угольных разреза в Кузбассе общей мощностью 8,3 млн тонн угля, «Барнаульский вагоноремонтный завод» мощностью 3,5 тыс. вагонов в год, железнодорожного оператора «Талтэк транс» (собственный парк - 4,5 тыс. вагонов) и морской порт Кандалакша в Белом море.
Согласно информации Союза промышленников Алтайского края, производственная мощность «Алтайвагона» - около 10 тыс. вагонов в год.
Самое важное - в нашем Telegram-канале