Экономика

Юрий Матвейко: "На Алтае не все гладко с инвестициями"

Инвестиционный климат в Алтайском крае похож на капризную апрельскую погоду — то солнышко выглянет, то дождь и мокрый снег. До заметного потепления у нас еще слишком далеко. Реально улучшить ситуацию с инвестициями в крае способны в первую очередь не чиновники, а предприниматели. Один из шагов к этому сделан на прошлой неделе в Москве, где было подписано соглашение о сотрудничестве между общероссийской организацией предпринимателей "Деловая Россия" ("ДР") и администрацией Алтайского края. О целях соглашения в интервью рассказал Юрий Матвейко, руководитель Алтайского регионального отделения "ДР".

Если не губернатор, то кто? Никто!

— Юрий Витальевич, если говорить в целом о подписанном документе и обозначить его практическую пользу, то какой пункт или, может быть, несколько пунктов вы могли бы сейчас отметить?

— Соглашение было подписано 4 апреля в московском представительстве администрации Алтайского края. Со стороны нашей организации его подписал Александр Сергеевич Галушка, президент "Деловой России". Со стороны Алтайского края — губернатор Александр Богданович Карлин.

Если говорить о том, для чего рождался и зачем подписывался этот документ, то его основной задачей является улучшение инвестиционного климата в нашем регионе. На мой взгляд, это необходимо всему предпринимательскому сообществу, а не только крупному бизнесу, мелкому или среднему. Во время церемонии подписания Александр Карлин подробно остановился на развитии приоритетных отраслей экономики Алтайского края. В первую очередь он говорил о сельском хозяйстве, переработке, пищевой промышленности. Эти секторы растут. Но улучшение инвестиционного климата требуется и в других отраслях хозяйственной деятельности. Именно поэтому в рамках соглашения предлагается реализовать в Алтайском крае "Модельную программу по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в субъектах РФ". Она разрабатывалась при активном участии "ДР" компанией KEY PARTNER, а сегодня рекомендуется Министерством экономического развития к практической работе. Эта модельная программа и является главным пунктом соглашения. Только теперь ее надо перевести в практическую плоскость под наш конкретный регион.

— Это означает, что в крае появится отдельная программа по улучшению инвестиционного климата?

— Думаю, что в результате появится документ, который разработает Главное управление экономики и инвестиций совместно с "ДР". К чему мы в итоге придем, я пока точно не знаю. В модельной программе все написано очень здорово, но, как вы знаете, на практике могут возникнуть определенные нюансы, связанные с особенностями нашего региона. Например, у нас не так хорошо развито крупное промышленное производство. Основной поток инвестиций направляется в пищевую промышленность и лесопереработку, причем это в большей степени внутренние инвестиции.

— Частично мы знакомы с этой модельной программой. Одним из ключевых пунктов в ней является, на наш взгляд, создание специализированного агентства по привлечению инвестиций. Это реально сделать?

— Я считаю, реально. И такое агентство должен возглавить лично губернатор. По той простой причине, что если первое лицо не занимается вопросом привлечения инвестиций, то этим не занимается никто.

— В таком случае не будет ли агентство вступать в функциональное противоречие с Главным управлением экономики и инвестиций?

— Сложно ответить. Главное управление экономики и инвестиций пытается разработать различные законы, оно создает какие-то полюса инвестиционного и инновационного развития. На мой взгляд, это всего лишь декларативные меры, которые реальной пользы в части прихода инвестиций принести пока не могут. Нужны совершенно иные действия. Если вы помните, полтора года назад во время кризиса премьер-министр Владимир Путин заявил о том, что регионам можно снизить ставку по упрощенной системе налогообложения (УСН) с 15% до 5%. Примерно треть субъектов Федерации это сделали. У нас это ввели только для инновационных предприятий. Хотя я лично направлял письмо от имени "ДР" в администрацию края, что общее для всех снижение УСН нам необходимо, а на сессии АКЗС встал и сказал, что в течение года этой косметической мерой смогут воспользоваться максимум 7–10 инновационных предприятий. В итоге их оказалось всего пять. А экономический эффект составил всего 280 тыс. рублей.

Что касается функций агентства, то ведь не случайно его должен возглавить лично губернатор. Есть регионы, где эта модель уже хорошо работает. Например, Нижегородская область во главе с Валерием Шанцевым. Когда инвестор приходит в этот регион, то первое, что делает Шанцев, — встречается с ним и обсуждает все проблемы начиная с выбора площадки и заканчивая инфраструктурными вопросами. И он дает инвестору номер своего мобильного телефона и ставит инвестпроект под личный контроль. Кстати, отмечу, что в модельной программе указывается на "обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъекта Федерации".

— У нас все сложнее?

— Гораздо сложнее. Зачастую приходится ходить по многим кабинетам, чтобы сдвинуть свой проект с мертвой точки. Я знаю многих предпринимателей, которые годами оформляют земельные участки. Задача губернатора — сломать такую практику. Поэтому я убежден, что у нас должно быть создано агентство, где необходимы совершенно новые люди, которые будут заниматься внедрением инвестпроектов в регионе.

Монополистов — на контроль

— А такие люди в крае есть? Ведь для этого необходим соответствующий уровень квалификации и образовательной подготовки.

— Думаю, таких людей можно найти. Есть только одно ограничение — невысокий уровень заработной платы в административной среде. Я знаю цифры зарплат чиновников высшего уровня. В моем понимании они крайне малы. Глава городского муниципального образования получает не более 80 тыс. рублей в месяц. И это при той доле ответственности и при таком объеме работы! Поэтому необходимо создавать условия, чтобы такой чиновник занимался инвестициями, а не смотрел на сторону — где можно, условно говоря, "подработать".

— Где взять ресурсы — большой вопрос.

— Согласен. Но для начала, мне кажется, необходимо продекларировать, что подписано соглашение, что принята за основу модельная программа улучшения инвестиционного климата. А дальше постепенно двигаться к конечной цели. По крайней мере, губернатор четко дал понять, что администрация края будет выполнять все пункты соглашения, применимые к нашему региону.

— В модельной программе есть несколько мер, касающихся создания благоприятных тарифных условий для инвесторов. В том числе общественный контроль за тарифами естественных монополий и даже "включение представителей инвесторов и общественных объединений предпринимателей в советы директоров региональных организаций естественных монополий". Насколько это выполнимо в Алтайском крае?

— На первый взгляд это будет очень сложно сделать. Но все-таки реалистично. Совсем недавно, к примеру, "ДР" и компания "МРСК Сибири" подписали договор о сотрудничестве и взаимодействии. Поэтому при наличии политической воли и настойчивости все выполнимо. Мы же видим, что президент дал указание крупнейшим чиновникам выйти из советов директоров компаний с государственным участием. И это будет всеми выполнено.

Тарифы, кадастр и преференции

— Тогда хотелось бы услышать вашу личную оценку о состоянии инвестиционного климата в Алтайском крае.

— Если я скажу, что у нас все хорошо и идеально, это будет неправдой. Конечно, никто инвесторов на Алтае не отталкивает, но определенные проблемы все-таки существуют. Первая проблема — высокие тарифы. Вторая — необоснованное повышение кадастровой стоимости земли. В некоторых случаях земельные участки в Алтайском крае стали сопоставимы по цене с участками в Московской области. Это все вряд ли понравится потенциальному инвестору. Ведь крупному инвестору нужны преференции. По той же земле, инфраструктуре, по присоединению к электрическим сетям и т. д.

— У нас даже нет перечня промышленных площадок, которые бы уже сегодня активно предлагались желающим что-то строить в крае.

— Да, и об этом во время подписания соглашения говорил Александр Сергеевич Галушка. Все это необходимо совместными усилиями сделать. Только в этом случае Алтайский край будет инвестору интересен. Ведь у нашего региона есть еще одна большая проблема — транспортная составляющая. Алтайский край удален от основных рынков сбыта продукции. И даже нашим самым успешным предприятиям пищевой промышленности дорога, по большому счету, открыта только на рынки Дальнего Востока.

— Намерена ли ваша организация повышать свою популярность среди бизнесменов края? Может быть, будут проводиться какие-то конференции, "круглые столы", направленные на обсуждение делового климата в регионе?

— Да, мы намерены их провести и вообще сделать эту работу максимально публичной и прозрачной. Пригласим принять участие наших коллег из Москвы. Но думаю, что большое обсуждение станет уместным лишь после того, как на краевом уровне будет принят необходимый документ, направленный на реализацию соглашения.

— Соглашение подписано с администрацией края. Будет ли оно таким же важным документом для муниципалитетов?

— Безусловно, мы рассчитываем на то, что основные положения модельной программы будут транслироваться на муниципальный уровень.

— Как вы считаете, все эти инициативы, которые идут от президента Медведева по изменению инвестиционного климата в регионах, — это шанс для Алтайского края?

— Исключительный шанс. Если Алтайский край себя проявит, то сможет рассчитывать на привлечение дополнительных ресурсов из федерального инвестфонда. Второго такого шанса может и не быть.

— В свое время много шума в крае наделала публикация в федеральных изданиях о том, что якобы "Деловая Россия" присвоила низкий инвестиционный рейтинг Алтайскому краю.

— Эта тема тоже обсуждалась на подписании соглашения. Ее подробно прокомментировал Александр Галушка. Проблема возникла из-за неверного интерпретирования журналистами заявления. На самом деле никакие инвестиционные рейтинги "ДР" не составляет. Представители нашей организации говорили лишь о том, что в стране есть регионы, которые по объективным причинам не могут быть самыми привлекательными для прихода инвестиций. В том числе — Алтайский край по тем причинам, о которых мы говорили.

Что предлагается в модельной программе (отдельные пункты)

О создании условий

— Принятие инвестиционной декларации и публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающих реализацию принципа "одного окна" и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Выполнение разрешительных и согласовательных процедур силами агентства с минимально необходимым участием инвестора.

О площадках

— Создание подготовленных промышленных площадок, проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.

О финансовой поддержке

— Разработка финансовой поддержки и налогового стимулирования инвестиций, в основе которой — идея "бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы и сокращение бюджетных обязательств перед безработными".

Что мы знаем о собеседнике

Юрий Матвейко родился 15 августа 1969 года в Алейске. В настоящее время председатель совета директоров компании "Октан", депутат АКЗС и руководитель регионального отделения общественной организации "Деловая Россия".

В 1992 году после службы в армии (ВДВ) окончил Алтайский политехнический институт. Трудовую карьеру начинал на предприятии "Алейскзернопродукт" механиком комбикормового завода. В 1993–1997 годах там же работал коммерческим директором. Затем открыл собственный бизнес.

Юрий Матвейко является членом правления Алтайского союза предпринимателей и президентом некоммерческого партнерства "Алтайский топливный союз". В "Деловой России" — с 2006 года. Женат, воспитывает дочь.  

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость