— Владимир Геннадьевич, известно, что при формировании проекта федерального бюджета Минфин определяет ряд макроэкономических условий, выполнение которых позволит его исполнить. В этом году это отмена санкций, урегулирование украинского конфликта, определенная стоимость нефти и т. д. Учитываются ли какие-то условия в Алтайском крае?
— Действительно, разрабатывая федеральный бюджет, правительство при определении сценарных условий учитывает торговый баланс, изменение конъюнктуры рынков, курсовые риски. Эти факторы являются весомыми для формирования результатов деятельности внешнеэкономических компаний, которые являются крупнейшими плательщиками, источниками формирования доходной части бюджета. Есть регионы, на которых это тоже заметно отражается, — те, чья экономика и уровень доходов в значительной мере зависят от работы компаний-экспортеров. Доходы Алтайского края не имеют такой прямой зависимости. Но зависимы от того, как формируется федеральный бюджет и какие существуют условия для реализации продукции алтайскими компаниями — теми, кто ведет внешнеэкономическую деятельность или имеет соответствующих партнеров. Мы являемся частью экономического пространства России, Таможенного союза. Поэтому предусматриваем более спокойный темп роста экономики, чем в предыдущие годы и чем планировали изначально при трехлетнем цикле на 2015 год.
— Какой планируется динамика доходной части бюджета?
— Прогнозируем наиболее высокие темпы роста по акцизам на ГСМ, на спиртовую группу товаров. Это связано с изменением норматива зачисления акцизов в региональные бюджеты. С другой стороны, как отражение экономической ситуации предполагается более спокойный темп по другим налогам: на имущество организаций, на прибыль организаций, НДФЛ. На уровне текущего года оцениваем транспортный, земельный налоги, налог на имущество физлиц. То есть можем говорить, что не нагружаем дополнительно ни хозяйствующие субъекты, ни граждан. И это наша осознанная позиция.
Что касается помощи федерального уровня, то ее объем увеличится на 1,2% и составит 25 млрд. рублей. В этом году в методику распределения федеральных средств были внесены новшества. Так, сразу предусмотрены средства на поддержку сельского хозяйства — 1,2 млрд. рублей, раньше эти деньги распределялись в течение финансового года. Также нам федерация дополнительно предоставляет 503,4 млн. рублей на формирование дорожного фонда. В числе традиционных, социально значимых видов федеральной поддержки — 1,075 млрд. рублей, которые направляются на реализацию указов президента от 7 мая 2012 года.
— Опыт текущего года показал, что доходы по тем или иным налогам могут оказаться ниже планируемых. Вы рассматриваете для себя альтернативные, более пессимистичные сценарии бюджета?
— Бюджет края на 2015 год формировался с учетом тех изменений, которые происходили в конце 2014 года, опирались на реалистичную базу. Проект достаточно консервативный. Дефицит, с одной стороны, немаленький, но он ниже предельного уровня, предусмотренного законодательством, и существенно ниже, чем во многих других субъектах. Это запасный механизм.
Одним — рост, другим — падение
— Обратимся к расходам. Наибольший их рост по сравнению с прошлым годом предусмотрен в отраслях сельского, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства. Почему именно эти направления оказались приоритетными?
— Я бы еще добавил отрасль здравоохранения к вашему перечню. Подходы к формированию дорожного фонда и объем бюджетного взноса в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на неработающее население определены на федеральном уровне, мы не имеем права их не учитывать. Эти два направления создают большой объем прироста. Расходы на здравоохранение в части ТФОМС увеличиваются на 30%, на дорожное хозяйство с учетом федеральной помощи — на 22%. Это два самых больших темпа роста расходов в краевом бюджете. Отчасти именно высокий темп роста по этим направлениям создает более сложные условия для формирования расходов на другие. На эти две отрасли будет направлено большое количество ресурсов при ограниченных доходах.
Что касается сельского хозяйства, то здесь на увеличение финансирования повлияло изменение федеральных подходов. Предусмотренная проектом федерального бюджета сумма поддержки повышает расходы на отрасль в крае в 1,9 раза. Но это связано с изменением методики, говорить о прямом росте финансирования нельзя. В целом общая сумма примерно соответствует уровню 2014 года.
Увеличение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено двумя очень существенными факторами. Первый. В течение многих лет решения о суммах, направляемых на реализацию 185-го федерального закона, принимались в течение года на федеральном уровне. На 2015 год они были приняты одновременно с решениями по 2014 году. И сегодня эта сумма — более 700 млн. рублей — изначально включена в проект бюджета. Уже предусмотрено софинансирование, и у нас не будет необходимости возвращаться к этому вопросу. Второй фактор — это выделение 540 млн. рублей целевой помощи органам местного самоуправления для оплаты угля и услуг отопления.
— Раньше помощь муниципалитетам в расчетах за топливо таким же образом предусматривалась?
— Такое существенное целевое решение предлагается впервые. Таким образом предполагается решить тему задолженности муниципалитетов перед поставщиком угля и перейти в режим спокойной, системной работы в этом направлении.
— Наравне с отраслями, расходы на которые возросли, есть те, финансирование которых сократится. Чем вызвано заметное уменьшение затрат на такие направления, как образование, культура и спорт?
— В условиях ограниченности доходов была предложена определенная конструкция проекта бюджета по расходам. Первое — сохранение заработной платы всех категорий работников. Второе — сохранение всех социальных выплат в существующих объемах. С учетом этих условий мы подошли к тому, что ресурсы, которые остались на иные расходы, в ряде случаев пришлось сокращать. В разных отраслях затраты сокращены по-разному именно потому, что каждая из них отличается друг от друга удельным весом заработной платы и соцвыплат.
— То есть в суммы, запланированные на финансирование этих отраслей, включены только самые необходимые расходы и не заложены средства на развитие?
— Да.
— Предусмотрена ли бюджетом индексация зарплат?
— Такого решения не принималось в 2014 году, не предусмотрена индексация и в 2015-м. Но здесь важно иметь в виду следующее. Тема повышения заработных плат условно состоит из двух частей. Первая — это индексация, вторая — выделение дополнительных средств на реализацию майских указов президента, предусматривающих повышение оплаты труда. В 2014 году, с учетом изменения экономической ситуации, не были предусмотрены средства на индексацию зарплат, но были сохранены расходы на исполнение указов. Такой же подход сохранен на следующий год. То есть по факту рост произойдет. На эти цели в 2015 году предусмотрена существенная сумма — 1,075 млрд. рублей.
— Какие отрасли получат эту поддержку?
— Большую часть — образование, культура, социальная защита. Здравоохранение же функционирует в основном в рамках системы ОМС, за исключением некоторых категорий врачей. А общий бюджет ТФОМС в 2015 году составит 22 млрд. рублей.
Муниципалитетам — плюс 12%
— Каким в 2015 году будет объем финансовой помощи муниципалитетам? Сказалось ли изменение федерального законодательства о местном самоуправлении на формировании бюджета?
— Принятие 136-го федерального закона перераспределяет полномочия поселений и районов. Что же касается консолидированного бюджета района, то здесь ничего не меняется. То есть напрямую изменение законодательства на бюджете края не сказывается. С другой стороны, эти изменения, на наш взгляд, создадут условия для укрупнения, централизации функций на уровне районов для более рационального, эффективного расходования средств.
Что касается финансовой помощи муниципалитетам, то те 540 млн. рублей на уголь, о которых я говорил выше, увеличивают ее на 12% по сравнению с 2014 годом. В существующих условиях это значимое решение.
— Насколько объем средств, предусмотренных для муниципальных образований, достаточен для выполнения ими своих полномочий?
— Полномочия органов местного самоуправления определены 131-м федеральным законом. Полномочия органов госвласти — 184-м. Для реализации полномочий, предусмотренных этими документами, Бюджетным кодексом предусмотрены нормативы зачисления доходов. Из чего следует, что указанные нормативы достаточны для исполнения полномочий. Кроме того, дополнительно к нормативам зачисления мы в 2007 году передали муниципалитетам ряд дополнительных нормативов по налогу на доходы физических лиц, по упрощенной системе налогообложения (УСН), по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), по налогу на добычу полезных ископаемых. По ним суммарно передается на места 1,4–1,5 млрд. рублей. Это помимо бюджетной помощи и дотаций.
— В текущем году были приняты поправки в налоговое законодательство, направленные на пополнение местных бюджетов. В частности, предусмотрена возможность исчисления налога на имущество и для физлиц, и для юрлиц исходя из кадастровой стоимости. В крае проведена кадастровая оценка недвижимости. Почему эти нормы в крае не введены?
— Эти вопросы относятся к компетенции поселений и городов. Сегодня рекомендуем им принять решения в тех размерах и ставках, которые бы не приводили к увеличению нагрузки, и сохранить существующие льготы. На исчисление налога на имущество физлиц исходя из кадастровой оценки мы должны перейти до 2020 года. Сегодня совместно с налоговой службой и Росреестром проводится работа по созданию нормативной базы, оценке ситуации. Прежде чем что-то менять, мы хотим выстроить и синхронизировать работу с федеральными ведомствами. Что касается введения налога на имущество организаций для плательщиков УСН и ЕНВД, то изучается опыт субъектов РФ, где эти новшества уже введены. Бюджет 2015 года этих изменений не предусматривает — не хотим создавать для бизнеса дополнительную нагрузку.
О чем еще рассказал собеседник
О сроках социальных выплат
— Все выплаты предусмотрены теми или иными госпрограммами. Они приняты на определенные периоды. Если действие программы завершается в 2015 году, то и выплата предусмотрена только на этот год. Но это вовсе не значит, что программы не будут пролонгированы. И в бюджете на 2016–2017 годы есть условно утвержденные расходы — 2,5–5%, то есть даже потенциальный источник средств на выплаты уже предусмотрен.
О программном бюджете
— Программный подход соответствует бюджетному законодательству, которое изменилось. Оно ставит задачу принятия государственных программ по основным социальным отраслям и направлениям развития, а также формирования расходов по программному принципу. В этом смысле наш бюджет полностью соответствует нормативным документам, и доля бюджета, формируемая в рамках программ, в 2015 году составит 85%. Сюда будут погружены все расходы, за исключением затрат на содержание органов государственной власти и исполнения отдельных полномочий. Это современный метод формирования бюджета и управления отраслями. Это механизм, который позволяет в удобной форме осуществлять и планирование мероприятий, в первую очередь — планирование ресурсов, и эффективно участвовать в федеральных проектах, что особенно важно в поддержке социального сектора, сельского хозяйства, малого бизнеса.
Досье
Владимир Геннадьевич Притупов родился в 1974 году в Барнауле, окончил экономический факультет Алтайского госуниверситета. Работать в краевом финкомитете начал в 1995 году, занимал должности ведущего экономиста, замначальника, а затем и руководителя отдела внутреннего долга, зампредседателя финкомитета. В феврале 2002-го в возрасте 27 лет был назначен главой ведомства. Еще через пять лет получил статус вице-губернатора. Женат, воспитывает дочь.
Цифра
Социальные расходы в бюджете края на 2015 год составят 73%.
Смотрите также:
Бюджет-2015: прирост расходов заставил власти Алтайского края экономить на ряде направлений
Самое важное - в нашем Telegram-канале